Регулирование и перспективы развития предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть вопросы регулирования предпринимательской деятельности в РФ, а также выделить проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение 3
1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. 4
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РФ 7
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

регулир и разв предприним.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

Регулирование и перспективы развития предпринимательства  в РФ

 

Содержание

 

Введение  3

1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. 4

2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РФ 7

Заключение  21

Список использованной литературы  24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы  хозяйствования, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению  и условиям жизни частные предприниматели  близки к большей части населения  и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и  политической стабильности общества.

Цель данной работы –  рассмотреть вопросы регулирования  предпринимательской деятельности в РФ, а также выделить проблемы и перспективы ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

 

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  порядке (ст.2 ГК РФ).

Предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические  лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правовую основу предпринимательства  составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и др.

Государство осуществляет поддержку  предпринимательства следующим  образом:

  • путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;
  • информационным обеспечением субъектов бизнеса;
  • путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;
  • путем подготовки кадров для сферы предпринимательства и др.

Предпринимательство выполняет  важную общественную функцию и государство  должно содействовать его развитию.

Государство не вмешивается  в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Предпринимательство стало  темой анализа и дискуссий  в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.

Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной  деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция РФ закрепляет за каждым право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ). Однако для осуществления некоторых видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом. К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Предпринимательство представляет собой самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную.

Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:

  • инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью.
  • систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно.
  • деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению.
  • получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

Кроме того, к признакам  предпринимательской деятельности можно отнести также самостоятельную  юридическую ответственность и  творческий, инновационный, социально ответственный характер.

Законодательство определяет следующие принципы предпринимательской  деятельности:

  • свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
  • самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;
  • установление цен в соответствии с законодательством;
  • свободный наем работников;
  • привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
  • свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;
  • самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.

Законом предусмотрены условия  осуществления предпринимательской  деятельности: государственная регистрация  предпринимательства, право найма  работников и социальные гарантии при  использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов  предпринимательской деятельности; право государства на прекращение  предпринимательской деятельности.

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РФ

 

На сегодняшний день положение российского предпринимательства можно оценить как кризисное. Данное заключение вытекает из анализа следующих явлений.

Во-первых, изучение состояния  важнейших ресурсных рынков позволяет  констатировать, что российский предприниматель  сталкивается с отсутствием широкой  информации о ресурсах, порядке и  условиях доступа к ним; с недостаточной степенью конкурентоспособности и открытости в предоставлении ресурсов; усложненностью доступа к ресурсам; с нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот.

Во-вторых, состояние финансового  рынка, характеризующееся отсутствием  стабильности, частыми изменениями  процента рефинансирования, а также  осторожностью банков в предоставлении малым предприятиям кредитов и требовании высоких процентов, отнюдь не способствует укреплению позиций предпринимательского сектора.

В-третьих, низкая мобильность  трудовых ресурсов и острый дефицит  подготовленных специалистов в области  маркетинга, финансов, инновационной  деятельности, работающих на малый  бизнес, не позволяют малому бизнесу  находить и качественно обслуживать  те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.

В-четвертых, хаотичность  информационного рынка, дороговизна  и низкое качество предоставляемой  информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность

Субъекты малого предпринимательства  находятся в еще более трудном  положении: более высок уровень  риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; существенна  зависимость от крупных компаний; имеют место недостатки в управлении собственным делом; слаба компетентность руководителей; повышена чувствительность к изменениям условий хозяйствования; велики трудности в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов; высока неуверенность  и осторожность хозяйствующих партнеров  при заключении договоров (контрактов) и др.

Мониторинг процессов  развития малого предпринимательства  в последние годы подводит к двум основным выводам.

1) Изменение макроэкономических  условий почти не повлияло  на структуру малого предпринимательства.  Малый бизнес как начал развиваться  на торговом «поле», так и продолжает  развиваться в основном на  нем, оставаясь наиболее высокодоходным  видом бизнеса. Производящий малый  бизнес находится в невыгодном  положении. Появились признаки  замедления поступательного процесса в секторе малой экономики.

2) Успешное развитие малого  предпринимательства невозможно  без целенаправленной государственной  поддержки, связанной с формированием  благоприятной предпринимательской  среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики, малые предприятия объективно требуют  специальных мер государственной  поддержки и стимулирования. Ведь именно малое предпринимательство  является мощным рычагом для решения  комплекса политических, финансово-экономических  и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики  и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения  занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих  мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами. Однако сегодня  предпринимательство усиленно тормозится неадекватной налоговой политикой, преступностью и отсутствием  личной безопасности, отсутствием защиты частной собственности со стороны государства.

Между тем, устойчивый экономический  рост требует создания соответствующих  макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций, а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства, многократного  повышения инвестиционной и инновационной  активности. Эти меры, в свою очередь, предполагают наличие соответствующих  инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих экономической политики государства. Без их решительной  активизации не удастся устранить  основные угрозы экономическому развитию страны.

Усложняет проблему развития отечественного предпринимательства  то обстоятельство, что новые экономические  отношения, рыночные структуры и  связи складываются в хозяйственной системе России не естественноисторическим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость, как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в следующем:

Информация о работе Регулирование и перспективы развития предпринимательства в РФ