Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:12, реферат
Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь организации.
Введение 3
1. Теория принятия управленческих решений. 5
1.1. Сущность, особенности управленческих решений. 5
1.2. Виды управленческих решений. 10
1.3. Процесс принятия управленческого решения. 13
2. Среда принятия управленческого решения. 18
2.1. Анализ внешней среды. 18
2.2. Анализ микросреды предприятия. Методика «Пять сил Портера». 23
2.3. Основные факторы микросреды функционирования фирмы. 29
Заключение 41
Список литературы. 43
Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы, и подлежит контролю за их реализацией. Поэтому управление должна быть известна цель управления.
В
системе управления обязательно
должен соблюдаться принцип выбора
принимаемого решения из определенного
набора решений. Чем больше выбор, тем
эффективнее управление. При выборе
управленческого решения к нему
предъявляются следующие
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п.
При
этом необходимо всегда помнить, что
даже тщательно продуманные решения
могут оказаться
Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию.
Основное предназначение внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем.
Анализ внешней среды включает в себя следующие этапы:
Влияние
внешней среды на деятельность предприятия
зависит от результатов анализа
и его последствий: после анализа
будут приняты необходимые
Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии.
Каждая производственная система функционирует в сильно дифференцированной внешней среде, включающей все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Внешняя среда не бывает стабильной. Поэтому каждая фирма должна не только знать свою среду «обитания» и природу ее изменений, но и должна уметь реагировать на эти изменения.7
Внешняя
среда состоит из двух частей:
1) макросреда (дальнее окружение);
2) микросреда
(отраслевое или ближнее
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Число возможных факторов макросреды достаточно велико. В связи с эти считается полезным рассматривать четыре узловых направления, анализ которых получил название «PEST-анализ» :
Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.
Для анализа и прогноза развития макросреды используют разнообразные методы:
За рубежом прогнозы развития макросреды разрабатываются на трех уровнях:
частными (консалтинговыми) фирмами.
Часть
прогнозов публикуется в
Как было уже отмечено, зарубежные фирмы уделяют анализу окружающей среды очень много внимания.
Например, В США 73% компаний анализируют внешнюю среду в полном объеме, 15% - частично и только 12% вообще не занимаются данной деятельностью.
Считается, что микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия:
Большое
число заинтересованных в деятельности
предприятия групп создает
Противоречивость
интересов различных групп
Например, результаты исследования мнений управляющих западных компаний, которым предлагалось оценить важность каждой заинтересованной группы по семизначной шкале, показывают, то приоритет имеют покупатели (6,4 баллов), работники (6,01 баллов) и владельцы крупных пакетов акций (5,3 баллов).
Внешняя среда формирует определенную систему ресурсов (состав, структуру, качественные характеристики), которыми может располагать предприятие для выполнения своей миссии.
Традиционная
теория предпринимательства
Сбор стратегической информации о внешней среде чаще всего построен на неформальной и индивидуальной основе. Источниками такой информации могут быть:
Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.
В
фирме «Procter&Gambel», например, управляющие
отдельными торговыми марками вместе
с руководителями отдела продаж и
исследования рынка составляют отчеты
о конкурентной активности по каждой
категории продуктов. Аналогично сотрудники
отдела снабжения составляют отчеты,
касающиеся нововведений в отраслях
поставщиков. Отчеты обобщаются и передаются
высшему руководству для
В компании «Lufthansa» практикуется ежемесячное заполнение всеми подразделениями специальной формы, в которой фиксируются замеченные сотрудниками факты, явления и тенденции внешней среды, которые, по их мнению, могут оказать влияние на деятельность компании.
На некоторых предприятиях Англии служба маркетинга разработала специальную форму, которая выдается каждому специалисту, выезжающему в командировку. По итогам поездки сотрудники отражают в этой форме возможности расширения сбыта продукции предприятия, указывая причины, которые сдерживают этот процесс, а также сообщают информацию о конкурентах.
В
отечественной практике системы
мониторинга и анализа
Изучение
непосредственного окружения