Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы более подробно рассмотреть современной состояние фондовых бирж в экономике Российской Федерации. Для этого поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность фондовых бирж;
Определить проблемы российских бирж;
Определить место фондовых бирж в Российской экономике.
Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Теоретические и методологические основы российской фондовой биржи…………………………………………………………………. 5
1.1 История возникновения фондовой биржи………………………………… 5
1.2 Сущность и цели фондовой биржи ………………………………………..13
1.3 Экономические функции и задачи фондовой биржи………………….... 16
1.4 Организация и структура бирж ……………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………. 35
В России для фондовой биржи все ее члены равны, т.е. не допускается наличие разных категорий членов, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного членства, сдачи места члена биржи в аренду или в залог тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.
В зарубежной практике, напротив, выделяют разные категории членов фондовой биржи. Например, фирмы — члены Лондонской фондовой биржи разбиваются на три категории.
Первая наиболее важная. К ней относятся члены биржи, которые могут являться либо дилерами, либо брокерами, либо дилерами и брокерами одновременно. Если член биржи занимается дилерской деятельностью, то он может зарегистрироваться на бирже в качестве организатора рынка «маркет-мейкера». Как правило, такие функции берут на себя только крупные фирмы. Основная их функция — активная покупка (продажа) ценных бумаг в установленный период, который называют обязательным периодом котировок. Организаторы рынка предлагают цены, по которым они хотели бы совершать сделки. Так как число организаторов достаточно велико, то между ними возникает конкуренция, что приводит к формированию более обоснованных цен на ценные бумаги. Организаторы рынка обязаны при котировке указывать два курса: цену спроса (покупателя) и цену предложения (продавца). Например, котировка в виде 143- 6.10x10 означает, что формирователь рынка готов купить до 10 000 акций по цене 143 пенса и продать до 10 000 акций по цене 146 пенсов. Разница между курсами (3 пенса) составляет спрэд, или курсовую прибыль.
Вторую категорию членов Лондонской фондовой биржи составляют междилерские брокеры. Это фирмы, которые оказывают посреднические услуги тем организаторам рынка, которые хотели бы взаимодействовать друг с другом анонимно. Использование междилерских брокеров позволяет организаторам рынка скрывать от конкурентов свои текущие позиции по ценным бумагам.
Третью категорию членов представляют денежные брокеры. Основная их функция заимствование ценных бумаг для организаторов рынка.
Требования, предъявляемые к членам
биржи, устанавливаются как государственным законодате
Биржа дает возможность своим членам:
Вместе с тем биржа определяет и обязанности членов биржи. К ним относятся:
Далее рассмотрим структуру фондовой биржи для более ясного понимания условий ее функционирования.
Биржи могут создаваться в форме ассоциаций (США), акционерных обществ (Великобритания, Япония), или действовать как публично-правовой (государственный) институт (Франция).
Большая часть фондовых бирж-членов Международной Федерации фондовых бирж (далее Федерация) зарегистрирована в качестве компаний (70%), ассоциаций (16%) и других структур (14%). В другие структуры на Европейском континенте включаются фондовые биржи, которые находятся в собственности государства или регулируются специальными правовыми актами (17%), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - биржи различных организационно-правовых форм (25%). В Южной Америке большинство фондовых бирж зарегистрированы не как компании, а как ассоциации (60%), что превышает показатели других регионов и среднестатистические показатели Федерации [8, с 129]. Изменение организационно-правовой формы отвечает также целям расширения структуры органов управления фондовой биржи путем допуска сторонних собственников в качестве "оппонентов", "внутренних собственников", которые представлены членами-совладельцами биржи. Сторонний совладелец (партнер, акционер) будет иметь большие мотивы для инвестирования в фондовую биржу, чем внутренний совладелец. Результаты последних исследований органов биржевого управления показывают, что участие в них других организаций (помимо членов-совладельцев биржи) позволяет сделать управление более эффективным. Это особенно важно в условиях жесткой конкурентной среды.
Таким образом, необходимость поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в значительной мере динамику деятельности ряда бирж в направлений преобразования своего статуса и инкорпорирования.
Различаются центральные и региональные биржи. Независимо от формы существования биржи она может быть как с ограниченным, так и с неограниченным числом членов. В первом случае членом становится лицо, купившее «место» на ней.
Среднестатистическая фондовая биржа-член Федерации в 2008 г. имела 432 члена-совладельца (брокеры, брокеры-дилеры и др.). За этой цифрой скрывается существенная дифференциация по регионам и странам. [8, с 130].
Фондовая биржа относится к числу
Для фондовой биржи все ее члены равны, то есть не допускаются разные категории членов, что не может бить временного членства, сдача места в аренду или залог, тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.
Фондовая биржа представляет собой чуткий барометр, по которому судят о состоянии рынка ценных бумаг, а через него положение дел в экономике в целом.
Биржевые сделки не столь разнообразны,
как банковские операции с ценными бумагами,
но все же они довольно многочисленны. Под биржевой
операцией понимается сделка купли-продажи с допущенными
на биржу бумагами, заключенная между участниками торговли
в биржевом помещении в установленное
Фондовая биржа может совмещать
Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу.
Прежде чем фондовые ценности смогут участвовать в сделке, они должны пройти специальную проверку. Процедура допуска ценных бумаг к торговле на бирже называется листингом. Он обеспечивает надежность обращающихся на бирже бумаг.
Допуск фондовых ценностей после того,
как они прошли проверку листинга, осуществляет
специальная комиссия. Управлением биржи занимается общее собрание членов биржи и выборные
органы, которые составляют общественную
структуру биржи. Все органы управления
демократически избраны и поэтому биржа
Высшим органом биржи является общее собрание ее членов, которое решает финансовые и организационные вопросы, определяет правила внутреннего распорядка. В промежутках между собраниями высшим органом является биржевой сове (комитет), который осуществляет контроль за текущей деятельностью биржи. Для оперативного руководства деятельностью создается исполнительная дирекция. На бирже создаются также определенные подразделения, каждое из которых выполняет специфические функции: оперативный или торговый отдел, где заключаются сделки, регистрационный отдел (бюро), расчетный отдел (палата). Могут быть созданы и другие отделы: информационно-справочный, издательско-статистический, отдел внешних связей и другие.
Одним из вопросов организаций успешной работы компании является
создание обоснованной и эффективной организационно-
Организационно-штатная структура компании зависит от выполняемых ею функций, совокупность которых определяет количество подразделений и выполняемые ими функций. При этом эффективность управления зависит не только от совершенства структуры управления, но и от соответствия и оптимальности организаций функциональных подразделений [6, с 16].
По функциональному признаку и их роли в процессе биржевой торговли эти задачи можно объединить в шесть направлений или блоков:
1. Блок организации биржевой
2. Блок формирования листинга и состава участников торгов;
3. Блок предторгового
4. Блок послеторгового
5. Блок надзора за биржевой
6. Блок автоматизации биржевых процессов.
Эти направления деятельности
(их общее количество и функциональное наполнение) являются определяющими для построения
организационно-штатной
Такое построение организационной структуры компании позволяет уменьшить число руководителей, сокращает и упорядочивает поток информации, используемой в процессе управления. Важность этого обусловлена тем, что процесс управления представляет собой процесс переработки информации. Таким образом, организационное построение структуры управления обеспечивает упорядочение содержания и объема информации и информационных потоков [6, с 17].
Фондовая биржа осуществляет торговлю только между членами биржи, иные лица могут осуществлять сделки на бирже только при посредничестве ее членов, а членами биржи могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокер, дилер). В торговле на бирже принимают участие и штатные работники - маклеры. По уставу фондовых бирж посредники обычно не имеют право совершать собственные сделки, но на деле это правило редко соблюдается. В некоторых странах биржевые посредники являются государственными чиновниками (например, во Франции), в других - представителями частных фирм (например, в США, Великобритании).
Фондовый рынок несет
еще важную функцию - социально-политическую.
В отличие от универсальных, но безликих
денег, акции - инструмент адресный. За
акциями всегда стоит конкретное
предприятие, конкретный владелец. Движение акций на фондовом рынке
делает экономическую ситуацию прозрачной,
а значит, предсказуемой и безопасной.
Даже кризисы на фондовом рынке, как ни
странно, выполняют стабилизирующую функцию,
поскольку происходят в «виртуальной»
реальности и всегда опережают реальные
социально-политические кризисы, давая
возможность финансовым институтам и
органам государственного управления
предпринять соответствующие действия.
В настоящее время, фондовая биржа является
неотъемлемой частью российской экономики,
формирующей оптовой рынок, путем организации
и регулирования биржевой торговли. Биржевой
институт затрагивает многие основные
сферы рыночной экономики, оказывая существенное
влияние на развитие законодательства
в сфере предпринимательства. Поэтому
его становление и развитие может и должно
рассматриваться в контексте проводимых
демократических преобразований.
Таким образом, расчеты показывают довольно
высокую связь российских биржевых индексов
между собой и – довольно неожиданно -
с индексом развивающихся рынков Morgan Stanley
(ИРР) за период с января 1999 по декабрь
2001 года. Анализ показывает высокую связь
между российскими биржевыми индексами
на всех временных показателях, что говорит
о значительном единстве фондового рынка.
В то же время оказалось, что объемы торговли
одноименными акциями на двух ведущих
биржах не обязательно колеблются синхронно.
Видимо, обе ведущие биржи России – ММВБ
и РТС – играют важную, но различную роль
в развитии фондового рынка, в большой
степени дополняя друг друга. Во всяком
случае, трудно представить существенный
биржевой бум в будущем лишь на одной из
них. Учитывая слабость рынка, огромный
путь, который еще предстоит ему пройти,
чтобы обеспечить эффективное удовлетворение
потребностей экономики в финансовом
посредничестве, множественность бирж
вызвана, вероятно, объективными причинами
институционального характера.
Накопленной статистики и знаний процессов
определения цен на акции пока недостаточно,
но регрессионный анализы дает вполне
осмысленные результаты с точки зрения
воздействия макроэкономических показателей
на биржевые индексы. Доминирование естественных
монополий на бирже в отношении объемов
торговли, естественно, ограничивает возможности
роста капитализации и ставит динамику
индексов в зависимость от администрируемых
цен, валютного курса и особенно цен на
нефть. Дальнейший анализ необходим для
выявления устойчивости зависимостей
между показателями двух ведущих бирж,
взаимодействием цен и объемов торгов
по отдельным акциям и условиям выхода
из «второго эшелона». Расчеты выполнены
на определенном ограниченном отрезке
времени, следовательно, полученные параметры
могут варьировать от периода к периоду.
Главное - потребуются значительные структурные
перемены в экономике России, чтобы установились
нормальные взаимосвязи, позволяющие,
например, прогнозировать будущую динамику
фондовых индексов, в частности в связи
с колебаниями нефтяных цен. Одним из побочных
выводов из расчетов является относительная
независимость биржевых индексов от текущих
показателей экономического роста. В частности,
падение промышленного производства в
феврале 2002 на 0,5% не оказало значительного
влияния на биржевую активность, что согласуется
с нашими расчетами. Вырисовывается картина,
в которой рост будущей капитализации
российских компаний (соответственно,
биржевых показателей) будет зависеть
от сложной постоянно меняющейся комбинации
внутренних факторов развития, макроэкономического
и институционального характера, а также
от общей ситуации на фондовых биржах
ведущих развивающихся стран и в целом
от развития мировой экономики.
В последнее время, наблюдается рост объема
торгов, например, только за сентябрь 2006
года на всех рынках Группы ММВБ было заключено
сделок на сумму 4495,8 млрд. руб., что на 6,1%
меньше объема торгов предыдущего месяца,
но на 52,5% превышает аналогичный показатель
сентября 2005 г.
Итак, одним из приоритетных направлений
государственного регулирования фондовых
бирж должно стать продолжение работы
по раскрытию информации и повышению уровня
прозрачности рынка ценных бумаг.
Важнейшей политической и экономической
проблемой России в настоящее время является
привлечение иностранных инвестиций и
защита инвесторов и товаропроизводителей.
В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование
законодательства и скоординированные
меры правоохранительных органов по обеспечению
безопасности инвесторов. Нуждается в
разработке система обеспечения безопасности
государственной доли акций в акционерных
обществах.
Без наведения элементарного порядка
в сфере вексельного обращения и принятия
дополнительных мер по обеспечению безопасности
этого сегмента рынка ценных бумаг невозможно
решить финансовые и экономические проблемы
страны. Необходимо завершить создание
единого информационного массива сферы
обращения векселей.
Таким образом, усиление роли государства
в формировании, регулировании и обеспечении
безопасности отечественного рынка ценных
бумаг является жизненно важной необходимостью
и требует принятия руководством страны
соответствующих мер.