Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:08, автореферат
Переход к рыночной экономике, социальному партнерству привели к радикальному изменению правового регулирования оплаты труда, отказу государства от централизованной организации заработной платы. Эти изменения нашли отражение в Законе об оплате труда и соответствующих дополнениях Кодекса законов о труде.
Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс - труд. Эти средства работник должен получать в обмен на труд в размере, соответствующем достигнутому уровню развития производительных сил общества и воплощающемся в исторически сложившемся наборе потребительских благи услуг, необходимых работнику и членам его семьи.
Введение………………………………………………………………..стр 3
1. Регулирование оплаты труда в Украине…………………………..стр 4
2. Регулирование оплаты труда в развитых странах…………………стр 9
Заключение……………………………………………………………...стр 13
Список используемых источников……………………………………стр 15
ИНСТИТУТ СТРАН ВОСТОКА И АФРИКИ
ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ХАРЬКОВ»
Реферат
На
тему:
Регулирование
оплаты труда в
Украине и развитых
странах
Симферополь – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Регулирование оплаты труда в Украине…………………………..стр 4
2. Регулирование оплаты труда в развитых странах…………………стр 9
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………стр
15
Введение
Переход
к рыночной экономике, социальному
партнерству привели к
Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс - труд. Эти средства работник должен получать в обмен на труд в размере, соответствующем достигнутому уровню развития производительных сил общества и воплощающемся в исторически сложившемся наборе потребительских благи услуг, необходимых работнику и членам его семьи.
Следствием перехода к рыночной экономике практически во всех странах явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.
В
настоящее время оплата труда
в Украине является объектом национального,
отраслевого, регионального, локального
государственно- нормативного и коллективно-договорного
регулирования, а также индивидуально-
1. Регулирование оплаты труда в Украине
В соответствии со ст. 94. Гл7 КЗоТа Украины заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник предприятия или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Законом
Украины "Об оплате труда" предполагаются
две сферы регулирования
В соответствии со ст.14. КЗоТа Украины «Система договорного регулирования оплаты труда», договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе системы социально-партнерских соглашений, которые заключаются на государственному (Генеральное соглашение), отраслевому (отраслевое соглашение), региональному (региональное соглашение) и производственному (коллективный договор) уровнях согласно Закону Украины "О коллективных договорах и соглашениях". Главным принципом при этом есть недопущения ухудшения положения работников путем снижения гарантий, предусмотренных соглашением более высокого уровня или законодательством. Однако Закон Украины "Об оплате труда" допускает для преодоления финансовых трудностей предприятия временно, на период до 6 месяцев, в коллективных договорах предусматривать нормы по оплате работы ниже, чем в Генеральном и отраслевом соглашениях, но не низшие от государственных норм и гарантий в оплате работы. Предметом договорного регулирования отношений в области оплаты труда на государственном уровне выступают: основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений; минимальные социальные гарантии оплаты труда и доходов населения на достаточном жизненном уровне; размер прожиточного минимума, минимальных стандартов; условия роста фондов оплаты труда и установление межотраслевых соотношений в оплате работы.
Основной системой государственного регулирования оплаты труда на предприятиях всех организационно-правовых форм и форм собственности является трудовой договор, который отражает отношения между работником и предпринимателем. По такому договору работник обязуется выполнять предусмотренную договором работу, а предприниматель ее оплачивать согласно этому же договору. Государство заставляет частных предпринимателей заключать трудовые договоры с наемными работниками в письменной форме в трех экземплярах, один из которых передается службе занятости. Государственный уровень заработной платы состоит в законодательном регулировании оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления минимальной заработной платы.
Минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объём работ) (ст 95 КЗоТ Украины). Она рассчитывается исходя из минимального потребительского бюджета, уровня экономического развития страны, производительности труда.
Статья 22 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» устанавливает такие размеры минимальной заработной платы:
1. При помесячной оплате труда: с 01.12.2011 1004 грн
с 01.10.2011 985 грн
с 01.04.2011 960 грн
с 01.01.2011 941 грн
2. При
почасовой оплате труда:с 01.
с 01.10.2011 5,92 грн
с 01.04.2011 5,77 грн
с 01.01.2011 5,66 грн
Государство также устанавливает тарифную систему - совокупность тарифных сеток, ставок, схем, методик расчетов дифференциации оплаты в зависимости от качества работ и уровня квалификации работников на государственных предприятиях.
Государство определяет нормы оплаты труда за работу в нерабочее время, праздничные и выходные дни, оплаты отпусков, времени, затраченного на переобучение и т.д. Для определения размеров пенсий, компенсации ущерба, причиненного работнику, оплаты пособий используется показатель средней заработной платы -размера зарплаты работника, рассчитанный за определенный период времени.
Особое место в системе организации оплаты труда занимают акты международного права, связанные с трудом и его оплатой. Их влияние на национальную систему организации оплаты труда двояко: во-первых, в соответствии с Конституцией Украины, международные конвенции о труде, ратифицированные Верховной Радой Украины являются частью ее национального трудового законодательства, основой государственно-нормативных методов регулирования оплаты труда в Украине. Во-вторых, нератифицированные акты международного трудового права оказывают косвенное влияние на национальную систему организации оплаты труда тем, что демонстрируют варианты решения ряда общих для многих стран проблем регулирования общественных отношений, связанных с трудом и его вознаграждением.
В Украине, с одной стороны, несмотря на определенную активизацию, коллективно-договорное регулирование находится только в стадии становления и во многом носит формальный, декларативный характер. С другой стороны, трудовое законодательство нуждается в существенном развитии с целью обеспечения его соответствия реалиям рыночной системы. Поэтому, дальнейшее реформирование системы организации оплаты труда в Украине должно охватывать как совершенствование трудового законодательства, государственно- нормативного регулирования оплаты труда в целом, так и развитие коллективно - договорного метода регулирования на всех уровнях, что диктует необходимость выработки оптимальной модели соотношения законодательства о труде, коллективных соглашений и договоров. При этом в отношении регулирования оплаты труда указанная модель должна оптимально сочетать не только государственно-нормативное и коллективно- договорное регулирование, но и индивидуально-договорное регулирование, поскольку, во-первых, центр тяжести в регламентации заработной платы лежит в сфере локального регулирования (уровень предприятия), во-вторых, именно вокруг трудового договора между работодателем и работником концентрируются вопросы оплаты труда, которые трактуются в контексте прав и обязанностей сторон договора.
Регулирование трудовых отношений проводится в соответствии с Законом Украины «О занятости населения», Государственной программой занятости, указами Президента, Законом «Про установление границы малообеспеченности и размера минимальной заработной платы». Основные функции по регулированию трудовых отношений выполняет Министерство труда и социальной политики и Министерство экономики Украины.
Структура
заработной платы включает основную,
дополнительную зарплату, а также
иные поощрительные и
Основная зарплата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок, сдельных расценок для рабочих, окладов для служащих.
Дополнительная заработная плата - это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи, особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, премии и др.
Иные поощрительные и
Основным соглашением, регулирующим оплату труда на предприятиях, учреждениях и организациях является коллективный договор. Согласно ст. 97 КЗоТ, форма и система оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и иных поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.
В
настоящее время в Украине
формирование системы организации
оплаты труда, адекватной рыночным принципам
хозяйствования, не завершено. Все
ее основные элементы нуждаются в
существенном реформировании, поскольку,
во-первых, часть из них унаследована
от командно-административной системы.
2. Регулирование оплаты труда в Развитых странах
Демократизация общественной жизни, переход на рыночные отношения, расширение прав и самостоятельности трудовых коллективов в хозяйственной деятельности, в том числе выборе и разработке своих моделей заработной платы, не только не исключают регулирование оплаты труда на разных уровнях, но и усиливают его необходимость. В противном случае возможны серьезные социальные конфликты, дальнейшая разбалансировка товарной массы и денежного обращения, снижение уровня жизни населения. Самого пристального внимания в этой связи заслуживает опыт зарубежных стран, так называемого классического рынка (США, Франции, Германии, Швеции и Японии). Основными формами регулирования зарплаты там являются:
- государственное регулирование – установление минимальной зарплаты, предельных размеров ее роста в период инфляции, налоговая политика;
-
колдоговорное регулирование
– на договорной основе между правительством, руководством отраслей
и профсоюзами определяются общий порядок индексации доходов, формы
и системы заработной платы, размеры разовых повышений ее уровня, социальных выплат и льгот (в том числе пособий по безработице);
Информация о работе Регулирование оплаты труда в Украине и развитых странах