Ресурсосбережение в отраслях Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Экономное, рациональное использование материальных топливно-энергетических ресурсов, оптимизация ресурсо-энергопотребления, внедрение материало- и энергосберегающих технологий являются определяющими факторами обеспечения устойчивого развития страны, укрепление ее экономической безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр. 3
Ресурсосбережение в отраслях РБ……………………………………стр.4
1.1. Основные мероприятия по ресурсосбережению на предприятиях РБ………………………………………………………………………………стр.4
1.2. Политика государства по ресурсосбережению……….……стр.10

Заключение……………………………………………………………..…стр. 15

Список использованных источников…………………………………....стр. 16

Приложение…………………………………………………………….….стр.17

Работа содержит 1 файл

Экономика-ресурсы.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Функциональные показатели качества, характеризующие соответствие изделия его назначению, - это мерило затрат всех видов, поскольку их соотношение определяет эффективность создаваемой и эксплуатируемой техники. Это накладывает существенное ограничение на выбор рациональных ресурсосберегающих инженерных решений, принимаемых по конструкции в период его разработки. В этих случаях возможна многовариантность решений а,  следовательно , и выбор наиболее рационального из них.[7]

     Требования к надежности, например, направлены на обеспечение выполнения изделием заданных функций в эксплуатации путем сохранения во времени и в установленных пределах значений всех параметров, характеризующих способность выполнять эти функции в определенных режимах и условиях применения, технического обслуживания и ремонта, хранения и транспортировки. Реализация этих требований в конструкции изделия влечет за собой определенные трудовые, материальные и энергетические затраты на производство и использование по назначению изделия, поддержание и восстановление его работоспособности в процессе технического обслуживания и ремонта. Поэтому следует принимать решения

по ресурсосбережению  совместно с обеспечением надежности. Необходимо также учитывать непосредственную связь показателей надежности с ресурсосберегающими показателями: низкая надежность (качество) влечет за собой увеличение расхода материальных ресурсов в процессе эксплуатации продукции, т.е. сфере потребления.[7]

     Транспортабельность изделия характеризует  его приспособленность к перемещению в пространстве. Оно обеспечивается одновременно с принятием решений по обеспечению ресурсосбережения, так как факторы, определяющие транспортабельность изделия, существенно влияют на затраты труда, материала и энергии при заданных условиях выполнения работ во всех сферах проявления этих затрат.[6]

     Уровень вредных воздействий  техники на окружающую среду,  возникающих при ее производстве, эксплуатации и ремонте, а также  безопасность человека, находящегося  в постоянном взаимодействии с техникой, зависит от принимаемых при разработке конструкции изделия инженерных решений по используемым для ее изготовления, функционирования и восстановления рабочим материалам, способам их переработки, применению в конструкции защитных устройств и т.п. Эти решения также непосредственно воздействуют на затраты всех видов ресурсов во всех областях проявления свойств изделия, поэтому обеспечение ресурсосбережения, устойчивости экологической системы и безопасности человека, во взаимодействии с которым изделие должно проявлять свои свойства, следует также рассматривать как комплексную задачу создания изделия высокого качества. Таким образом, управление ресурсосбережением - комплексная проблема, ибо соприкасается с управлением качеством продукции, транспортировкой и хранением, экологией.[6]

     Для планирования экономии материальных  ресурсов особенно

важны результаты аналитических исследований.

     Анализ рациональности и эффективности  использования материальных ресурсов  должен производиться в следующих основных направлениях:[8]

    - в производстве новой продукции;

    - в процессе эксплуатации (применения) вновь созданной продукции.

     Целью анализа использования  материальных ресурсов как в  производстве продукции (производственно-технического  назначения), так и в условиях ее эксплуатации является снижение их удельных затрат (в расчете на единицу продукции или работы). При изготовлении новой продукции это происходит, главным образом, за счет совершенствования технологических и организационных условий производства, т. е. повышения производственных показателей, а при эксплуатации - за счет долговечности надежности продукции, а также повышения качества ремонта и культуры обслуживания, т.е. повышения эксплуатационных показателей.[8]

     И наконец, для экономии материальных ресурсов большое значение имеет система информации о сырье и материалах и их экономном использовании, а также система показателей и нормативов применения материальных ресурсов, которая отражает технически и экономически обоснованный расход сырья и материалов, идущих на изготовление продукта или выполнение процессов. Нормативы, нормы и показатели использования материальных ресурсов составляют важнейшую основу при планировании экономии сырья и материалов, обосновании потребности в ресурсах. Для оценки результатов хозяйственной деятельности с позиции использования материальных ресурсов применяется показатель стоимости основных видов сырья и материалов на 1000 руб. товарной продукции предприятия. Он также позволяет рассчитывать стоимостные аналитические и прогнозные оценки динамики расхода материальных ресурсов, учитывающие структуру продукции. Технико-экономический эффект от использования сырья и материалов измеряется при помощи следующих показателей: материальные затраты на продукт (руб.), отнесенные к себестоимости продукта по его оптовой цене (руб.); основные материалы (тонны), отнесенные к себестоимости продукта по его оптовой цене (руб.); основные материалы, (руб.), отнесенные к себестоимости продукта по его оптовой цене (руб.). Расчет перечисленных показателей позволит оценить эффективность проводимых мероприятий и выявить резервы экономического роста.[8] 
 
 

2.2. Политика государства  по ресурсосбережению 

     В целях укрепления экономической безопасности государства 14 июня 2007г. Президент Республики Беларусь подписал Директиву №3 “Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства”.[5]

     Республика Беларусь полностью  обеспечена собственными мощностями для выработки электрической и тепловой энергии. Однако, вследствие недостаточности собственных запасов топливно-энергетических ресурсов, республика вынуждена закупать природный газ, нефть, уголь. Это делает экономику зависимой от внешних поставщиков и уязвимой по отношению к колебаниям цен на энергоресурсы.

     Наряду с устойчивым обеспечением  страны энергоносителями, важнейшим  приоритетом экономической и,  в первую очередь, энергетической  политики Республики Беларусь  является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов.

Это требует  от всех государственных органов, организаций  и граждан республики чрезвычайного  режима экономии сырьевых, материальных и энергетических ресурсов, незамедлительного введения системы жесткого контроля за их расходованием, перестройки системы управления работой по ресурсосбережению, кардинального изменения отношения руководителей государственных органов, организаций и граждан к использованию государственного имущества, жесткого контроля за расходованием финансовых средств.[5]

     Экономия и бережливость становятся  ключевыми факторами поступательного  социально-экономического развития  независимого белорусского государства.

     В этих целях Директивой поручено:[1]

    - руководителям государственных  органов всех уровней управления  организовать жесткий контроль  за рациональным использованием  топливно-энергетических и материальных  ресурсов;

    - Совету Министров Республики Беларусь – обеспечить в 2007 – 2010 годах и на перспективу полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам (тарифам);

    - Совету Министров Республики  Беларусь совместно с Национальной  академией наук Беларуси – доработать Концепцию энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах.

     Перед Советом Министров Республики  Беларусь, облисполкомами и Минским  горисполкомом ставятся задачи  до 1 ноября 2007 г. создать новые и укрепить квалифицированными кадрами имеющиеся службы по нормированию топливно-энергетических и материальных ресурсов.[5]

     Облисполкомам и Минскому горисполкому  поручается обеспечить: [1]

    - в 2008 году перевод котельных,  расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) и работающих на топочном мазуте, на использование в основном местных видов топлива;

    - в 2007 – 2009 годах замену электрокотельных и электронагревателей на котлоагрегаты и водонагреватели, работающие преимущественно на местных видах топлива;

     Облисполкомам и Минскому горисполкому  совместно с Министерством жилищно-коммунального  хозяйства поручается обеспечить:[1]

    - оснащение в 2007 – 2008 годах всех квартир (индивидуальных домов) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды;

    - ежегодное увеличение использования  в жилищно-коммунальном секторе  к 2012 году местных видов топлива  для нужд отопления и горячего водоснабжения.

     Директивой поручается ускорить  техническое переоснащение и  модернизацию производства на  основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих  технологий и техники. В этой  связи необходимо:[1]

    - активизировать привлечение иностранных инвестиций для технического переоснащения и модернизации основных производственных средств, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

    - принять исчерпывающие меры  по повышению открытости и  привлекательности экономики страны  для частного капитала, всестороннему развитию частной инициативы;

    - утвердить республиканскую программу  по преобразованию котельных  в мини-ТЭЦ; 

    - организовать переход на энергоэффективный  метод проектирования и строительства  зданий;

    - обеспечить разработку и реализацию инновационных и инвестиционных проектов, ориентированных на опережающее развитие производств с малой энерго- и материалоемкостью, а также на расширение сферы услуг.

    В целях повышения эффективности  научно-технической и инновационной деятельности Директивой поручается Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси принять программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007 – 2010 годы; совместно с облисполкомами до 1 декабря 2007 г. разработать государственную программу “Торф”; в 2007 – 2010 годах разработать энерго- и ресурсосберегающие технологии добычи, производства, преобразования, транспортировки и комплексного использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, включая бурые угли и другие местные ресурсы; внедрение инновационных проектов в 2008 – 2010 годах по производству гранул из отходов деревообработки.[5]

     Совету Министров Республики  Беларусь с участием облисполкомов и Минского горисполкома, начиная с 2007 года, принимать меры по увеличению объемов выращивания быстрорастущей древесины для топливных нужд.[5]

     Для обеспечения стимулирования  экономии топливно-энергетических  и материальных ресурсов Директивой устанавливается, что выполнение показателей по экономии ресурсов, увеличение использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов считаются важнейшими критериями оценки работы руководителей государственных органов и иных государственных организаций.[1]

     Совету Министров Республики  Беларусь до 1 сентября 2007г. установить  зависимость оплаты труда руководителей  государственных органов и иных  государственных организаций от  выполнения показателей по экономии ресурсов, увеличения использования местных видов топлива. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено определить систему поощрения организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, и индивидуальных предпринимателей за экономию и бережливость.[1]

     Широко пропагандировать среди  населения необходимость соблюдения  режима повсеместной экономии  и бережливости.

     Комитету государственного контроля  поручается осуществлять целевые проверки соблюдения государственными органами и иными организациями законодательства по рациональному использованию ресурсов, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нанесении ущерба государству, бесхозяйственности и расточительстве.[1]

Информация о работе Ресурсосбережение в отраслях Республики Беларусь