Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа
Положение Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей является основным показателем уровня развития, а также значимости нашей страны.
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется формированием новой системы мирового хозяйства. Несмотря на многочисленные противоречия, основной чертой этого периода становится не противостояние и противоборство, а тенденция к сотрудничеству как в общемировом, так и в региональных масштабах.
Введение………………………………………………………….
1. Сущность мирохозяйственных связей. Основная характеристика процесса вступления Республики Беларусь в международную интеграцию………….
1.1. Эволюция мирохозяйственных связей и основные тенденции в их развитии………………………………………………………………………………
1.2. Международная интеграция……………………………………………
1.3. Внешнеэкономическое регулирование ………………………………
2. Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…..
2.1. Основные внешнеэкономические показатели Республики Беларусь……………………………………………………………………………
2.2. Многостороннее сотрудничество Республики Беларусь………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………
Мировой опыт показывает, что для эффективного участия в мирохозяйственных связях и успеха в международной конкуренции любая страна должна располагать так называемыми «детерминантами», т.е. всеми необходимыми факторами производства, развитыми родственными или поддерживающими отраслями (или «кластерами»), которые могут гарантировать выпуск конкурентоспособной продукции и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, а также грамотной конкурентной стратегией непосредственно у самих товаропроизводителей.
Республика Беларусь, как и любая другая страна, стремящаяся занять активную позицию в системе мирохозяйственных связей, должна следовать международным стандартам. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:
Цель международной экономической интеграции – стремление получить экономические преимущества: увеличение прибылей, снижение издержек производства и обращения.
В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах. Профессор В.Н. Шимов выделяет следующие формы [2, с.683]:
Разъяснению этих понятий следует уделить особое внимание, так как наличие той или иной формы определяет положение страны в мировой системе.
Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара. [7, с.117] Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным, — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны. Тарифное регулирование – система внешнеторговой политики.
Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др.
Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.
Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.
Выделяют и другие формы экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, [1, с.68-69]. В других исследованиях добавляется пятая форма – платёжный союз. [12, с158].
Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. А также как показывает опыт, интегрирующиеся государства имеют обычно примерно одинаковый уровень развития национальных экономик, а также рыночных отношений.
Развитию мирохозяйственной интеграции способствует создание региональных объединений отдельных стран. В различных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объединений (Европейский союз, НАФТА, ОПЕК, МЕРКОСУР, СААРК, АТЭС, СНГ и др.). Они существенно отличаются друг от друга характером складывающихся между странами-участницами отношений, используемыми организационными формами и результатами деятельности.
Таким образом можно сделать вывод о том, что международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.
Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
1.3 Внешнеэкономическое регулирование
1.3.1 Управление внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь
Следует начать с понятия внешнеэкономической политики. Под ним понимается целенаправленное воздействие государства на все формы внешнеэкономических связей, включая экспорт и импорт товаров, услуг работ, результатов интеллектуального труда. [3-6] Необходимость государственного регулирования является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельностью - это система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [13, ч.3, п.1, ст.1]
К числу важнейших законодательных актов, регулирующих ВЭД, относится Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет правовые основы государственном регулировании внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов в области внешнеторговой деятельности. [5-78]
1.3.2 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.
Высшим уровнем управления
внешнеэкономической деятельнос
Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ).
Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь.
Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) также является одним из основных государственных органов, координирующий внешнеэкономическую деятельность.
Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами.
1.3.3 Конкурентоспособность экономики Республики Беларусь и пути ее повышения
Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособную продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию товара в других странах. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли — складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструктурой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран. Наиболее приемлемым, по мнению И.С. Алексеева (1-110), является следующее определение конкурентоспособности национальной экономики (КНЭ): концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих аналогичным зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. [1, с.111-112] Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортёров и в проведении внешнеторговых операций. [7, с.132]
Международная торговля позволяет странам повышать продуктивность своего производства, так как избавляет от необходимости самостоятельно производить все товары и услуги. Любая страна может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, в которых её фирмы более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, качество которых за рубежом лучше.
Повышение страновой конкурентоспособности Беларуси является ключевым условием ее успешного развития в XXI в. Без полноценного вхождения в мировое конкурентное пространство у Беларуси нет других перспектив, кроме превращения в изолированную, перманентно отсталую, замкнутую хозяйственную систему, обменивающую сырьевые ресурсы и товары низкой технологической переработки, на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги, создаваемые динамично развивающимися инновационными экономиками.
В качестве основной цели повышения конкурентоспособности Беларуси на данном этапе ее развития можно считать создание, развитие и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ страны. [4, с.162]
Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, и том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу. [2, с.126]
Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала, являются: объем производства ВВП, и том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны.
Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, так как по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 валового внутреннего продукта. По объему производства ВВП (по паритету покупательной способности в долларах США) республике принадлежит 4-е место среди стран Содружества (после России, Украины и Казахстана) и 25-е — среди европейских государств.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это прежде всего: ● выгодное экономико-географическое положение; ● многоотраслевой промышленный комплекс; ● научный и инновационный потенциалы; ● значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); ● высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов; ● многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков. [2, с.127]
Большинство промышленно развитых и развивающихся стран стремятся к расширению внешнеэкономической деятельности. В этих условиях решающее значение имеют государственные меры, направленные на повышение конкурентоспособности отечественных производителей: соответствующая экспортная, промышленная и научно-техническая политика. Традиционно ведущая роль в укреплении позиций национальных товаров на мировых рынках принадлежит экспортной политике. Главная её задача – оказание активной поддержки внешнеторговой экспансии национальных товаропроизводителей. [1, с.130]
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью является одной из первостепенных составляющих всей современной системы мирохозяйственных связей.
Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособную продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию товара в других странах. Для этих целей нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортёров и в проведении внешнеторговых операций.
Благоприятный внешнеэкономический потенциал, как один из критериев определения конкурентоспособности страны, имеет особое значение для Республики Беларусь, так как выделяет наше государство на одно из первых мест из ряда других развивающихся стран.
ГЛАВА 2
Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
2.1. Основные
внешнеэкономические
2.1.1
Итоги внешнеторговой деятельности Республики Беларусь на январь-март 2008 года.
Внешнеторговый оборот товарами Республики Беларусь сложился в фактических ценах в долларовом выражении в размере 16784,5 млн. долларов США и увеличился по сравнению с этим же периодом в 2007 годом на 62,2 процента.
Товарооборот со странами СНГ составил 9773,3 млн. долларов или 58,2% общего товарооборота республики, с остальными странами – 7011,2 млн. долларов или 41,7% общего товарооборота.
Экспортировано Республикой Беларусь товаров на 8017,2 млн. долларов, в том числе в страны СНГ – на 3539,5 млн. долларов, из них в Россию – на 2576,7 млн. долларов, в Украину – на 1206,6млн. долларов; в государства вне СНГ – на 4477,7 млн. долларов, из них в Германию – на 291,8 млн. долларов.
В целом по республике экспорт составляет на 69%, в страны Содружества составляет 67%. В страны вне СНГ белорусский экспорт составляет 55%.
Рисунок:1.1-Экспорт
Общий объем импорта товаров составил 8767,3 млн. долларов, в том числе из стран СНГ – 6233,8 млн. долларов, из них из России – 5716 млн. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 2533,5 млн. долларов.
Информация о работе Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей