Реформы в Казахстанском образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении необходимости реформирования системы образования в социально-исторических условиях и перспективные направления развития казахстанского образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Система образования в период становления Республики Казахстана………………………………………………………………………..5

2. Этапы реформирования системы образования…………………………......7

3. Развитие системы образования в первое десятилетие XXI века…………………………………………………………………………........14

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 127.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО - КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА 

Факультет истории и международных отношений

Кафедра истории Казахстана 
 

Курсовая работа

Реформы в Казахстанском  образовании 

Выполнил:

студент 2  курса                                                     Савельева Е. 

Проверил:

Доцент, к.и.н.               Жанбосинова А.С    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть- Каменогорск, 2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Система образования  в период становления Республики Казахстана………………………………………………………………………..5

2. Этапы реформирования  системы образования…………………………......7

3. Развитие системы образования в первое десятилетие XXI века…………………………………………………………………………........14

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Объект исследования курсовой работы является образовательный процесс и система образования в Республике Казахстан.

Предметом исследования является проблема реформирования образовательного процесса и его стратегия.

Актуальность темы исследования. Как известно, последнее десятилетие в нашей стране характеризуется реформированием и модернизацией всех сфер жизни общества. Неоспорим и тот факт, что в достаточной степени эти процессы  коснулись и области образования. На сегодняшний день концепция экономического и культурного развития республики во многом связана с образовательной и научной сферами. Эта концепция подкреплена такими документами стратегического характера, как закон «Об образовании», Государственная программа «Образование», «Стратегия развития образования до 2010 года» и «Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы», «Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы» и т.д.

Степень разработанности проблемы. Проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения всегда были одними из главных в любом обществе. Современные проблемы казахстанского образования никогда не анализировались цельно и единовременно, хотя по отдельным образовательным отраслям казахстанскими философами и педагогами в последние годы было создано немало трудов. Следует упомянуть здесь книгу А. Н. Нысанбаева и В. Ю. Дунаева «Трансформация системы образования: взгляд философов», в которой ставится задача: с позиции эксплицированного философского подхода рассмотреть становление образовательной инфраструктуры в качестве духовно-онтологической основы. Стоит отметить работы казахстанских авторов, в которых проблемы реформирования образования конкретизируются и обретают предметное содержание. К ним можно отнести, например, работы  Б. Г. Нуржанова и Г. А. Бейсеновой, Едильбаевой Ж. С. Публикаций по проблемам образования и его реформирования достаточно, однако почти каждый автор выражает собственный взгляд на это.

Цель  курсовой работы заключается в определении необходимости реформирования системы образования в социально-исторических условиях и перспективные направления развития казахстанского образования.

С основной целью  связаны и следующие задачи:

  1. обосновать, что при определении проблем реформирования образования в методологическом отношении необходимо исходить из эксплицированного понимания сущности самого образования;
  2. обосновать, что в казахстанском обществе проблема образовательных реформ остается не до конца определенной и сводится в основном к внешним, формально-организационным аспектам;
  3. проследить процесс становления системы образования в Республике Казахстан, изучить его современное состояние и возможности реформирования;
  4. обосновать перспективные направления развития казахстанской образовательной системы.

Структура работы. Объем курсовой работы  26 страниц компьютерного текста. Она состоит из введения, основной части, включающей три раздела, заключения и списка литературы, состоящего из 8 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Система образования в период становления Республики Казахстан 

Образование испытывает на себе практически все изменения, происходящие в обществе .Советский период образования  знаменателен многими достижениями в  области образования. Практически поголовная грамотность населения, всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования, бесплатность обучения на всех ступенях, научный характер и фундаментальность образовательных программ и научных исследований,  кадровый потенциал образования и науки явились бесспорными историческими достижениями советского периода. В результате распада СССР, экономического   и политического кризиса  в стране, в течении нескольких лет в Казахстане была полностью  разрушена система дошкольного воспитания.

 Массового закрытия  общеобразовательных школ не было. Однако, сокращение более, чем  втрое числа интернатных учреждений на фоне роста безработицы и бедности, особенно в сельской местности, создало проблему непосещения школ значительной части детей школьного возраста.

Серьезным испытаниям подверглось профессионально-техническое  образование.  Количество профтехшкол по республике сократилось.

Ограничение  возможностей бюджетного финансирования быстро привело к сокращению плана приема в  высшие  государственные учебные заведения.

Все это явилось  необходимостью выживания и развития системы образования в реальных условиях путем адаптации к рынку.

Новые условия  развития страны  вызвали  ряд кардинальных перемен в образовательной системе. Экономические, политические, культурные преобразования  требовали решения задач структурной перестройки и модернизации системы образования. Также выход Казахстана в мировой рынок требовал интеграции в международное образовательное пространство, принятия мировых образовательных стандартов.

 Поэтому первой и основополагающей задачей реформ образования в республике стала необходимость выживания и развития в новых условиях путем адаптации к рынку.

Республика Казахстан  признана мировым сообществом как  государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.

В условиях быстроизменяющегося  мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

Казахстанская система образования развивалась  в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численности специалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективности управления образованием.  
 
 
 
 

2. Этапы реформирования  системы образования 

С обретением независимости Казахстан провозгласил реформу в области образования. Этот процесс можно разделить на три этапа:

1 этап с 1990- 1996 г. Определен в реформе образования инфраструктурными изменениями системы образования, так называемой оптимизацией сети учебных заведений. Именно этот этап привел к резкому сокращению дошкольных и средних учреждений на русском языке. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи), стал формироваться частный сектор образования; стали вводиться новые механизмы финансирования; начался пересмотр структуры и содержания учебных программ и учебников, в соответствии с новой политической и идеологической ситуацией. Это, прежде всего, касается пересмотра отношений к русскому языку и истории России, к сокращению часов преподавания русского языка и исключения из курса школ истории России и включение ее фрагментарно в курс всемирной истории.

2 этап с 1997- 2000 г.  Характеризуется выдвижением вопросов о качестве образовательных услуг, эффективности системы образования, конкурентоспособности казахстанской системы образования в международном образовательном пространстве. Казахстан отказался от российских учебников, начался процесс написания новых стандартов образования, новых учебных программ, новых учебников для средней школы, в том числе программ и учебников по русскому языку.

3 этап с 2001- 2006 г.Третий этап характеризуется выдвижением для построения средне- и долгосрочной образовательной политики управления образованием как открытой системой; провозглашение целей на равный доступ к образованию и качество и эффективность системы образования.   

Первые шаги казахстанской системы образования  в принципиально новой экономической,  политической и культурной среде были не всегда  успешными. Все начинания сопровождались финансовыми трудностями и не всегда адекватно принятыми решениями.

Дошкольное  образование. Число организаций образования стабильно росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организации образования стала сокращаться. Это коснулось и детских садов.

Массовое закрытие детских учреждений в 90-х годах прошлого века привело к тому, что абсолютное большинство детей, поступающих в школы с русским языком обучения, не имеют необходимого уровня общего развития, не получили должной психологической, языковой и общекультурной подготовки к учебной деятельности. В течении нескольких лет в Казахстане была полностью  разрушена система дошкольного воспитания, имеющая почти 70- летнюю историю. . Это можно проследить на примере Восточно-Казахстанской области.  Так, если в 1991 году число дошкольных учреждений по области составляло 911, то к 2000 году их осталось 74 – сокращение было более, чем в 12 раз. Соответственно сократилась на этот период  численность детей в дошкольных учреждениях –  с 102787  до 9654. Особенно пострадала сеть дошкольных учреждений в сельской местности.

В  связи с  закрытием большинства дошкольных организаций их контингент уменьшился на 1,0 млн. детей. Это не могло не сказаться на качестве подготовленности детей к школе. Из первоклассников 1997- 1998 учебного года, пришедших в школу без предшкольной подготовки, только 20,4% показывали соответствующий уровень освоения программы первой четверти, в то время как среди первоклассников, прошедших  предшкольную подготовку, отмечается высокий уровень освоения этой программы (91,3%).

В ноябре 1999 г. правительство  Казахстана приняло постановление  «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях  могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 -летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста. Республика Казахстан – единственная из стран СНГ законодательно закрепила право ребенка на предшкольную подготовку. 

18  января 1992 г. принят Закон Республики Казахстан «Об образовании». Он носил,  скорее всего,  декларативный характер.  Провозглашалась приверженность общечеловеческим ценностям, национальной и мировой культуре, свободе выбора языка обучения и т.д. Образовательные учреждения  получали большую, чем раньше, самостоятельность в выборе программ, форм и методов обучения.

Однако не было четкости в стратегии реформы, и не решалась главная задача - создание нового механизма государственной поддержки школы и вузов. Все это сказывалось  в итоге на качестве образовательного процесса  на всех ступенях обучения.

Среднее образование .Начавшееся в 1993-1994 учебном году сокращение сети дневных общеобразовательных школ связано с миграцией населения, демографическим спадом и объявленной реформой образования. С 1993-1994 учебного года по 1999- 2000 учебный год количество школ уменьшилось на 450,  из них - школы с русским языком обучения, которые были закрыты в основном в областях с преобладанием славянского населения –Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской, Алматинской областях. Следствием закрытия школ явились проблемы высокой комплектации школ с русским языком обучения и организация учебного процесса в две, три и даже четыре смены. С 1994 года в Казахстане получила развитие сеть частных школ. В 2005/2006 учебном году количество частных школ в республике составило 123.

В августе 1998 года было принято постановление правительства  « О мерах по дальнейшему реформированию системы среднего образования в Республике Казахстан», в соответствии с которым при школах открывались фонды всеобуча, оказавшую существенную поддержку в решении  многих социальных задач школ республики.

Информация о работе Реформы в Казахстанском образовании