Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 01:25, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение рекреационного комплекса России в сфере туризма.
Задачи курсовой работы - изучение роли рекреационно-туристического комплекса в национальном комплексе страны. Анализ современных тенденций его развития, поиск решений проблем развития рекреационно-туристического комплекса на современном этапе.
Введение............................................................................................................3
I. Рекреационный комплекс Российской Федерации........................................ 6
1.1 Значение рекреационного комплекса для развития экономики........................6
1.2. Современный уровень развития рекреационного комплекса.........................9
1.3 Проблемы развития рекреационного комплекса..............................................10
II. Рекреационно-туристические комплексы Р.Ф.............................................17
2.1.Значение рекреационно-туристического комплекса для развития экономики…………………………………………………………………………...17
2.2.Общая характеристика и тенденции развития рекреационно-туристического комплекса....................................................................................................................18
2.3.Риски в рекреационно-туристической сфере....................................................23
Вывод...................................................................................................................32
Список использованной литературы......................................................................33
Важной тенденцией российского туристского рынка является процесс консолидации, в первую очередь организаторов туризма и авиаперевозчиков. Количество независимых туристических фирм неуклонно сокращается, увеличиваются темпы роста турагентских сетей. На каждом направлении работают 3-5 компаний, контролирующих до 50% рынка. Появляются так называемые "чартерные пулы", позволяющие объединять в одну программу перевозки нескольких туроператоров. В 2005 г. на российском рынке авиаперевозок работали 182 авиакомпании, в то время как десять лет назад их было около 400. Укрупнение рынка туроператоров позволило в 2006 г. увеличить суммарную выручку 50 крупнейших туроператорских компаний по сравнению с 2005 г. до 3,046 млрд. долл., или на 26% (8) 15 .
Государственное регулирование туристских рисков:
В государственном регулировании туристического комплекса следует выделить два важных направления: создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) и повышение защиты нрав и интересов туристов.
Деятельность государства направлена на ограничение и снижение инфраструктурных рисков, связанных, прежде всего с коммунальным и транспортным хозяйствами. Частный же бизнес аккумулирует свои усилия на создании, эксплуатации и реконструкции самих туристических объектов. Это выгодно обеим сторонам: государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулы не только к развитию туристического комплекса, но и к экономическому росту всего региона; предпринимательству, поскольку оно не несет инфраструктурных издержек и минимизирует риски своих вложений, имея государственную гарантию безопасности деятельности. Резиденты ОЭЗ ТРТ и государственные органы управления заключают между собой соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, предусматривающее разработку бизнес-план развития соответствующей территории27.
Внутренние риски
Для полноты характеристики современного состояния туристского рынка необходимо учитывать также влияние внутренних факторов рисков туристического комплекса. Под внутренними факторами в данном случае понимаются неблагоприятные события из-за сбоев, во-первых, в основной деятельности конкретного предприятия туристического комплекса, во-вторых, во взаимодействии этого предприятия со своим экономическим окружением.
К первой группе внутренних факторов относятся непредвиденные срывы при проведении основных видов деятельности, внезапная поломка имущества или резкое снижение его ремонтопригодности, критический износ основных фондов, нарушение персоналом трудовой дисциплины, грубые ошибки в организации текущих процессов, эксплуатация несоответствующих туристским ГОСТам объектов, отставание в технической оснащенности. Риски могут возникать в результате ухудшения текущих условий функционирования туристического предприятия: сокращения арендуемых и эксплуатируемых площадей, слабого оснащения материальных, трудовых и финансовых потоков. Это приводит не только к потере конкурентных преимуществ и снижению качества предоставляемых услуг, но и к полному отказу от туристической услуги.
Вторая группа внутренних факторов рисков возникает при установлении деловых связей конкретного субъекта туристического комплекса с другими хозяйствующими единицами. В структуре конечного продукта, покупаемого туристом, наибольшую долю занимают расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций, прежде всего транспортных предприятий и средств размещения. Заключение договора на оказание той или иной услуги само по себе не гарантирует полной защиты от неблагоприятного воздействия каких-либо событий. Туристические предприятия несут высокие риски из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения условий хозяйственных договоров. Нередки случаи неудовлетворительного обслуживания туристов вследствие внезапно возникших проблем с оператором принимающей стороны, недобросовестности организаторов туров, наличия фирм-одноднодневок и т. д.23
Подписание договорных отношений осуществляется по определенному и ограниченному числу параметров, включающих лишь часть отношений (пусть даже весьма существенную). Поэтому возникает опасность одностороннего экономического поведения, связанного с концентрацией внимания только на измеряемых параметрах контракта. Чаще всего такой риск ассоциируется с понятием "моральная угроза" ("моральный риск") и редуцируется на проблемы постконтрактного оппортунизма сотрудников туристических предприятий. Однако его можно трактовать и более широко: как совокупное влияние всех ненаблюдаемых и неизмеряемых событий в договорных отношениях внутри и за пределами предприятий туристического комплекса.
При наличии посредника негативным фактором является изменение пункта договора, касающегося снижения размеров комиссионного вознаграждения. В туристической практике известны случаи одностороннего изменения туроператорами комиссионных ставок после заключения договоров между турагентами и туристами. Иногда могут выдвигаться дополнительные, не предусмотренные в первоначальном варианте договора обязательства по страхованию туров, предоставлению дополнительных гарантий и т. п. В результате на предприятие переносятся все риски неисполнения этих обязательств.
В отношениях с конечными потребителями (туристами) данные риски возникают из-за внезапного, часто необоснованного отказа туриста полностью оплатить ранее забронированный тур. Туристическое предприятие в этих случаях применяет процедуры аннуляции и устанавливает штрафные санкции, которые позволяют частично компенсировать убытки. Однако частота таких отказов негативно отражается на характере организационно-финансовой деятельности и может привести к разбалансированности денежных потоков.
Фактором риска является ситуация, когда объемы обращающихся материальных, информационных и трудовых ресурсов значительно превышают возможности самой организации. Другими словами, туристическое предприятие планирует и закупает ресурсы, запускает новые предложения, расширяет спектр услуг, но делает это в объеме, гораздо большем, чем объем, распределенный по последующим договорам. Предприятие переоценивает свои возможности, и разработанные туристические программы могут остаться незапущенными или осуществляться в урезанном виде. Перспективы российского туристического комплекса вместе с тем оцениваются весьма благоприятно. Представляет интерес долгосрочный прогноз WTTC (Всемирный совет по туризму и путешествиям), согласно которому России отводится заметное место в мировой туристской индустрии (11). Самая оптимистичная оценка дается по динамике капитальных инвестиций: по этому показателю в 2017 г. Россия займет 1-е место в Европе и 5-е в мире. Размер капитальных инвестиций составит 2898,5 млрд. руб., что в 4,1 раза больше, чем в 2007 г. Общий вклад туристской отрасли в экономику страны ожидается в размере 1071 млрд. руб., или 1,1% ВВП. Из макроэкономических показателей, по которым анализировалось развитие туризма в России, только по одному прогнозируется снижение - по показателю занятых в туристской индустрии (с 684 тыс. человек до 665 тыс.).
Однако с учетом мультипликативного эффекта общая численность занятых в сопряженных с туристским сектором отраслях экспертами оценивается в 4,1 млн. человек в 2017 г., по сравнению с 3,9 млн. в 2007 г.. По остальным показателям (экспорт и импорт туристических услуг, государственные расходы и т. д.) ожидается устойчивый рост в пределах 2 -9% в год33.
Общий вывод, который можно сделать на основе проведенного анализа, сводится к следующему. Позитивные тенденции в развитии рекреационно-туристического комплекса России сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды различно и проявляется на макро - и микроуровнях. Поэтому, на наш взгляд, идентификация факторов риска и разработка методов управления риском относятся к числу наиболее важных задач экономического анализа туристской индустрии.
Вывод
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы, что рекреационно-туристическая деятельность, являясь важным звеном в социально-экономическом развитии государства и общества, направлена не только на возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристической сферы, но и на восстановление здоровья людей – это важная необходимость в удовлетворении рекреационных потребностей населения.
Для развития рекреационно-туристического комплекса и улучшения условий отдыха огромное значение имеют исследования по наиболее полному использованию рекреационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребности населения в отдыхе и в туризме. Также учитываются туристические риски, они влияют на все предприятия рекреационно-туристического комплекса.
В целом Россия хорошо обеспечена рекреационными ресурсами. Проблема заключается в том, что рационально развивать и использовать такой потенциал очень сложно. Тем не менее, проблемы постепенно решаются с помощью организационно-экономических механизмов управления региональной туристско-рекреационной системы.
В настоящее время неуклонно сократилось количество независимых туристических фирм, и увеличились темпы роста турагентских сетей. На каждом направлении работают 3-5 компаний, контролирующих до 50% рынка. Я считаю, что такой подход к организации рекреационных услуг является самым оптимальным, потому что при этой системе весь поток отдыхающих становится контролируемым.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ. М., 2006.
2. Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ.
3. Арефьев В.Е. Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во АТУ, 2007.
4. Ашинов С. А. Механизмы продвижения регионального туристическо-курортного продукта на рынок. 2004. – 123с.
5. Багрова Л.А., Багров Н.В, Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы. 2006. – 230с.
6. Безруков Ю.Ф. Рекреационные ресурсы. 2002. – 105с.
7. Богомолова Е. С. Организация и регулирование туристско-рекреационного комплекса региона. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005. - 165 с.
8. Бобкова А.Г. П. Рекреационная деятельность. Донецк: Юго- Восток, 2000. – 308 с.
9. Веденин Ю. А. Рекреационные ресурсы СССР. М. Профиздат, 1979 г. -175с.
10. Восколович Н. А., Морозов В. А., Орлов А. Е., Бондаренко Е. В. Экономика въездного/выездного туризма. М., 2003. - 234с.
11. Гаврильчак Н. И. Стратегические тенденции формирования развития рекреационного комплекса в Российской Федерации : коллективная монография / сост. : Гаврильчак Н. И. и др. ; под ред. Е. Е. Шарафановой. СПб., СПбГУСЭ, 2007. - 151 с.
12. Гаценбиллер Н. Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы. СПб., 2008. -192 с.
13. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Нолидж, 2006.
14. Еделев Д. А. Мировая рекреационная сфера: характеристика и специализация территорий. Пятигорск: Спецпечать ,2007. - 486 с.
15. Журнал СИТЕС 2002 29/154. Практическая информация, тематическое издание серии тур-каталоги «ОТДЫХ В РОССИИ», выпуск 7.
16. Журнал-каталог «Российский туризм», № 1(4), март 2000 г.
17. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочное издание. М.: Финансы и статистика, 2000.
18. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2004.
19. Квартальное В. А., Зорин И. В. и др. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.
20. Квартальное В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
21. Колотова Е. В. «Рекреационное ресурсоведение». Учебное пособие для студентов. М., 1999. - 135 с.
22. Лукьянова Л.Г., Цыбух В.И. Рекреационные комплексы: Учебное пособие. 2004. – 346с.
23. Мамедов О. Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель : элективное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов экономических специальностей. Ростов на Дону: Феникс, 2001.-250с.
24. Мухина Л. И. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов. М. Наука, 1998 г. 308 с.
25. Панов Н. И. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сфере туризма региона. СПб., 2003. - 228с.
26. Пирогова О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 34 с. В надзаг.: Российская международная академия туризма.
27. Погодина В. Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения. СПб., 2005. - 256с.
28. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Сост. Путрик Ю.С. – М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1995, - 168с.
29. Путрик Ю. С., Жадовская С. В. Опыт и проблемы методического обеспечения разработки региональных программ развития туризма // Труды Академии туризма. СПб.: Невский фонд, 2003.
30. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007. — 1036с.
31. Тихонова Т. Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма – составляющая часть туристских ресурсов. М., 2004. - 320с.
32. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учебное пособие. Кнорус, 2007. - 186с.
33. Яброва О. А. Развитие туристско-рекреационных комплексов регионов России: методология, теория, практика. СПб.: СПбГУЭФ , 2008. - 216с.
34. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2007. - 256с.
35