Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Положение Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей является основным показателем уровня развития, а также значимости нашей страны.
Конец XX - начало XXI вв. характеризуется формированием новой системы мирового хозяйства. Несмотря на многочисленные противоречия, основной чертой этого периода становится не противостояние и противоборство, а тенденция к сотрудничеству как в общемировом, так и в региональных масштабах.

Содержание

Введение………………………………………………………….

1. Сущность мирохозяйственных связей. Основная характеристика процесса вступления Республики Беларусь в международную интеграцию………….
1.1. Эволюция мирохозяйственных связей и основные тенденции в их развитии………………………………………………………………………………
1.2. Международная интеграция……………………………………………
1.3. Внешнеэкономическое регулирование ………………………………

2. Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь…..
2.1. Основные внешнеэкономические показатели Республики Беларусь……………………………………………………………………………
2.2. Многостороннее сотрудничество Республики Беларусь………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

Общий объем импорта  Республики Беларусь составляет 56%. При этом ввоз товаров из стран СНГ составляет 77%, в том числе из России – на 80 %.Объем импорта из стран вне СНГ составляет 21,9%.

Рисунок 1.2 – Импорт

 

 

 

Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательное  в размере -750,1 млн. долларов. По сравнению с периодом январь-март 2007 года объем отрицательного сальдо уменьшился на 106 млн. долларов. Со странами Содружества сальдо сложилось отрицательное в размере -2694,3 млн. долларов, в том числе с Российской Федерацией – -3139,3 млн. долларов. Со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1944,2 млн. долларов. По сравнению с 2005 годом положительное сальдо с этой группой стран сократилось на 1595,1 млн. долларов. [Приложение А]

 

2.1.2 Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь в 2007г.

 Важное значение для Республики Беларусь имеет динамично развивающаяся внешняя торговля товарами и услугами.

    Беларусь в 2007 году увеличила объем внешней торговли товарами и услугами по сравнению с 2006 годом на 26,3% до 58,1 млрд. долларов.  

  При этом экспорт возрос на 24,6% и достиг 27,7 млрд. долларов,

 импорт увеличился на 28% до 30,4 млрд. долларов. По итогам прошлого года сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 2,7 млрд. долларов, в том числе товарами — минус 3,9 млрд. долларов, услугами — плюс 1,2 млрд. долларов.

     В 2006 году объем  внешней торговли товарами и услугами по сравнению с 2005 годом увеличился на 23,5% до 42,8 млрд. долларов.  Также сложилась ситуация с экспортом и импортом: в 2006 году он увеличился на 23.5 % , а импорт - на 23,3%. В 2005 году- на  13,8%  и 1,1%  соответственно.

Основным источником формирования отрицательного торгового сальдо явились экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносителями, сырьем, материалами и комплектующими). В 2007 году в Беларусь ввезено промежуточных товаров на сумму $20,8 млрд. (рост на 31,4%), а экспортировано таких товаров на $16,8 млрд. (рост на 21,1%).

Что же касается 2008 года, то на  первый квартал этого года основными видами экспортных товаров являлись: нефтепродукты - увеличились на 32,6% (до 4391,1 тыс. тонн), тракторы – 17,5 % (до 16,3 тыс.шт.), сдельные тягачи – увеличились на 29 % (до 2369 штук), металлообрабатывающие станки – увеличились на 18,1% (до 1131 штук), металлокорд – 24,0 % (до 16,3 тыс. тонн), шины– 43,3 % (до 953,1 тыс. штук). К экспортируемым видам товаров также относятся: калийные удобрения, химические волокна и нити, грузовые автомобили, черные металлы, древесноволокнистые плиты, мебель, включая медицинскую, холодильники, морозильники и холодильное оборудование, телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы, мотоциклы, велосипеды и другие товары.

Экспорт в страны СНГ составил: по тракторам- 33%, металлообрабатывающие станки -24%, шины – 43,8%.

Экспорт в страны вне  СНГ представлен: нефтепродукты-48,9%, химические волокна и нити-26,2%, черные металлы-11,2%,шины –28,6%.        [Приложение Б]

 Импорт на первый кварта 2008 года составляют такие товары как: нефть – 39%, нефтепродукты-63%, черные металлы-31,5%, электрические двигатели и генераторы-23,5%, двигатели внутреннего сгорания-13,7%.                                                 

 Также, к основным видам товаров Республики Беларусь относи: природный газ, легковые автомобили, лекарственные средства, расфасованные для рознично продажи, растительные масла, рыба мороженая. [Приложение В]

Рисунок 1.3 –Внешн торговл  товарами и услугами в Республике Беларусьза 2007 год

 

 

2.1.3 Защита национальных товаропроизводителей

В целях выработки  стратегии повышения конкурентоспособности  экономики, основанной на внедрении новых прогрессивных технологий, наукоёмких производств, ориентированных на использование местных сырьевых и вторичных ресурсов, а также упорядочения закупок импортных товаров постановлением Совета Министров от 20 марта 2003 г. № 382 образована Комиссия по повышению конкурентоспособности экономики. [14, с.193]

Конъюнктура мировых  рынков отличается нестабильностью  и непредсказуемостью. В этих условиях важным направлением государственной поддержки экспортёров является использование системы страхования экспортных кредитов. 4 февраля 2003 г. создан совет по вопросам страхования при Министерстве финансов Республики Беларусь.

Продвижению белорусских  товаров на зарубежные рынки способствует развитие инфраструктуры внешней торговли. Государство организует национальные выставки и другие рекламные мероприятия, пропагандирующие товары белорусского производства.

Информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, представительства белорусских предприятий за рубежом.

В стране практически сформирована нормативно-законодательная база, предусматривающая введение защитных мер в отношении импортируемой продукции. Это законы «О таможенном тарифе», «О защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» и др. При этом государство осуществляет мероприятия по ограничению импорта товара посредством применения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер, импортной и экспортной квоты. Наряду с квотированием государство использует такой инструмент регулирования, как лицензирование.

Таким образом проанализировав  все данные, можно сделать вывод  о том, что наблюдается прирост в товарообороте по сравнению с прошлыми годами.  Внешнеторговый оборот товарами Республики Беларусь сложился в фактических ценах в долларовом выражении в размере 53013 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 20,6 процента, а с 2005 н 22,8 процента.

 Развитие  белорусского экспорта является  ключевым условием дальнейшего экономического развития Республики Беларусь. Его доля в ВВП превышает 60%, что является основным показателем открытости экономики страны. Можно заметить высокий темп роста экспорта и достижение рекордного объема экспорта в целом по республике.

Негативным моментом является значительный рост отрицательного сальдо по сравнению с 2005 годом (в 6 раз) и опережающими темпами роста импорта над темпами роста экспорта в целом по республике, а также в торговле со странами СНГ и со странами вне СНГ. Однако благоприятным фактом является положительное сальдо внешней торговли со странами вне СНГ.

Наблюдается тенденция сокращения по сравнению с 2005 годом доли стран СНГ в общем объеме внешней торговли республики. Движение товаров приобретает направление с востока на запад. [Приложение Г]

Одним из приоритетных направлений  во внешнеторговой деятельности страны является повышение конкурентоспособности  экономики, основанной на внедрении новых прогрессивных технологий, наукоёмких производств, ориентированных на использование местных сырьевых и вторичных ресурсов, а также упорядочения закупок импортных товаров.

 

 

2.2 Многостороннее сотрудничество Республики Беларусь

2.2.1 Торговля Республики Беларусь с зарубежными странами в течение последних пяти лет.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Республика Беларусь имеет широкую географию внешнеторговых связей.                 В настоящее время (по состоянию на 2008 год) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 государствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных представительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.                                                                   Товарооборот Республики Беларусь со странами СНГ в период с 2005 по 2007 годы возрос в 1,5 раза и составил по итогам 2007 года 30,2 млрд. долларов США. Экспорт товаров увеличился в 1,5 раза и составил 11,2 млрд. долларов, импорт составил 18,9 млрд. долларов.

Основными товарными  позициями белорусского экспорта в страны СНГ в течение рассматриваемого периода были продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, строительные материалы, дорожная техника, нефтепродукты, телевизоры, холодильники и морозильники, лекарственные средства, шины, соединения гетероциклические, мебель.

В общем объеме внешней  торговли Российская Федерация традиционно  занимает первое место, на ее долю приходится 30% экспортированных Республикой Беларусь товаров и 34,2% – импортированных, по сравнению с 2006 годом.

Беларусь за последние  два столетия была глубоко интегрирована в экономику России, и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

Республикой Беларусь принята  стратегия развития торгово-экономических отношений с Российской Федерацией через прямые связи с российскими регионами. Во многом благодаря данной стратегии в последние годы обеспечен стабильный рост экспорта в Россию.

Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. Товарооборот Республики Беларусь со странами вне СНГ в период с 2005 по 2007 годы возрос в 1,7 раза и составил по итогам 2007 года 22,7 млрд. долларов США. Экспорт товаров увеличился в 1,5 раза и составил 13,1 млрд. долларов, импорт составил 9,7 млрд. долларов. Основными товарными позициями белорусского экспорта в страны вне СНГ в течение рассматриваемого периода были нефтепродукты, калийные удобрения, продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, лесоматериалы, шины, продукция химической и легкой промышленности.

Одним из приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз. Торговля со странами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.          

 Основными торговыми партнерами Республики Беларусь в I квартале 2008 г. являлись: Россия – 49,4% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 10,3%, Украина – 7,2%, Германия – 4,7%, Польша – 3,2%, Соединенное Королевство – 2,9%, Латвия – 2,5%, Китай – 2%, Бразилия – 1,4%, Италия и Литва – по 1,3%.[Приложение Д]

 

2.2.2 Республика Беларусь и ВТО

Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. Работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к требованиям данной организации, которыми на сегодняшний день регулируется более 95% всей мировой торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается  как важнейший этап углубления интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам, обеспечивающие оптимальные условия доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на белорусский рынок.

Пользуясь возможностями, предоставляемыми статусом страны-наблюдателя, белорусская сторона в рамках органов ВТО продвигает своё видение развития ВТО как международной организации и правовой системы международной торговли.

На 5-й Министерской конференции (10–14 сентября 2003 г., г. Канкун, Мексика) распространено заявление Республики Беларусь с призывом к странам-членам ВТО принять меры, которые позволили бы этой организации стать действительно универсальной с точки зрения участия в ней максимального числа стран, в т.ч. за счёт предоставления присоединяющимся странам справедливых условий членства в ВТО, учитывающих национальную специфику и аспекты экономической трансформации. Кроме того, Беларусь заявила о готовности принять участие в многосторонних торговых переговорах по вопросам дальнейшего развития ВТО.

В ходе 6-й Министерской конференции ВТО (13–18 декабря 2005 г., г. Гонконг, КНР) белорусской делегацией во главе с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Кобяковым А.В. до стран-членов ВТО доведена позиция относительно текущего раунда многосторонних торговых переговоров и «размытости» процесса присоединения к ВТО новых стран, что превращает этот процесс в инструмент политических игр.

Информация о работе Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей