Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 01:25, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение рекреационного комплекса России в сфере туризма.
Задачи курсовой работы - изучение роли рекреационно-туристического комплекса в национальном комплексе страны. Анализ современных тенденций его развития, поиск решений проблем развития рекреационно-туристического комплекса на современном этапе.
Введение............................................................................................................3
I. Рекреационный комплекс Российской Федерации........................................ 6
1.1 Значение рекреационного комплекса для развития экономики........................6
1.2. Современный уровень развития рекреационного комплекса.........................9
1.3 Проблемы развития рекреационного комплекса..............................................10
II. Рекреационно-туристические комплексы Р.Ф.............................................17
2.1.Значение рекреационно-туристического комплекса для развития экономики…………………………………………………………………………...17
2.2.Общая характеристика и тенденции развития рекреационно-туристического комплекса....................................................................................................................18
2.3.Риски в рекреационно-туристической сфере....................................................23
Вывод...................................................................................................................32
Список использованной литературы......................................................................33
как показывает анализ, федеральная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу туризма, не соответствует современному уровню развития российского общества. Отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы туризма в субъектах РФ, входящих в СЗФО, отрицательно сказывается на разработке совместных туристских проектов.
Процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы. Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов.
Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России, как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.
Рекреационно-туристическая сфера как отрасль экономики, формирует значительные финансовые потоки и способствует развитию региона. Для устранения препятствий на пути развития инвестиционных процессов в Северо-Западном Федеральном Округе в настоящее время с целью усиления координации и государственной поддержки туристской деятельности разработан следующий план программных мероприятий:
Разработка, на базе стратегии развития туризма в СЗФО, единой региональной инвестиционной политики, нацеленной на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных, крупномасштабных, межтерриториальных проектов, направленных на устойчивое развитие туристской отрасли Северо-Запада России. В рамках данной политики необходимо предусмотреть: разработку эффективного механизма заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов;
Создание региональной системы гарантий и сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств, страхованию инвестиционных рисков, эффективному использованию лизинга, институциональное обеспечение инвестиционного процесса и т.д. Особое внимание в программе должно быть уделено механизмам привлечения инвестиционных ресурсов на базе широкого использования принципов проектного инвестирования (использования механизма залога имущественных прав на возводимый объект - т.н. условный залог) в качестве альтернативы инвестиционному кредитованию;
Совершенствование инвестиционного проектирования с учетом интересов развития туристской отрасли. В настоящее время крупномасштабные, капиталоемкие проекты проходят экономическую экспертизу и включают в состав своей проектной документации т.н. экологическую составляющую. В интересах развития туризма было бы целесообразно, чтобы крупные инвестиционные проекты проходили и туристскую экспертизу, а также включали в свою проектную документацию туристскую составляющую. Представляется, что данный организационно-экономический механизм обеспечит приток дополнительных инвестиций в сферу туризма и ускорит развитие его инфраструктуры;
Содействие созданию и эффективному развитию в СЗФО прогрессивных форм организации туристского бизнеса (тур.
корпорации, тур. консорциум и т.д.), ориентированных на углубление внутри региональной интеграции и решение крупных межтерриториальных проблем развития туризма;
Использование юбилейных дат в качестве критерия определения инвестиционных приоритетов и как фактор привлечения инвестиций25.
Исходя из вышесказанного, приоритетными направлениями развития туристско-рекреационного комплекса можно считать:
Создание единой базы данных (Реестра) приоритетных инвестиционных проектов для развития туризма на Северо-Западе;
Организация деятельности по подготовке и координации инвестиционных проектов в сфере туризма в СЗФО путем осуществления работы с инициаторами инвестиционных проектов, заключающейся в проведении экономического и юридического анализа имеющихся инвестиционных проектов и инициирование разработки инвестиционных предложений на территориях Северо-Западного Федерального Округа, приоритетных для развития туристской индустрии;
отбор приоритетных инвестиционных проектов и последующей работе по их экономической и правовой подготовке для инвестора;
участие в продвижении инвестиционных проектов, работе с потенциальными инвесторами, осуществление контроля за их реализацией.
Создание комиссии (экспертной группы) по инвестиционной политике в сфере туризма, состоящей из специалистов организаций поддержки туризма, экономистов, юристов, представителей предприятий туриндустрии и других заинтересованных организаций;
Основная цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации. Которая будет обеспечивать спрос потребителей на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, и значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия11.
Активная работа предприятий туристской индустрии влечет за собой развитие целого комплекса других отраслей (сфера обслуживания, строительство, транспорт и т.д.), выступая своего рода локомотивом для их совершенствования.
2.3. Риски в рекреационно-туристической сфере.
Анализ проблем рекреационно-туристического комплекса не возможна без учета теории риска в деятельности хозяйственных систем. В экономической литературе эта теория достаточно хорошо исследована для производственных, финансовых, страховых и других институтов, методам же оценки и управления туристскими рисками уделено гораздо меньше внимания28.
Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две группы: возможные для туристов при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски) и экономические или хозяйственные риски, обусловленные деятельностью туристических предприятий при формировании, реализации туров и оказании рекреационных услуг. Первая группа рисков включает факторы, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Во вторую группу входит большое число видов рисков, присущих деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса, которые возникают вследствие сложности и разнообразия финансово-хозяйственных связей туристской индустрии с другими отраслями.
Оценка и управление туристскими рисками должны базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма, на результатах исследований смежных наук (права, экологии, здравоохранения, математических методов, информационных технологий и др.). Согласно положениям Системы национальных счетов 1993 г., под отраслью понимается группа заведений, занимающихся аналогичными видами деятельности. Набор характерных видов деятельности в туризме включает ряд классов отраслей в их традиционном понимании и делает его сопряженным с различными сферами общественного производства24.
На все предприятия рекреационно-туристического комплекса оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности можно отнести к универсальным, воздействующим на любой хозяйствующий субъект независимо от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Речь идет о финансовых, инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках.
Не следует забывать и о влиянии рисков вне их непосредственной связи с предприятиями рекреационной сферы. Довольно часто они носят неэкономический характер и проявляются либо из-за пренебрежения личной безопасностью самими туристами, либо вследствие внешних угроз (терроризм, эпидемии, травматизм и т. д.) и могут наносить прямой или косвенный экономический ущерб туристам. Так, по данным МВД РФ, на российских дорогах совершается до 17 тыс. преступлений в год, в том числе и при перевозках в туристических автобусах (преимущественно туристов-челноков).
Следует отметить группу факторов, действующих в рекреационно-туристическом комплексе (как, впрочем, и в любой хозяйственной системе) независимо от экономической ситуации и желания субъектов экономики. Речь идет о природно-естественных факторах риска, которые связаны с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, наводнения, ураганы и т. д.) и опасностью потерь по причинам неэкономического характера (техногенные аварии, кражи и т. д.). В эту группу следует включать и экологические факторы рисков в результате загрязнения окружающей среды. Само по себе определение туризма как активного отдыха предполагает возможность рисков природного и техногенного характера. С юридической точки зрения природные факторы риска являются форс-мажорными обстоятельствами. Они часто упоминаются в туристическом договоре как не зависящие от воли и желания туроператора обстоятельства, и поэтому туроператор не несет ответственности при их возникновении29.
В туристическом комплексе, следовательно, происходит наложение рисков друг на друга, их временное и пространственное рассредоточение. В результате совокупное влияние неблагоприятных факторов и процессов кристаллизуется в обобщенном понятии "туристский риск".
Транспортная составляющая туристической инфраструктуры в России характеризуется низкой конкурентоспособностью отечественных перевозчиков на рынке выездного туризма. Сопоставление объемов международных пассажирских перевозок, выполненных российскими транспортными компаниями, и численности туристических потоков свидетельствует о низкой популярности отечественных перевозчиков при реализации международных туристических программ. Так, в 2002 г. только каждый восьмой российский и иностранный турист, пересекший границу России, воспользовался услугами российских компаний. Повышение же доли расходов на транспортное обслуживание в общей сумме затрат объяснялось ростом тарифов на авиа- и железнодорожные билеты.
В результате реализации комплекса организационных и экономических мероприятий снизилось влияние нормативно-правовых рисков. В 2002 г. была принята Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г., па основе которой многие региональные органы власти разработали свои туристические программы. Кроме того, в конце 2004 г. было образовано Федеральное агентство по туризму, активизировали свою деятельность государственные органы и некоммерческие организации (такие, как комитет Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз туриндустрии и т. д.).
Современный этап - это период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Несмотря на рост экспорта, и импорта этих услуг в абсолютном выражении, в общем объеме внешнеторгового оборота их доля падает. В первом полугодии 2007 г. физический объем туристических услуг сократился на 1,2%. При этом в последние 15 лет сохраняется устойчивая тенденция к росту выездного туризма. Гораздо ниже темпы роста туризма в пределах России. По итогам 2006 г. количество туристических поездок по стране выросло на 15% по сравнению с 2005 г. Самым популярным направлением является Краснодарский край: в 2006 г. его посетили более 5 млн. человек34.
Выездные туристические потоки превысили въездные за первое полугодие 2007 г. в 4,7 раза (в 2000 г. - в 1,7), что свидетельствует о высокой привлекательности для российских туристов зарубежных туров и о недостаточной популярности российских туристических зон среди иностранцев. Уровень цен на многие туристические программы внутренних направлений сравнялся и даже превысил аналогичные предложения по выездному туризму. Это сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его неконкурентоспособным с международным10.
Расчеты стоимости туристских продуктов по наиболее распространенным туристическим направлениям подтверждают сложившуюся ситуацию. Так, средняя цена путевки на курорты Турции в июне 2007 г. составляла 14331 руб. (8 дней/7 ночей). Цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова - 22687 руб. За пять лет средняя стоимость тура в Турцию выросла на 15%, в Испанию - на 35%, отдыха в российском санатории - в 2 раза. По некоторым оценкам, день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории 3 - 4 "звезды" сегодня обходится не дешевле 200-250 евро, следовательно, недельный тур стоит примерно 1,5 тыс. евро без учета стоимости авиа - или железнодорожных билетов14.
Повышение цен - крайне негативная тенденция, которая наблюдается в течение многих лет, поэтому рассматривать ее как фактор риска не следует. Ценовой фактор риска проявляется только в рамках индивидуальных программ (как правило, массовых выездных направлений) отдельных туроператоров в виде срывов реализации предложений на туристские продукты. Дело в том, что постепенное снижение цены по мере приближения срока поездки означает не востребованность уже сформированных предложений, то есть возникает избыточное предложение. Это обусловлено стремлением туристических фирм максимизировать потенциальный доход, которые не учитывают платежеспособный спрос и переоценивают свои возможности продажи продукта, резервируя максимальное число мест по перевозке и размещению26.
Рост туристических потоков сдерживается диспропорциями в развитии коллективных средств размещения по экономическим регионам Российской Федерации и острой нехваткой недорогих гостиниц категории 2-3 "звезды". Это особенно заметно в таких крупнейших центрах, как Москва и Санкт-Петербург, в котором на 1 тыс. жителей приходится в среднем 7,2 гостиничных места; в Москве аналогичный показатель приближается к 10, что в 2 - 3 раза меньше, чем в Европе. В последнее время темпы гостиничного строительства в обеих столицах и в целом по России возросли, но все же преобладает строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов, поскольку сроки их окупаемости гораздо короче, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Вместе с тем многие российские гостиницы высшей категории (их доля пока не превышает 14%) не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов16.