Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 01:25, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение рекреационного комплекса России в сфере туризма.
Задачи курсовой работы - изучение роли рекреационно-туристического комплекса в национальном комплексе страны. Анализ современных тенденций его развития, поиск решений проблем развития рекреационно-туристического комплекса на современном этапе.
Введение............................................................................................................3
I. Рекреационный комплекс Российской Федерации........................................ 6
1.1 Значение рекреационного комплекса для развития экономики........................6
1.2. Современный уровень развития рекреационного комплекса.........................9
1.3 Проблемы развития рекреационного комплекса..............................................10
II. Рекреационно-туристические комплексы Р.Ф.............................................17
2.1.Значение рекреационно-туристического комплекса для развития экономики…………………………………………………………………………...17
2.2.Общая характеристика и тенденции развития рекреационно-туристического комплекса....................................................................................................................18
2.3.Риски в рекреационно-туристической сфере....................................................23
Вывод...................................................................................................................32
Список использованной литературы......................................................................33
С переходом российской экономики на рыночные принципы и условия хозяйствования в ее рекреационном комплексе произошли коренные изменения. До начала процесса экономического реформирования состояние рекреационной отрасли характеризовалось дефицитом на услуги отрасли.
На сегодняшний день рекреационно-туристическая сфера активно развивается, однако действовавшие ранее административные механизмы не были своевременно заменены новыми, что и привело к кризисному состоянию рекреационно-туристского комплекса. Для рекреационно-туристических комплексов государственного уровня особенно острыми являются вопросы взаимоотношений с государственным бюджетом, объемов и системы централизованного финансирования, других форм и методов государственной поддержки. Рыночная модель экономики потребовала разработки принципиально новых подходов для формирования организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса.
Реальный механизм привлечения инвестиций в объекты курортно-туристского комплекса только с недавнего времени начал набирать обороты. Вместе с тем, отечественный туристский бизнес к рыночным условиям адаптировался, но пошла весьма неэффективным для государства путем. В короткое время образовалось множество частных фирм, которые стали удовлетворять потребности российских граждан в туризме, прежде всего - заграничном. Необычайно возрос выездной туризм, который, с экономической точки зрения, равноценен вывозу капитала из страны10. И хотя сейчас нереально утверждать, что Россия будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран, тем не менее, нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и рекреационные ресурсы в значительной степени не используются.4
Следует отметить, что основу туристской инфраструктуры составляют средства размещения, под которыми понимается любой объект, предоставляющий временные услуги по проживанию. В структуре российского туристского продукта затраты на размещение традиционно занимают наибольшую долю.
Согласно стандартной классификации средств размещения туристов, вся совокупность средств размещения включает две группы: коллективные и индивидуальные объекты. Первая группа подразделяется на средства размещения гостиничного типа, специализированные и прочие объекты, каждый из которых имеет свою специфику. Ко второй группе относятся частные жилища (квартиры, коттеджи, виллы и т. п.), снимаемые или арендуемые туристами12.
Острой проблемой, сдерживающей развитие столичного рекреационно-туристического комплекса, является нехватка гостиниц среднего класса, ориентированных на массовый туризм. В период 1999–2004 гг. приток иностранных туристов в Москву вырос более чем в два раза, увеличив долю столицы в общем числе иностранных визитов в среднем на 5 % в год. Вместе с внутренними туристскими потоками средняя загруженность гостиничного комплекса не опускается ниже 70 %, а в пик сезона составляет 95—100 %. В настоящее время в Москве на тысячу жителей приходится в среднем 10 гостиничных мест (для Санкт-Петербурга этот показатель равен 7,2), что в 2–3 раза меньше, чем в Европе. Снос старых гостиниц советского периода еще сильнее обострил ситуацию. По данным компании Colliers International, осенью 2006 г. число номеров в закрытых гостиницах превышало аналогичный показатель во вновь построенных отелях столицы, включая строящиеся объекты, на 2900 единиц. Годом раньше, до того как была закрыта гостиница «Россия», этот показатель не превышал 600 номеров. С учетом выводимых с рынка отелей столице сегодня не хватает около 30 гостиниц по 300 номеров.
Гостиничная индустрия столицы работает на пределе своих возможностей. Поэтому Москва сегодня делает первые шаги по решению проблем с дефицитом гостиниц в доступном сегменте. Предполагается, что гостиничный комплекс в ближайшие годы пополнится десятью экспериментальными гостиницами из дешевых панелей на периферии города. Вместо жилых высоток, запланированных по программе «Новое кольцо Москвы», появятся гостиницы на 10 тыс. мест (правительство города отдало под них шесть площадок). Кроме того, по всему городу будут строиться небольшие отели. В 2010 г. власти с помощью инвесторов, которым была обещана 50 % льгота на выкуп права долгосрочной аренды земли под строительство гостиницы, утроили гостиничный фонд – с 66 тыс. до 200 тыс. номеров. В Санкт-Петербурге же скромнее. Так, по официальным данным городской администрации, имеющийся фонд из 20 тыс. номеров предполагается увеличить к концу 2011 г. на 6 тыс. номеров17. Причем приоритеты в строительстве также отдаются двух – и трехзвездочным гостиницам.
Также важным инфраструктурным элементом туристического комплекса являются детские оздоровительные учреждения. На начало 2007 г. их общее число составляло 52 тыс., из них большинство (70,4 %) представляли собой организации для школьников с дневным пребыванием. Организации санаторного типа составляли лишь 1,2 % от общего числа детских оздоровительных учреждений36.
Специфика российской ситуации заключается в том, что при относительно стабильном общем количестве детских учреждений разного типа (загородных, санаторных, трудовых, спортивных и др.) прослеживается устойчивая тенденция снижения числа отдохнувших в них детей. Так, в 2000 г. количество детей составляло 6170,6 тыс. чел., а в 2006 г. – 5285,5 тыс. чел. Таким образом, общее сокращение составило 885,1 тыс. чел., причем наибольшие темпы снижения наблюдались в загородных оздоровительных учреждениях. Это объясняется отсутствием полноценного финансирования детского отдыха со стороны органов власти, а также государственных и частных предприятий, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения. Есть примеры, когда вполне благополучные, успешно функционирующие детские оздоровительные учреждения под предлогом смены собственника искусственно банкротятся, в результате чего они перепрофилируются, а земельные участки отдаются под дачи и коттеджи.
Материальная база детских оздоровительных лагерей за последние годы практически не обновлялась и не совершенствовалась, большинство строений и сооружений пришли в негодность. Строительство новых детских оздоровительных лагерей практически не ведется. Эти процессы усугубляются ростом цен на продукты питания, энергоносители и услуги, а также увеличением арендной платы за землю, что приводит к удорожанию стоимости путевок и сокращению числа оздоровленных.
Наряду с уменьшением числа детей, на которые распространяются более эффективные формы оздоровления, происходит увеличение числа детей, охваченных менее эффективными формами, такими как лагеря для школьников с дневным пребыванием и трудовые лагеря. Явная тенденция реструктуризации системы отдыха и оздоровления детей ведет к сокращению количества стационарных детских оздоровительных лагерей за счет увеличения числа мало затратных, но наименее эффективных форм детского отдыха. По сути, происходит подмена оздоровления детей в каникулярный период на их занятость. По данным счетной палаты, в 2004 г. органами службы занятости было заключено более 54 тыс. договоров о совместной деятельности с предприятиями, организациями и учреждениями по организации временного трудоустройства граждан в возрасте от 14 до 18 лет. На временные работы было направлено более 1,2 млн. несовершеннолетних граждан. Подобная практика, на наш взгляд, дискредитирует Россию как социальное государство, сводит к нулю все усилия по финансированию детского отдыха.
Кроме того, низкая популярность отдыха в российских оздоровительных учреждениях обусловлена развитой системой детского отдыха и лечения за рубежом, активно продвигаемой на российский рынок. Турфирмы сегодня предлагают большой выбор туристских программ, ориентированных на массовый детский отдых. Многие из них совмещают спортивные, оздоровительные и развлекательные мероприятия с образовательными программами, в частности по совершенствованию языковой практики. Например, лингвистический лагерь Mr. English Camp (Финляндия, г. Куопио) предлагает российским детям 8—17 лет ежедневные занятия по английскому языку в рамках специально разработанной программы. При этом создана необходимая инфраструктура, способствующая полноценному отдыху и развитию ребенка (аквапарк, школа верховой езды, спортивные площадки, песчаный пляж, анимационные программы). Подобные туры предлагаются многими странами, такими как Болгария, Венгрия, Мальта, Великобритания. Российские аналоги на этом фоне выглядят весьма бледно, и, как правило, географически они ограничены Московской областью и Туапсинским районом Краснодарского края 30.
Туризм как вид деятельности, связанный с перемещением граждан за пределы их постоянного места проживания, не может рассматриваться вне его связи с транспортной системой. Транспортная инфраструктура не только обеспечивает проезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно, но и в ряде случаев выступает как самостоятельный субъект туристской деятельности, предоставляющий туристско-экскурсионные услуги (круизы и прогулки на теплоходах, автобусные экскурсии, автотуризм и т. п.)13.
Обновление парка транспортных средств осуществляется как за счет собственного внутреннего производства, так и импорта транспортных средств. Обращает на себя внимание крайне низкий уровень российского гражданского авиастроения, имеющего первостепенное значение для туризма. Так, в 2006 г. парк российских авиакомпаний пополнился восемью пассажирскими самолетами, что на 20 единиц меньше, чем в 2005 г. Всего за семь лет в эксплуатацию было введено 78 воздушных судов российского производства. При этом темпы импортируемой авиационной техники из года в год возрастают. В 2006 г. объемы импорта превысили 1,5 млрд. долл., тогда как в 2005 г. составляли 497 млн. долл. Очевидно, что происходит вытеснение российских производителей с авиационного рынка и покупка иностранных, как правило, ранее эксплуатированных судов с целью их использования при перевозках пассажиров, в том числе и туристов. В 2006 г. лишь 3,9 % парка гражданских воздушных судов находились в эксплуатации менее пяти лет, основная часть (62,4 %) имела срок службы 15–30 лет. Причем 2005 г. стал пиковым в этом отношении: 19 % воздушных судов использовались на рынке перевозок более 30 лет (в прошлые периоды – 0,2–3,5 %).
Проблема использования неэффективных и выработавших свой ресурс транспортных средств характерна не только для авиационного рынка, но и для других объектов транспортной инфраструктуры. В 2006 г. на железнодорожном транспорте общего пользования 28 % электровозов и 6 % пассажирских вагонов превысили нормативный срок службы. На морском транспорте 91,8 % грузопассажирских, пассажирских и пассажирских бескоечных судов имеют возраст свыше 15 лет, что не позволяет использовать их в заграничном плавании (флот такого возраста в иностранные порты не допускается). На начало 2007 г. в России не было ни одного нового пассажирского морского судна (не старше пяти лет). На внутреннем водном транспорте только 12,2 % пассажирских и грузопассажирских судов были выпущены в период 1990–2006 гг. Степень износа основных фондов внутреннего водного транспорта на начало 2007 г. составляла 69,7 % – это самый высокий показатель среди всех групп организаций транспорта. Таким образом, высокая изношенность и слабая восполняемость парка подвижного состава препятствуют росту туристской мобильности российских граждан и увеличению масштабов внутреннего и въездного туризма.
Обладая огромной территорией, Россия имеет достаточно разветвленную сеть путей сообщения, что имеет существенное значение для развития туризма31.
Однако протяженность автомобильных дорог вплоть до 2005 г. неуклонно сокращалась.
Вместе с тем состояние российских автомобильных дорог пока не отвечает уровню мировых стандартов. Почти треть дорог общего пользования с твердым покрытием – это недолговечные щебеночные и гравийные дороги.
Протяженность наиболее благоустроенных федеральных дорог в течение последних десяти лет не менялась и составляет 47 тыс. км. Недостаточна протяженность магистральных дорог: она составляет всего 29 тыс. км.35
II. Рекреационно-туристическая сфера Р.Ф.
2.1. Туристско-Рекреационный комплекс
Туризм представляет собой комплекс, состоящий из нескольких составных частей: средств размещения, предприятий питания, перевозчиков, индустрии развлечений, различных туристских предприятий, природных ресурсов и т.д.3
Современная туристская индустрия является одной из наиболее доходных и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, которая по доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) подобная динамика развития туризма сохранится и в перспективе. В 2011 году по прогнозам ВТО количество туристов превысит 1 млрд. человек, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 39,5% и составит 1 252 доллара США18. При этом каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в "прямом" туризме (транспорт, проживание, питание), а 16 туристов - одного рабочего места в инфраструктуре туризма. В настоящее время по приему иностранных туристов Россия находится на 15 месте в мире. По прогнозам ВТО, к 2011 году она переместится на 9 место, а количество туристов, ее посетивших составит 29, 5 млн. человек. Таким образом, только международный въездной туризм потребует создания в государстве дополнительно 1, 6 млн. рабочих мест и внесет в бюджет Российской Федерации в 2010 году 36, 9 млрд. долларов США (за 2000 - 2010 год среднегодовой прирост туристов из-за границы прогнозируется в размере 6,7%)32.
2.2. Общая характеристика и тенденции развития
На настоящее время существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства, такие как США, Франция, Испания и др. Туризм дает этим странам до 10% валового национального продукта, обеспечивает им значительные бюджетные поступления. Индустрия туризма быстро развивается и в странах, находящихся в схожих с Северо-Западным Федеральным Округом природно-климатических условиях, например, в Финляндии и Швеции20.
В настоящее время СЗФО имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал (благоприятные природно-ландшафтные условия и наличие крупнейших объектов культурного наследия), который при правильном использовании может обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.6
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день)19.
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени. Отмечая положительные изменения, происходящие в туризме на Северо-Западе России, нужно на ряд негативных моментов, сдерживающих его развитие (не только в регионе, но и в Российской Федерации в целом):
к сдерживающим факторам в области инвестиций следует отнести и ужесточение внутри региональной конкурентной борьбы за инвестиции. Перенос центра тяжести этой конкурентной борьбы из внутри региональной в межрегиональную и межстрановую плоскость за счет совместного использования (взаимодополнения) конкурентных преимуществ территорий Северо-Запада, безусловно, способствовал бы повышению эффективности инвестиционного процесса в регионе;
существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов в сфере туризма является отсутствие единой для Северо-Запада России стратегии и программы развития туризма и рекреации, что ведет к нерациональному дублированию инвестиционных проектов, распылению ограниченных инвестиционных ресурсов, и, как следствие, к общему снижению эффективности региональной инвестиционной деятельности в сфере туризма;