Роль Центрального Банка в денежно-кредитной политике государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Теоретический анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
2.Выявление ее особенностей;
3.Проанализировать влияние Центрального Банка на денежно-кредитную политику;
4.Поиск проблем и перспектив основных направлений денежно-кредитной политики в России

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Денежно-кредитная политика государства................................................5
1.1 Сущность, цели и виды денежно-кредитной политики, её воздействие на экономику.....................................................................................................................5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики...................................................8
Глава 2. Влияние Центрального Банка на денежно-кредитную политику..........14
2.1 Понятие, сущность, структура Центрального Банка и его функции в денежно-кредитной политике..................................................................................14
2.2 Проблемы и перспективы основных направлений денежно-кредитной политики в России.....................................................................................................20
Заключение.................................................................................................................23
Список использованных источников литературы..................................................

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

          Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя Банка России; по представлению последнего, согласованному с Президентом, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров; направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России, принимает по ним решения; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений (на основании предложений Национального банковского совета); проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

          В то же время Банк России тесно связан с Правительством. Он участвует в  разработке экономической политики Правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно центральным банкам других стран Банк России одновременно является банком и государственным органом.

          Новый закон о Банке России значительно  расширил полномочия Национального  банковского совета — коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального  банковского совета 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания, 3 - Государственной Думой, 3 - Президентом, 3 — Правительством. В состав Совета входит также Председатель Банка России. 

                Структура Банка  России.

          В соответствии со статьей 83 Закона ЦБ РФ «образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», в которую входят:

  • центральный аппарат ЦБ;
  • территориальные учреждения ЦБ, включая так называемые национальные банки республик — субъектов РФ (ТУ);
  • расчетно — кассовые центры (РКЦ) (по данным на январь 2003 года — 1172) и вычислительные центры ЦБ;
  • полевые учреждения ЦБ;
  •       другие (учебные заведения и организации, обеспечивающие работу ЦБ).

          В свою очередь, центральный аппарат  и ТУ характеризуются сложной  функциональной структурой, т. е. наличием разнообразных внутренних относительно обособленных подразделений (департаментов и  др.), ответственных за отдельные направления деятельности ЦБ в целом или данного ТУ.

          Функции Центрального Банка.

          Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил  три цели деятельности Банка России (ст. 3):

    • защита и обеспечение устойчивости рубля;

    • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования

    платежной системы.

          Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

          Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции (ст. 4):

    1) во  взаимодействии с Правительством  разрабатывает и проводит единую  государственную денежно-кредитную  политику;

    2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное денежное обращение;

    3) является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;

    4) устанавливает  правила расчетов в Российской  Федерации;

    5) разрабатывает  правила проведения банковских  операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) управляет  золотовалютными резервами Банка  России;

    8) принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;

    10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

    11) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

    12) определяет  порядок расчетов с международными  организациями, иностранными государствами,  а также с юридическими и  физическими лицами;

    13) разрабатывает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

    14) определяет  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

    15) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    16) устанавливает  порядок и условия проведения  операции по покупке и продаже  иностранной валюты валютными  биржами, выдает, приостанавливает  и отзывает разрешения валютным биржам по проведению операций по покупке и продаже иностранной валюты;

    17) анализирует  и прогнозирует состояние экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    18) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

          Подобно центральным банкам других стран  главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики. Ее можно определить как совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы. Проводник денежно-кредитной политики — Банк России.

          Ежегодно  Совет директоров Банка России совместно  с Правительством разрабатывает  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту и в Правительство. Не позднее 26 августа Банком России проект основных направлений представляется в Государственную Думу. Не позднее 1 декабря в Государственную Думу представляются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

          Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

          Из  определения первой функции Банка  России, которое дано Законом, следует, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которую разрабатывает и проводит Банк России во взаимодействии с Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что Банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета, а также исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, правительственной программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.

          В среднесрочной перспективе главная цель денежно-кредитной политики заключается в последовательном снижении инфляции.

          При этом Банк России исходит из того, что  достижение низкого уровня инфляции является лучшим вкладом денежно-кредитной  политики в развитие экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции долгосрочного экономического роста. 

    2.2 Проблемы и перспективы  основных направлений  денежно-кредитной  политики в России 

          Чтобы эффективно реализовать в стране денежно-кредитную политику, нужно  уделить пристальное внимание её основным направлениям.

          В качестве проблем ДКП можно выделить следующее:

    1. Необходимость  конкретизации ответственности  Банка России за достижение  поставленных целей денежно-кредитной  политики;

    2. Повышение  качества предоставляемой статистической  информации;

    3. Концептуальное  развитие банковского надзора.

            Рассмотрим каждую проблему подробней.

    1. В качестве главной цели единой денежно-кредитной политики обозначено снижение инфляции. Причем заявлено, что для достижения этой цели будут использоваться все инструменты ДКП, имеющиеся в распоряжении Банка России. Если оценивать внутренние факторы, которые влияют на показатель инфляции (меры государственной поддержки реального сектора и банковской системы, поддержка спроса), то эта задача для Банка России будет непростой. Сжатие потребительской активности  и кредитная активность банков обеспечивает некоторое снижение потребительских цен.  Однако, если продолжать так действовать, то экономике обеспечена стагнация. Государство начинает поддерживать банковскую систему, происходит непрекращающийся отток капитала за границу.

      Таким образом, одной из ключевых проблем в реализации мер ДКП является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте.

    2. В качестве ключевых показателей оценки денежной программы Центральным банком выбраны:

    - денежная  база в узком определении;

    - чистые  международные резервы;

    - чистые  внутренние кредиты.

       Рассмотрим денежную базу (узкое определение).

       «Бюллетень банковской статистики» - данные базового статистического издания ЦБ. В нем дается широкое определение денежной базы. А в основных направлениях содержится узкое определение денежной базы. Почему в денежную программу включен именно этот показатель, а а не денежная база в широком определении, не объясняется. Имеются и некоторые несовпадения между данными денежной программы в Основных направлениях и в таблицах Бюллетеня банковской статистики. Например в Бюллетене банковской статистики на 01. 01. 2009 обязательные резервы составляют 29,9 млрд руб., а в Основных направлениях значится 20 млрд руб.  В разных аналитических и статистических формах, публикуемых Банком России для всеобщего сведения, должно быть обеспечено соответствие данных. 

          Рассматривая  данные проблемы, можно найти пути их решения и обозначить как перспективы направлений денежно-кредитной политики России.

    1. Операции по рефинансированию банков необходимы для формирования базы для эмиссии национальной валюты. Пока в России имеет место эмиссия национальной валюты, на три четверти обеспеченная иностранными активами, сложно решить проблему постоянной трансформации эмитированной национальной валюты в иностранные активы. Развитие системы рефинансирования в национальной валюте — это первоочередная мера по обеспечению спроса на национальную валюту, основа формирования денежной массы, а значит, и возможностей Банка России влиять на экономику.

Информация о работе Роль Центрального Банка в денежно-кредитной политике государства