Для того чтобы повысить ответственность
руководителей государственных
органов и иных организаций
за неэффективное использование
топливно-энергетических и материальных
ресурсов, имущества Совету Министров
Республики Беларусь до 1 сентября
2007 г. поручено представить Главе государства
предложения о мерах ответственности
руководителей государственных органов
и иных государственных организаций за
несоблюдение установленных показателей
по экономии ресурсов.[5]
Персональная ответственность за
выполнение настоящей Директивы возлагается
на Премьер-министра Республики Беларусь,
руководителей государственных органов
и иных государственных организаций.[5]
Реализация мер, предусмотренных
Директивой, позволит обеспечить
экономию первичных энергетических
и материальных ресурсов, увеличить долю
использования местных видов топлива
и сырьевых ресурсов, возобновляемых и
альтернативных источников энергии, вследствие
чего должно быть достигнуто значительное
повышение эффективности национальной
экономики и качества жизни граждан нашей
страны.[5]
С момента принятия Директивы
прошло уже почти два года.
За этот период в стране
в целом созданы организационные
условия для реализации
ее требований. В частности, в развитие
директивы доработан ряд нормативных
правовых документов, основными из которых
являются Концепция энергетической безопасности
Республики Беларусь, утвержденная Указом
главы государства от 17 сентября 2007 года
№ 433, и Государственная комплексная программа
модернизации основных производственных
фондов Белорусской энергетической системы,
энергосбережения и увеличения доли использования
в республики собственных топливно-энергетических
ресурсов на период до 2011 года, утвержденная
Указом Президента Республики Беларусь
от 15 ноября 2007 года № 575.[2, стр. 7]
Энергетическая безопасность и
энергетическая независимость страны
в этих документах рассматривается
как система факторов, находящихся
во взаимозависимости и подверженных
дестабилизирующему воздействию.
Первоочередное внимание в них
уделяется вопросам развития электроэнергетики
и связанных с ними изменениям в структуре
топливно-энергетического баланса страны.
Данными документами предусматривается:[2,
стр. 7]
- снижение энергоемкости ВВП
в 2015 году не менее чем на
50%, в 2020 году – не менее чем
на 60% к уровню 2005 года;
- оптимизировать топливно-энергетический
баланс за счет увеличения
использования местных видов
топлива, вторичных энергоресурсов,
вовлечение в баланс нетрадиционных
и возобновляемых источников
энергии, комплексно решить вопросы
заготовки, доставки и использования на
энергоисточниках древесного топливного
сырья;
- снизить зависимость республики
от поставщиков энергоресурсов
за счет их диверсификации;
- повысить эффективность научно-технических
разработок в сфере энерго- и ресурсосбережения
и оперативность их внедрения;
- разработать и внедрить эффективные
механизмы морального и материального
стимулирования экономики и рационального
использования топливно-энергетических
и материальных ресурсов в
организациях республики.
Кроме того, уточнена программа
энергосбережения на 2006-2010 годы, предусматривающая
разработку и выполнение комплекса
организационных и технических
мероприятий, направленных на
снижение энергоемкости ВВП, замещение
импортируемых топливно-энергетических
ресурсов местными видами топлива и создание
необходимых условий для повышения уровня
энергетической безопасности республики.[2,
стр. 7]
Разработана Государственная программа
«Торф» на 2008-2010 годы и на период
до 2020 года (утверждена постановлением
Совета Министров от 23 января 2008 года №
94), предусматривающая решение проблем
увеличения объемов добычи и использования
торфяного топлива в топливно-энергетическом
балансе страны.[2, стр. 7]
В соответствии с данной программой
в 2008 году организациями Минэнерго
добыто 2,72 млн. тонн торфа, Минсельзозпрода
– 224,1 тыс. тонн торфа 20,8 тыс. тонн сапрпеля;
произведено 1182,6 тыс. тонн торфобрикета,
8,4 тыс. тонн торфяных грунтов, 53,3 тыс. тонн
торфа верхового копированного, экспортировано
348,9 тыс. тонн торфобрикета. .[2, стр. 8]
Реализуется Программа технического
переоснащения и модернизации
литейных, термических, гальвонических
и других энергоемких производств
на 2007-2010 годы (утверждена постановлением
Совета Министров от 31 октября
2007 года № 1421), предусматривающая техническое
переоснащение и модернизацию литейных
металлургических производств на базе
внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих
технологий. Планируется сэкономить 836,6
млн. куб. и природного газа, 6,7 тыс. тонн
кокса и 1,8 млн. куб. м воды. [2, стр. 8]
Для устойчивого обеспечения
энергоисточников древесным топливом
(сырьем), планируется организация непрерывного
цикла заготовки и поставки древесного
топлива (сырья) на территории республики
энергоисточники (постановление Совета
Министроа от 17 января 2008 года № 42). [2, стр.
8]
Заключение
Управление себестоимостью на
производственном предприятии возможно
только в случае внедрения
эффективного механизма снижения
издержек не в ущерб качеству
готовой продукции.
Методология программы снижения
издержек строится на нескольких принципах:
- минимизировать издержки,
управляя производственными процессами;
- минимизировать издержки,
используя инновационные технологии;
- минимизировать издержки через
переподготовку / повышение квалификации
персонала;
Таким образом, задача современного
управленца предприятия - максимальное
увеличение прибыли предприятия
при минимизации издержек.
Список
использованных источников
- ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от
14 июня 2007 г. № 3.
- Сидорский,
С. Рационально использовать энергоресурсы
// Экономика Беларуси. – Минск,
2009. - № 2. – С. 6-18.
- Селезнев,
А. Строить эффективно, экономно и качественно
// Экономика Беларуси. – Минск,
2009. - № 2.
- Рымошевский,
Ю. И светит, и греет // Белорусская
Думка. – Минск, 2009. - № 2. – С. 18.
- Комментарий
к Директиве Республики Беларусь № 3 от
14 июня 2007 г. “ Экономия и бережливость
– главные факторы экономической безопасности
государства” / Официальный сайт Министерства
экономики Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. – Минск, 2009. – Режим доступа:
http:// www.minfin.by. – Дата доступа: 06.03.10.
- Организационно-экономический
механизм ресурсосбережения промышленного
предприятия / [Электронный ресурс]. –
Минск, 2009. – Режим доступа: http:// www.
economy.gov.by. – Дата доступа: 05.03.10.
- Как внедрить
ресурсосбережение / [Электронный ресурс].
– Минск, 2009. – Режим доступа: http:// www.
expport.by. – Дата доступа: 06.03.10.
- Матрица безопасности
/ [Электронный ресурс]. – Минск, 2009.
– Режим доступа: http:// www. belta.by. – Дата доступа:
06.03.10.
Наименование
показателей |
1971г. |
1971г. |
2000 г. |
2000 г. |
2030 г. |
2030 г. |
млн. т
н. э. |
% к итогу |
млн. т н. э. |
% к итогу |
млн. т н. э. |
% к итогу |
Всего: |
5529 |
100,0 |
10089 |
100,0 |
16302 |
100,0 |
в том
числе: |
|
|
|
|
|
|
нефть |
2448 |
43,8 |
3604 |
35,7 |
5769 |
35,5 |
уголь |
1450 |
25,9 |
2355 |
23,3 |
3606 |
22,1 |
газ |
895 |
16,0 |
2085 |
20,7 |
4203 |
25,8 |
атомная
энергия |
29 |
0,5 |
674 |
6,7 |
703 |
4.3 |
гидроэнергия |
104 |
1,9 |
228 |
2,3 |
366 |
2,2 |
возобновляемые
энергоресурсы |
73 |
1,3 |
233 |
2,3 |
618 |
3,8 |
биомасса
и отходы |
592 |
10,6 |
910 |
9,0 |
1035 |
6,3 |