Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Положение Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей является основным показателем уровня развития, а также значимости нашей страны.
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется формированием новой системы мирового хозяйства. Несмотря на многочисленные противоречия, основной чертой этого периода становится не противостояние и противоборство, а тенденция к сотрудничеству как в общемировом, так и в региональных масштабах.

Содержание

Введение………………………………………………………….

1. Сущность мирохозяйственных связей. Основная характеристика процесса вступления Республики Беларусь в международную интеграцию………….
1.1. Эволюция мирохозяйственных связей и основные тенденции в их развитии………………………………………………………………………………
1.2. Международная интеграция……………………………………………
1.3. Внешнеэкономическое регулирование ………………………………

2. Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…..
2.1. Основные внешнеэкономические показатели Республики Беларусь……………………………………………………………………………
2.2. Многостороннее сотрудничество Республики Беларусь………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

В период с 12 по 14 января 2006 г. состоялся визит в  Республику Беларусь Председателя Генерального совета ВТО Амины Мохаммед. В ходе визита проведены встречи Председателя Генерального совета ВТО с Министром иностранных дел, руководством Совета Министров и Президентом Республики Беларусь. В рамках состоявшихся встреч обсуждены вопросы текущего этапа переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, а также намечены дальнейшие пути активизации переговорного процесса. Визит Председателя Генерального совета ВТО в Республику Беларусь является подтверждением заинтересованности руководства ВТО в развитии конструктивного диалога с Республикой Беларусь и скорейшем завершении переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

Таким образом, можно  заключить, что Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг.

Важнейшей составляющей деятельности белорусского государства  на международной арене является экономическая дипломатия, главная цель которой — содействие развитию отечественной экономики, ее интеграции в систему мирохозяйственных связей.

Исторически сложилось так, что экономика Республики Беларусь ориентирована на внешние рынки. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте превышает 60%. На внешний рынок направляется более 90% тракторов, грузовых автомобилей, 70% металлообрабатывающих станков, холодильников, химических волокон и нитей, интегральных схем и полупроводников, более 50% телевизоров и изделий легкой промышленности.

Развитие белорусского экспорта является ключевым условием дальнейшего экономического развития Республики Беларусь.

Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.

Вторым важнейшим торговым партнером нашей страны является Европейский союз. На долю Евросоюза приходится около трети белорусского экспорта в страны вне СНГ и более половины импортных закупок.

Министерство иностранных  дел Республики Беларусь активно  проводит работу по развитию инфраструктуры внешней торговли и сотрудничества, которая включает в себя в том числе подготовку инвестиционных, торговых соглашений и договоров об избежании двойного налогообложения. При этом география заключения этих международных договоров охватывает практически все континенты. К настоящему времени Беларусью подписано более 40 инвестиционных и более 70 торгово-экономических соглашений. На стадии подготовки находится около 80 аналогичных договоров.

Стремление к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда формирует интерес Республики Беларусь к равноправному членству в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Задачи и  цели, стоящие перед Республикой  Беларусь по расширению экспорта и рационализации импорта

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., главной целью внешнеэкономической деятельности является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Формирование стратегии  внешней торговли обусловливается  следующими приоритетами: ориентация в торговле на признанные мировым сообществом центры и торговые союзы; целенаправленное движение по вхождению в мировой хозяйственный комплекс на основе инвестиционно-производственного сотрудничества; развитие интеграционных процессов для активизации взаимных потоков товаров, услуг, капитала, рабочей силы и др.

В 2006-2010 гг. предполагается решение следующих задач:

• обеспечение динамичного  роста объёмов экспорта товаров  и услуг на основе повышения конкурентоспособности  отечественного производства при опережающем темпе роста экспорта над импортом;

• ориентация на приоритетное развитие экспорта услуг;

• повышение в объёме экспорта доли наукоёмкой и высокотехнологичной  продукции;

• подготовка и повышение  квалификации кадров внешнеэкономических и маркетинговых служб организаций-экспортёров;

• поиск дополнительных эффективных источников внешних  инвестиционных ресурсов;

• расширение применения современных форм международного сотрудничества;

• дальнейшая рационализация структуры импорта, развитие импортозамещающих производств, стабилизация и улучшение внешнеторгового и платёжного балансов;

• снижение негативных последствий  от введения дискриминационных мер  в отношении отечественных товаров, совершенствование методов защиты национального рынка [23, с.123].

Приоритетными направлениями  развития экспорта услуг являются: продолжение работы по постепенной интеграции белорусских производителей услуг в сложившуюся мировую систему разделения труда путём создания совместных предприятий и производств; совершенствование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности организаций сферы услуг за рубежом; внедрение современных форм внешнеэкономической деятельности в сфере услуг, в том числе франчайзинг, продажу лицензий, ноу-хау и др. 

Что касается проблем, то одна из основных задач Беларуси – повышение конкурентоспособности белорусской продукции, как по цене, так и по качеству. Решить её можно, лишь проведя технологическое перевооружение предприятий. В этой связи следует тщательно обосновывать применение импортозамещающих технологий, так как они консервируют традиционный уровень производства и закрывают внутренний рынок для высококачественной продукции. Поэтому следует максимально поощрять импорт новейших технологий и капитала для последующего наращивания своего экспорта.

Второй проблемой является необходимость решения диверсификации поставок в отдельные страны. Поэтому для улучшения внешнеторгового баланса Республики Беларусь необходимо:

• применять меры по расширению производства готовой продукции на основе имеющихся сырья и мощностей (вертикальная диверсификация);

• изучать спрос и  налаживать производство новых видов  товаров на основе сравнительных преимуществ республики (горизонтальная диверсификация);

• выходить на новые рынки  сбыта (географическая диверсификация).

Одним из приоритетных направлений  активизации внешнеэкономической  деятельности является развитие свободных  экономических зон (СЭЗ). Реализация инвестиционных проектов позволит в 2006-2010 гг. увеличить объём производства в СЭЗ в 1,47-1,61 раза (8-10% ежегодно), экспорт товаров и услуг – в 1,68-1,76 (11-12%), импорт товаров – в 1,45-1,55 (8-9%), инвестиции в основной капитал – в 1,68-1,76 раза (11-12%) [23, с. 127].

3.2 Перспективы  международного сотрудничества  Республики Беларусь

Государственная политика в области международного сотрудничества будет осуществляться на принципах сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнёров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений. Для реализации принципа многовекторности во внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь будет осуществлять торгово-экономические связи с государствами-участниками СНГ и вне СНГ, региональными объединениями, союзами и международными организациями.

Для повышения эффективности  интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:

  • проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;
  • синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;
  • гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;
  • сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;
  • объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;
  • разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;
  • развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.

Завершающим этапом в  экономической интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией должно быть введение единой валюты.

Взаимоотношения с государствами  – участниками СНГ, и прежде всего  с Российской Федерацией, остаются приоритетными во внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства.

Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со станами вне СНГ остаётся торгово-экономическое сотрудничество с государствами Европейского союза, прежде всего с новыми членами ЕС, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями, основанное на учёте взаимных интересов сторон, снятии дискриминационных мер, отмене ограничивающих правил торговой политики в отношении белорусских товаров.

Для обеспечения дальнейшего  поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами-членами ЕС целесообразно осуществить следующие мероприятия торогово-политического характера:

• расширение сотрудничества в инвестиционной области;

• совершенствование  системы валютно-финансовых расчётов со странами-членами ЕС с учётом создания зоны «Евро»;

• формирование Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и в перспективе подписание соглашения о введении безвизового режима между Республикой Беларусь и ЕС;

• развитие сотрудничества в области стандартизации и сертификации, а также в других областях, в  которых следует использовать опыт европейских стран для развития белорусской экономики.

• дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.

Для развития торговых отношений  с Соединёнными Штатами Америки  необходимо обеспечить недискриминационный  доступ белорусских товаров на американский рынок, снять ограничения на экспорт американских товаров и технологий в Республику Беларусь, что будет способствовать развитию стабильных торговых отношений на постоянной основе.

Предусматривается активизировать торгово-экономические связи с  традиционными партнёрами Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония), а также динамично развивающимися странами Латинской Америки путём совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий. Намечается дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Ближнего и Среднего Востока и странами Африки, являющимися перспективным рынком для белорусской продукции и технологий в различных областях экономики.

Решение указанных задач позволит за 2006-2010 гг. обеспечить рост экспорта товаров и услуг – 155-162%, импорта – 151-158%, а также положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами – 800-100 млн. долларов США в 2010 г. При условии сохранения благоприятной ценовой и внешнеэкономической конъюнктуры [23, с. 130].

Таким образом приоритетными направлениями внешнеэкономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. следует выделить расширение экспорта товаров и услуг, проводя при этом обоснованную рационализацию импорта.

В связи  с ресурсозависимостью Республики Беларусь приоритетным направлением должно стать развитие наукоёмких отраслей.

В международной интеграции следует придерживаться принципов  сочетания многовекторности международных связей. Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией должно быть связано с созданием единого экономического и таможенного пространства. Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами-членами ЕС целесообразно осуществить развитие сотрудничества в области стандартизации и сертификации, а также в совершенствовании системы валютно-финансовых расчётов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мировое хозяйство это не просто арифметическая сумма национальных хозяйств, а сложный комплекс взаимосвязей, которые формировались в течение многих столетий.

Основным принятым в мире показателем экономического развития страны и её места в мировом хозяйстве является ВВП. Беларусь сохраняет лидерство по показателю ВВП среди своих ближайших соседей.

Глобализация  и регионализация оказывают заметное влияние на развитие экономики Республики Беларусь, что выражается в возрастании значения малого и среднего бизнеса, росте свободных экономических зон, функционировании большого количества оффшорных центров.

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Благоприятный внешнеэкономический потенциал, как один из критериев определения конкурентоспособности страны, имеет особое значение для Республики Беларусь, так как выделяет наше государство на одно из первых мест из ряда других развивающихся стран.

Информация о работе Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей