Реструктуризация предприятия сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Мировой кризис сделал перед отечественными компаниями вновь чрезвычайно актуальным вопросом реструктуризацию и финансовое оздоровление, чтобы не стать банкротом. Вопросы сохранения бизнеса при условии сложных и неблагоприятных внешних обстоятельств весьма многогранны и сложны. Мы постараемся рассмотреть ситуацию в целом и понять, какие основные способы сохранения и обновления бизнеса существуют на сегодняшний день, что из них можно и нужно взять на вооружение российским компаниям, чтобы выжить и достичь максимального благоприятного эффекта.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 196.88 Кб (Скачать)

Введение

Вступление  экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для  товаров зарубежных предприятий, мировой  финансовый кризис, затронувший мировую  экономику, поставили большинство  российских организаций в сложное  финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее  банкротство организаций. В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других

Мировой кризис сделал перед отечественными компаниями вновь чрезвычайно актуальным вопросом реструктуризацию и финансовое оздоровление, чтобы не стать банкротом. Вопросы сохранения бизнеса при условии сложных и неблагоприятных внешних обстоятельств весьма многогранны и сложны. Мы постараемся рассмотреть ситуацию в целом и понять, какие основные способы сохранения и обновления бизнеса существуют на сегодняшний день, что из них можно и нужно взять на вооружение российским компаниям, чтобы выжить и достичь максимального благоприятного эффекта. Учтем и конкретные примеры успешно проведенных процедур финансового оздоровления и реструктуризации фирм. 
 
 

Экономический кризис как элемент внешней среды  предприятия

В жизни  предприятия кризисы или угроза кризисов – постоянное явление. Первопричиной, то есть возможностью возникновения  экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней  среды и внутренних условий осуществления  экономической деятельности увеличивается  вероятность периодического возникновения  кризиса предприятия, который может  приобретать различные формы. Одной  из таких форм является кризис предприятия, несущий наибольшие угрозы его функционированию и развитию.

Кризис  предприятия представляет собой  процесс, протекание которого детерминировано  во времени. Как процесс экономический  кризис имеет свое начало и конечен  во времени. Кроме того, экономический  кризис характеризуется не просто как  процесс, а как многостадийный процесс, определяющий дифференциацию механизмов антикризисного управления в разрезе  отдельных стадий его протекания на предприятии. Общие временные  границы этого процесса характеризуются  периодом времени от начала экономического кризиса до его разрешения.

Кризис  предприятия является объективным  экономическим процессом. Кризисы  неизбежны в деятельности любого предприятия и получают повсеместное проявление. Более того, кризис рассматривается  не только как объективно неизбежный, но и как объективно необходимый  процесс, несущий импульс интенсификации развития предприятия. Объективная  природа кризиса предприятия  отражает не только закономерность его  наступления, но и возможность его  разрешения.

Сущность  экономического кризиса проявляется  в перепроизводстве товаров по отношению  к платежеспособному совокупному  спросу, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях .

Существуют  основные факторы, обуславливающие  кризисное развитие предприятия. В  процессе изучения и оценки эти факторы  подразделяются на две основные группы:

·  не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы);

·   зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы)

Особенностью  кризиса предприятий является его  высокая зависимость от внешних  факторов — уровня регулирования  финансовой деятельности предприятия, конъюнктуры финансового рынка, степени развития его инфраструктуры и т.п., колеблемость которых в  динамике носит наиболее интенсивный  характер. Вместе с тем, этот кризис довольно часто возникает и под  воздействием негативных внутренних факторов. Часть их этих внутренних факторов может носить субъективный характер. Как правило, такой кризис может  быть относительно быстро разрешен за счет внутренних механизмов антикризисного управления. Кризис, генерируемый как  внутренними, так и внешними факторами  является наиболее сложным по возможностям разрешения и носит более 

Краткий экскурс в терминологию реструктуризации

В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры  чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения  и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее  определение:

Реструктуризация  компании - это изменение структуры  компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также  элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Основной  причиной, почему компании стремятся  к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком  уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая  модификация масштабов бизнеса  или рыночных условий требует  адекватного изменения системы  управления и проведения реструктуризационных программ.

С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это  повышение конкурентоспособности  компании с последующим увеличением  ее стоимости. В зависимости от целевых  установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.

То есть в условиях финансового кризиса  и падения доходности от бизнеса  как никогда актуально заняться преобразованием фирмы. Но что именно может принести владельцам компании успешно проведенная реструктуризация, какие преимущества и удобства она  гарантирует? 
Итогом благополучно прошедшей реструктуризации могут стать следующие события: 
- увеличение отдачи от бизнеса, рост объемов продаж; 
- повышение управляемости предприятием, увеличение эффективности используемых управленческих решений; 
- получение максимально высокой отдачи от вложенных денежных средств; 
- получение от внешних источников дополнительных финансовых вливаний на выгодных условиях. Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.

Стратегическая  реструктуризация - это процесс структурных  изменений, направленный на повышение  инвестиционной привлекательности  компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом  ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей  стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и  рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация  форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому  критерию выделяют комплексную и  частичную реструктуризацию.

Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в  зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструктуризации и продолжается дальнейшая работа.

В отличие  от комплексной, частичная реструктуризация (еще одно ее название "лоскутная ") затрагивает один или несколько  элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому  неудивительно, что частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам  и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.

На сегодняшний  день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество  ограничений и специфику той  компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию  реструктуризации, понимание каждого  из ее этапов и методов, с помощью  которых необходимо действовать.

Этапы реструктуризации компании

Каким образом проводить реструктуризацию компании? Как ни странно, этот вопрос до сих пор остается открытым. Единого  рецепта реструктуризации для всех компаний не существует. Более того, даже последовательность этапов реструктуризации, не говоря уже о выборе инструментария, может существенно различаться  в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения  конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов.

Если  следовать основным принципам метода управления проектами, то можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации (Рисунок 3).

Рисунок 3 
Схема реструктуризации компании

Источник: "Эксперт РА"

Стратегия компании и цели реструктуризации

Для того, чтобы успешно осуществить вышеперечисленные  этапы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление  действий компании, следование которому в перспективе должно привести к  запланированным целям.

Процесс выбора стратегии происходит после  уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа  портфеля продукции. Последнее действие представляет собой один из важнейших  инструментов стратегического управления. Ведь анализ портфеля позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей  финансовой отдачи.

В условиях российской экономики грамотный  анализ бизнес-портфеля с последующей  разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение  компании и в несколько раз  повысить ее стоимость. Такой эффект объясняется тем, что бизнеспортфели российских компаний сейчас не упорядочены  и избыточно диверсифицированы, порождают у инвесторов слишком  много вопросов, и, как следствие, недооценены.

Последние зарубежные исследования в области  стратегического управления свидетельствуют  о том, что специализированные компании эффективней диверсифицированных. Качество их продукции гораздо лучше, производительность труда в таких  компаниях выше, а развитие динамичней.

Чем больше число отраслей, в которых ведет  деятельность компания-владелец завода, тем меньше производительность труда  на отдельно взятом заводе. Работы других исследователей показывают, что и  прибыльность корпораций страдает в  результате диверсификации.

Она же влияет и на темпы роста бизнеса. Изучение компанией McKinsey истории около 50 компаний, достигших рекордных  темпов роста объема продаж (более 100% в год), позволил консультантам сделать  следующий вывод: самый характерный  элемент стратегии быстрорастущих компаний - это их узкая специализация. Большинство из исследованных компаний сосредотачивают свои усилия на одном  конкретном товаре или одной очень  привлекательной для потребителя  услуге. Лишь некоторые из них предоставляют  покупателям комплекс тесно связанных  между собой товаров и услуг. Диверсифицированных компаний среди  лидеров роста при этом не оказалось.

Информация о работе Реструктуризация предприятия сервиса