Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в определении необходимости реформирования системы образования в социально-исторических условиях и перспективные направления развития казахстанского образования.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Система образования в период становления Республики Казахстана………………………………………………………………………..5
2. Этапы реформирования системы образования…………………………......7
3. Развитие системы образования в первое десятилетие XXI века…………………………………………………………………………........14
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...26
В июне 1999 года принят Закон Республики Казахстан «Об образовании» который закрепил конституционный принцип обязательности и бесплатности среднего образования, а также трехступенчатую систему средней общеобразовательной школы.
В соответствии с Постановлением №213 Правительства РК от 13 марта 2004 года, Казахстанские школы перешли на проведение единого национального тестирования (ЕНТ). Единое национальное тестирование проводилось по четырем предметам: трем обязательным - для школ с русским языком обучения- это русский язык, математика, история Казахстана- и одному предмету по выбору, в соответствии с Типовыми правилами приема в ВУЗы и колледжи. С 2007- 2008 года учебного года обязательным предметом для школ с русским языком обучения стал казахский язык, а для школ с казахским языком обучения –русский.
В годы государственной независимости увеличивается количество школ с углубленным обучением и специализацией, с платностью «дополнительных услуг». С 1990-1991 до 1995-1996 учебного года число школ с углубленным изучением отдельных предметов почти удвоилось, количество гимназий возросло с 16 до 131, лицеев - с 10 до 112. Количество гимназий и лицеев продолжало расти, в 1998-1999 учебном году в Казахстане насчитывалось 195 гимназий и 149 лицеев. Положения о гимназии и лицее были приняты в 1996 году.
Элитизация образования вносила фактор социального неравенства. Лучшие педагогические кадры уходили в гимназии и лицеи, некоторые вовсе покидали педагогическую систему. В «массовой» общеобразовательной школе происходило значительное снижение качества обучения.
Высшая школа Казахстана также прошла сквозь испытание рыночной экономики, но с наименьшими потерями, чем другие звенья Первые частные высшие учебные заведения возникли в 1991-1992 гг. В последующие годы их количество увеличивалось, несмотря на отсутствие соответствующей экономико-правовой базы. Так, если в 1996 году в Восточно-Казахстанской области было всего 6 вузов с контингентом студентов 24357 человек, то к 2000 году их количество достигло 11, а студентов 35943. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других городах. Только в 1995-1998 гг. количество частных вузов в республике, получивших лицензии, достигло 74.
10 апреля 1993 года
был принят Закон Республики
Казахстан «О высшем
Качественно новый этап в реформировании высшей школы наступил в 1999 году.
Основными направлениями нового этапа реформы стали:
- переход к
новой системе формирования
- разгосударствление
и приватизация большинства
Начало реализации первого направления положило Постановление Правительства РК «О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений Республики Казахстан». Согласно этому документу прием студентов по государственному заказу должен был осуществляться на основе государственных грантов и кредитов.
Стремление определить национальную стратегию образования, необходимость обеспечения подрастающему поколению возможности реализовать собственный потенциал в профессиональной деятельности, сопровождался поиском эффективных технологий образования, вниманием к опыту стран, добившихся значительных успехов в экономической, культурной, социальной сферах. Отражением данной тенденции стало внедрение комплексного тестирования при поступлении в вузы республики.
К концу первого
десятилетия независимости
Несмотря на трудности, в конце XX- в начале XXI вв. намечаются позитивные тенденции в развитии высшей школы Казахстана. Указом Президента РК от 30 сентября 2000 года была утверждена программа «Образование», в которой впервые рассматриваются в комплексе все аспекты целостной непрерывной системы образования. Среди основных направлений развития профессионального образования предусматривался переход на трехуровневую систему подготовки профессиональных кадров -бакалавриат - магистратура- докторантура (Ph.D), основанной на системе академических кредитов, а также создание национальной системы оценки качества образования.
Основным звеном реализации новой модели образования должны стать педагогические кадры новой формации.
В 1999 г. страны Европы подписали Болонское соглашение о создании «единого образовательного пространства», согласно которому к 2010 году вся Западная Европа должна иметь единую систему высшей школы. В Казахстане сразу же был подхвачен призыв присоединиться к так называемому Болонскому процессу, что и было сделано. Присоединение к Болонскому процессу активизировало деятельность высшей школы Казахстана. В Концепции модернизации образования республики до 2015 года определены основные задачи профессионального образования. Концепция развития образования является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментально составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.
Программа определяет
образование в качестве общенационального
приоритета, составляет организационную
основу реализации образовательной политики
Республики Казахстан на длительный период
и является основанием для внесения изменений
и дополнений в законодательство, в систему
финансирования, содержание образования,
структуру и систему управления образованием,
кадровую и социальную политику. Сегодня
стоит задача формирования не только профессионально
подготовленного специалиста, а личности
с богатым духовно-нравственным и социальным
потенциалом, способной к самосовершенствованию
на протяжении всей жизни.
3.
Развитие системы образования
в первое десятилетие
XXI века
В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержание системы образования.
Разработка Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.
Целью Программы является модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества.
Основными задачами являются:
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Для создания условий перехода на новую модель казахстанского образования необходимо укрепление экономического базиса. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составляла 330812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года.
Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Программы
Программа будет реализовываться поэтапно.
Первый этап (2005 - 2007 годы). Будет создана унифицированная система управления образованием на региональном уровне.
В системе дошкольного воспитания и обучения будут разработаны нормативная правовая база и научно - методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность работать и оказывающего поддержку социально незащищенным и малообеспеченным семьям.
Будут разработаны нормативные правовые акты по льготному налогообложению предприятий, реструктуризации сельских школ как полифункциональной организации образования с целью создания в них комплексов "школа - детский сад", а также создан Республиканский научно - практический центр "Дошкольное детство".
Расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини - центров на базе организаций образования.
В системе специального образования:
В среднем образовании:
созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
создана система внешней текущей и итоговой оценки;
изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;
создана система вовлечения всего общества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;
усовершенствована методическая служба путем восстановления методических кабинетов при районных отделах образования;
внедрены новые педагогические, информационные и здоровье сберегающие технологии обучения.
Ежегодно будут
проходить повышение
Строительство сельских школ будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельских территорий. Кроме этого дополнительно за счет средств республиканского бюджета будет осуществляться строительство 7 школ в 2005 году, 8 школ в 2006 году и 11 школ в 2007 году в городской местности.
В 2005- 2007 годы будут построены две школы - интерната для детей с нарушением зрения, что позволит охватить обучением 500 нуждающихся детей.
Предполагается отремонтировать в 2005 году 780, в 2006 году - 880, в 2007 году - 970 объектов образования.
Будут обеспечены лингафонными и мультимедийными кабинетами в 2005 году 2746 организаций образования, в 2006 году -1628, в 2007 году -1864, что будет способствовать улучшению языковой подготовки учащихся.
Коррекционные организации образования будут обеспечены специальными техническими и компенсаторными средствами для обучения детей - инвалидов.
Увеличение сети
внешкольных организаций
В профессиональном образовании:
создана нормативная правовая основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров;
повысятся доступность и престиж профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда и общества (доля выпускников школ, которые продолжат обучение в организациях технического и профессионального образования, составит не менее 30 %);
укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса, повысится эффективность сотрудничества субъектов социального партнерства;