Регулирование и перспективы развития предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть вопросы регулирования предпринимательской деятельности в РФ, а также выделить проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение 3
1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. 4
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РФ 7
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

регулир и разв предприним.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

- развитие деформированной системы отношений присвоения (на долю богатых и состоятельных российских граждан сегодня приходится примерно 78% в общем денежном доходе населения);

- крайняя степень социального расслоения граждан - 10% самого богатого населения в России сегодня имеют доходы, превосходящие доходы десяти процентов самого бедного населения в 40 раз; с позиций экономической безопасности предельное соотношение составляет 10:1;

- дисфункции правовых норм и др.

К сожалению, за годы реформ не были решены стратегически важные задачи, связанные с формированием  социально ориентированного, регулируемого  со стороны государства рыночного  хозяйства. Среди таких нереализованных задач следует назвать:

- обеспечение естественных прав человека на экономическую свободу в собственном государстве;

- обеспечение свободы частной собственности, предпринимательства, конкуренции, потребительского выбора и др.;

- формирование широкого среднего слоя населения («среднего класса»), являющегося экономически независимым от государства и выступающего в качестве основания (фундамента) для зарождения и развития гражданского общества:

- создание развитой системы рыночных институтов и элементов рыночной инфраструктуры;

- формирование системы цивилизованных рыночных (социально-экономических и экономико-правовых) норм, связей и отношений, характерных для современных развитых держав мира и т. д.

В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной  политики государства технологические  сдвиги в российской экономике приобрели  явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической  структуры. При этом наиболее серьезный  регресс охватил самые современные  производства и выразился в «откате» России по уровню их развития на 10–25 лет. Большинство производств готовой  продукции, замыкающих воспроизводственный  контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает  спад производства других видов готовой  продукции, произошло практически  полное их вытеснение с внутреннего  рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре  производства машиностроительной продукции  сократилась. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической  основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики. Сегодня как  никогда необходима государственная  поддержка инновационного предпринимательства, которое является нашей последней надеждой.

Особую роль в возрождении  отечественной экономики могло  бы сыграть предпринимательство, которое  в условиях рынка выступает четвертым  фактором производства в дополнение к денежным, материальным и человеческим ресурсам. Особенно велики возможности  малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Объектом предпринимательства  является, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров  и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием  здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах  с развитой рыночной экономикой соотношение  этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70 %) связана с оказанием  технических, информационных и других услуг.

В таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание, деятельность по обеспечению функционирования рынка малое предпринимательство  не получило широкого распространения: их суммарная доля от общего числа малых предприятий менее 3,5%.

Успешное развитие малого предпринимательства невозможно без  целенаправленной государственной  поддержки, связанной с формированием  благоприятной предпринимательской  среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Воздействие государства  на становление и развитие МП (малого предпринимательства) осуществляется через финансовый механизм, который  представляет собой систему определенных финансовых рычагов, выраженных в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

В данном случае одним из рычагов финансового механизма  поддержки МП является участие субъектов  малого предпринимательства в производстве товаров (услуг) для государственных  нужд. Однако, эта форма поддержки  в настоящее время закреплена лишь на бумаге и нуждается в дальнейшей проработке.

Другим направлением поддержки  МП является имущественная поддержка, механизм которой предполагает создание новых малых предприятий и поддержку уже действующих путем продажи им в рассрочку и предоставления в аренду на льготных условиях производственных площадей и неиспользованного оборудования предприятий-должников областного бюджета.

В данное время необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости как одного из институтов государственной поддержки МП. Фонды  занятости непосредственно заинтересованы в поддержке МП, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости могут  ожидать увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данных фондов.

Учитывая общее состояние  российской экономики и значительный дефицит государственных и местных  бюджетов, единственным реальным внешним источником финансирования МП в настоящее время является банковский кредит. Нынешнее состояние взаимодействия малого бизнеса с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков с МП «заморозилось» на уровне преобладающего предоставления краткосрочного кредита, причем преимущественно для сферы торгово-посреднических операций МП.

Усилению роли банков в  развитии МП, включая и сферу реализации целевых программ поддержки, могли  бы способствовать следующие меры:

1. Формирование системы  государственных гарантий (или гарантий  от лица уполномоченных государством  институтов) по банковским кредитам  МП;

2. Использование иных  возможностей усиления взаимодействия  МП с банковскими институтами,  например, на пути заключения  соглашений о паритетном финансировании  МП и разделе кредитных рисков  с Фондом содействия развитию  малых форм предприятий в научно-технической  сфере. При этом банк проводит  финансовую экспертизу проектов, а фонд — научно-техническую.  Соглашение предусматривает условия  кредитования, удовлетворяющие интересам всех трех сторон (банк, фонд и получатель кредита);

3. Еще одна возможность  связана с участием российских  банков в программах микрокредитования по линии ЕБРР.

Суть предлагаемых новаций  заключена в комбинации кредитного риска и средств ЕБРР со средствами российских банков, а также оказанием  МП помощи на комплексной основе путем  преимущественного предоставления льготных кредитов тем МП, руководители которых успешно прошли подготовку по линии других программ международной  технической помощи (например, TACIS).

В настоящее время необходимо усилить регулирующую функцию налогов, способствующую выравниванию сложившихся  диспропорций в экономике. С этой целью целесообразно ввести модернизированный  налог на превышение расходов на оплату труда как регулятор роста  заработной платы и стабильный источник доходов бюджета. В основу образования  нормированных затрат на оплату труда  может быть положена величина прожиточного минимума (а не официальная минимальная  месячная оплата труда, которая устанавливается  исходя из финансовых возможностей государства, ничего общего не имея с величиной  прожиточного минимума и со сложившейся  средней заработной платой), умноженная на установленный коэффициент и  фактическую численность работников.

Процесс перехода России к  рынку затянулся вплоть до пришедшего экономического кризиса. Возникает  вопрос, а произошел ли за это  время в стране процесс экономического развития какой-либо отрасли.

Морально и физически  устаревшие основные фонды советского периода так и продолжают активно  использоваться в современной экономике. Так, доля машин и оборудования в  возрасте до 5 лет на начало 2008 г. была в 4,4 раза меньше, чем в 1990 г., одновременно доля наиболее старого оборудования, прослужившего свыше 20 лет, продолжала увеличиваться и достигла к 2008 г. 50,1 %, против 15 % в 1990 г. Причем по электроэнергетике, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии средний возраст машин и оборудования превышал таковой в целом по промышленности (20,1 года). Отдать дань следует отечественной традиции советской эпохи - созданию промышленных систем с немыслимым резервом мощности, сроков службы. Сегодняшние вложения в данные системы позволяют им работать, однако насколько данное латание дыр эффективно и целесообразно, ведь технологические изменения в данном случае не происходят и на выходе мы имеем товары, о конкурентоспособности которых даже говорить не приходится. Следует констатировать, что высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одним из главных ограничений экономического роста. Естественным в данных условиях становится для России экспорт сырья как единственная возможность удерживаться на плаву.

Ни в сфере услуг, ни в сфере производства структурных  реформ так до сих пор и не производится. Наличие всевозможных субсидий в  социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов снижения затрат. Однако отсутствие реального роста доходов российского  населения не дает возможности обойтись без субсидирования. Отсутствие необходимых  по длительности и объемам пенсионных вложений, не дает их рассматривать  как реальный источник инвестиций. Система здравоохранения, активно  ушедшая в нелегальную коммерцию, не является сегодня опорой для поддержания  здоровья народонаселения и неэффективна, к тому же рост стоимости предоставляемых  услуг, к сожалению, никак не связан с увеличением качества медицинского обслуживания, ответственности. Кроме  того, профилактика заболеваний сегодня  вообще находится вне поля зрения власти. Теперь это дело и желание самих граждан.

Назревший кризис в системе  современного образования ставит под  вопрос возможность воспитания молодых  специалистов. Да, образовательных учреждений сегодня появилось очень много и на любой вкус, только пойти учиться туда могут единицы, и далеко не все выпускники после получения заветного диплома являются специалистами, которые самостоятельно, в режиме реального времени, могут квалифицированно работать. После такого обучения у многих возникает закономерный вопрос: а для чего, собственно, было учиться? Какие цели поставило образовательное учреждение, насколько те знания, которые в нем даются, практически реализуемы и отвечают требованиям современной жизни? Где в ближайшие десятилетия мы будем брать квалифицированную рабочую силу?

Следует отметить, что значительную роль в формировании экономического положения современной России играют процессы гипертрофированного «затенения» экономической деятельности, масштабы которого в последнее десятилетие резко возросли по сравнению с советскими временами, став результатом перехода страны к рынку. Официальная статистика не позволяет ответить на целый ряд вопросов, в частности, как выживает российское население при официально регистрируемой средней заработной плате; почему число банковских накоплений населения растет, а число вновь образуемых на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается. Есть все основания предполагать, что проблема выживания, первоначального накопления капитала решается сегодня в России путем активного включения населения в различные процессы, разворачивающиеся в рамках теневой экономики.

Большая часть представителей бизнеса в России, ведущая в  основном легальную деятельность и  нарушающая закон лишь эпизодически, совершает действия, которые носят  вынужденный характер и вызваны  дефектами сложившейся экономической  системы. Самые распространенные из них - выплата налогов и других «государственных изъятий» (таможенных пошлин и т.п.) в неполном объеме и обналичивание безналичных денег. Две названные операции время от времени проделывают практически все деловые люди в России. Первая из них обусловлена сверхбольшими налоговыми ставками и репрессивной системой налогообложения. Если скрупулезно выполнять все требования, то придется выплачивать государству иногда и более 100% прибыли. Предприниматели считают справедливой и целесообразной значительно меньшую ставку налоговых изъятий - 28% доходов. С учетом отклонений они отдают не больше 1/4 своих доходов, что соответствует как их представлениям о справедливости и целесообразности, так и практике большинства стран с развитой рыночной экономикой. Что касается другой операции - «обналичивания» под фиктивные контракты, то ее масштабы оценить труднее. По оценкам МВД, даже без учета потребительского рынка и банковского бизнеса величина теневого налично-денежного оборота составляет более 30 млрд долл. В настоящее время «обналичивание» - сложившийся институт, обеспечивающий легальный бизнес неподконтрольными государству деньгами в объеме, определяемом потребностями выплат: во-первых, теневой части зарплаты, т.е. разницы между реальной ценой труда, требуемой для удержания и стимулирования работников, и официальной зарплатой, показываемой в отчетности перед государственными органами; во-вторых, по теневым соглашениям за товары поставщикам (что сокращает расходы примерно на 30%); в-третьих, различным «крышам» и чиновникам для обеспечения своей безопасности и сохранения занимаемой на рынке ниши.

Информация о работе Регулирование и перспективы развития предпринимательства в РФ