Результаты анализа микросреды компании как база для принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:12, реферат

Описание работы

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь организации.

Содержание

Введение 3
1. Теория принятия управленческих решений. 5
1.1. Сущность, особенности управленческих решений. 5
1.2. Виды управленческих решений. 10
1.3. Процесс принятия управленческого решения. 13
2. Среда принятия управленческого решения. 18
2.1. Анализ внешней среды. 18
2.2. Анализ микросреды предприятия. Методика «Пять сил Портера». 23
2.3. Основные факторы микросреды функционирования фирмы. 29
Заключение 41
Список литературы. 43

Работа содержит 1 файл

Результаты анализа микросреды компании как база для принятия управленческих решений.docx

— 117.23 Кб (Скачать)

Микросреда  организации

 
 
 
 
 
 
 

     Покупатели.

     Анализ  покупателей как компоненты непосредственного  окружения организации в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что  ожидает продукт в будущем  и многое другое.

     Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и  т.п.); отношение покупателя к продукту.

     Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность  выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно  ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы  в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько  существенно для него качество покупаемой продукции.

     Существует  ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно  должны быть вскрыты и изучены  в процессе анализа. К числу таких  факторов относятся:

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объем закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

     При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно  все три функции выполняет  одно и то же лицо.

     Поставщики.

     Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным  сырьем, полуфабрикатами, энергетическими  и информационными ресурсами, финансами  и т.п., от которых зависит эффективность  работы организации, себестоимость  и качество производимого организацией продукта.

     Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию  в очень высокую зависимость  от себя. Поэтому при выборе поставщиков  важно глубоко и всесторонне  изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить  такие отношения с ними, которые  обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

     Конкурентная  сила поставщика зависит от следующих  факторов: уровень специализированности поставщика, величина стоимости для  поставщика переключения на других клиентов, степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов, концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами, важность для поставщика объема продаж.

     При изучении поставщиков материалов и  комплектующих в первую очередь  следует обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности: стоимость  поставляемого товара, гарантия качества поставляемого товара, временной  график поставки товаров, пунктуальность и обязательность выполнения условий  поставки товара.

     Конкуренты.

     Изучение  конкурентов, т.е , занимает особое и  очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и  сильные стороны конкурентов  и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

     Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь  пришедших на их рынок и поэтому  проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить  и заранее создавать барьеры  на пути вхождения потенциальных  пришельцев. Такими барьерами могут  быть углубленная специализация  в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут  остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка  в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны  фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный  потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

     Рынок рабочей силы.

     Анализ  рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные  возможности в обеспечении организации  кадрами, необходимыми для решения  ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как  с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности  и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих  влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

     Анализ  этих рыночных сил, которые могут  влиять как позитивно, так и негативно  на предприятие, можно проводить  с помощь методики «Пять сил Портера». Она было предложена профессором  Майклом Портеров около 40 лет назад  и рассматривает воздействие  по пяти силам среды:

  • существующие конкуренты;
  • клиенты, покупатели;
  • поставщики;
  • новые конкуренты и рыночные новички;
  • товары-заменители или товары-субституты.

     Графически  эту модель можно изобразить так: 

Модель  «Пять сил Портера»

     Затем оценивается возможная сила влияния  для каждой группы факторов в бальной  системе от 0 до 6 согласно следующей таблице:

     Критерии  бальной оценки внешних сил.

Количество  баллов Критерий оценки
0 баллов - давления не ощущается, вполне возможно собственное давление;
1 балл - минимальное и нерегулярное давление, не представляющее никакой опасности;
2 балла - давление есть, можно отслеживать его динамику, серьезных угроз нет;
3 балла - нормальная конкурентная среда, отслеживать ситуацию нужно регулярно;
4 балла - активные и агрессивные конкуренты, быстрее анализируемого предприятия, демпингуют, отбивают клиентов и пытаются диктовать условия;
5 баллов - очень сильное конкурентное давление, происходит быстрая потеря позиций;
6 баллов - полное влияние конкурентов, невозможно сделать какие-либо действия, ожидания бесперспективны;
 

     Следующим этапом происходит определение суммарного влияния сил внешней среды  и прогнозирование возможных действий:

     Оценка  давления «Пять сил Портера и  рекомендуемые действия»

Согласованная сила давления в баллах Рекомендуемые действия
0-1 - надо «давить» дальше;
2-3 - ничего не делать, проводить мониторинг ситуации;
4-5 - нужны спецпрограммы с назначением ответственных и соответствующими бюджетами;
6 - уже поздно, надо уходить из бизнеса: отдаваться или продаваться.
 

     Анализ микросреды на основе методики «Пять сил Портера» позволяет выявить возможные пути развития сил рыночной среды и на основе полученных данных построить стратегию взаимодействия фирмы с этой средой, основанную на максимальном извлечении прибыли из этих изменений.

2.3. Основные факторы микросреды функционирования фирмы.

     Основная  цель любой фирмы - получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.

     Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они  должны принимать в расчет все  факторы микросреды. Разберемся с  этими силами, проиллюстрировав их роль и влияние на примере чикагской  фирмы «Швинн байсикл компани», одного из крупных производителей велосипедов  в США.

     Фирма.

     При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга фирмы «Швинн»  должны учитывать интересы прочих групп  внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство и бухгалтерия. Для разработчиков маркетинговых  планов все эти группы как раз  и составляют микросреду фирмы. 

. Основные силы, действующие в микросреде фирмы 
 

Микросреда  фирмы

     В фирме «Швинн» к высшему руководству  относятся генеральный управляющий  отделения по производству велосипедов, члены исполнительного комитета, директор-распорядитель, председатель и члены совета директоров. Этот высший эшелон руководства определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику.

     Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Более того, все их маркетинговые проекты подлежат утверждению высшим руководством.

     Управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями  фирмы. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов.

Информация о работе Результаты анализа микросреды компании как база для принятия управленческих решений