Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Существует

разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и

наука об общих прин и законах экономического развития, и отраслевые

экономически

науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная

экономика —

это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений,

которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов

хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать

и более короткий термин — «экономика», или, как принято на Западе,

«эконо».

Содержание

теоретической и прикладной экономики состав:

· выяснение принципов и

законов экономического разви, т. е. тех основ, которые изучаются и

традиционной поли экономией;

Работа содержит 1 файл

экон2.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

ΔI – это его  соответствующие изменения. Здесь  следует выделить товары с отрицательной  эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара; 

3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен  для определения величины спроса  на какой-либо товар в зависимости  от динамики цен на другой: 
 

где А и В –  это два сравниваемых товара. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает.

4. Эластичность  предложения 

Предложение представляет собой экономическую категорию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам. 

Эластичность –  это гибкость в данном случае предложения, его возможность максимально  быстро и точно реагировать на любые изменения внешней среды и ее показателей. 

Эластичность предложения  показывает, насколько масштаб производства и, как следствие, объем готовой  продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации. 

1. Ценовая эластичность  показывает зависимость спроса  от цены: 
 

где Q – количество предлагаемого производителем блага; 

Р – цена, по которой  данное благо реализуется на рынке; 

ΔQ и ΔР – это  соответствующие изменения в  цене и, как следствие, объеме продаж. 

Эластичность предложения  по цене представляет собой прямую зависимость между ценой и масштабом производства, и в соответствии с этим эластичность может принимать несколько возможных состояний. Как известно, за несколько дней, за короткий промежуток времени нельзя нарастить производство, поэтому предложение в этом случае неэластично, оно не молниеносно реагирует на желания покупателя. Действительно, в краткосрочном периоде, когда объем заготовленных ресурсов и факторов производства составляет определенную запланированную величину, предприниматель не может снизить величину производства, поскольку период между его планированием и осуществлением слишком короткий. В противном случае предприятие будет вынуждено отправить излишние материальные ресурсы в запас и в результате простоя оборудования понесет дополнительные издержки, вызванные недопроизводством. При планировании на длительный промежуток времени предложение, наоборот, абсолютно эластично, так как есть время для преобразований и налаживания производственной деятельности. Если внешняя среда и рынок требуют более высокого качества производства или расширения объемов выпуска вследствие изменения величины потребительского спроса, предприятие в долгосрочном релевантном периоде может выполнить эти условия. Например, можно внедрить в производство новые, более мощные основные производственные фонды или качественно изменить сам технологический процесс. 

2. При перекрестной  эластичности все зависит от  того, чем являются товары по  отношению друг к другу. Товары-субституты  – товары, по своим функциям  приблизительно одинаковые, но различающиеся  отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит производство маргарина, тем самым увеличив предложение масла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и возможно – сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невозможно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли: 
 

где QA – объем  производства блага А; 

Рв – цена на единицу  блага В; 

ΔQA и ΔРВ – изменения  в цене и количестве товара. 

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

5. Равновесие спроса  и предложения на рынке. Равновесная  цена 

Для эффективного функционирования рыночной экономики спрос на факторы  производства и товары и услуги так  или иначе должен быть удовлетворен. Иными словами, экономика должна находится в состоянии, когда она еще может предложить какой-либо продукт. 

Таким образом, рыночное равновесие – состояние рынка, при  котором желание фирм производить  совпадает с потребительским  выбором и желанием покупателя приобрести определенный набор благ. Иными словами, такая рыночная ситуация характеризуется абсолютным совпадением всех экономических интересов, которые определяют поведение каждого субъекта рыночных отношений: производителей, покупателей и посредников. Соответственно, равновесная цена – цена, установившаяся в результате совпадения спроса и предложения, т. е. цены, устраивающие всех экономических субъектов. Это не что иное как минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар, и максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за покупку. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке и от их изменений динамика рыночного равновесия подразумевает 5 вариантов: 

1) потребительский  спрос претерпевает значительные  изменения. Такая ситуация возможна, как правило, в долгосрочном периоде, при состоянии полной занятости. Фирмы не имеют дополнительных ресурсов и факторов производства для расширения своей деятельности. А желание покупателей приобрести определенный товар двигает кривую спроса вдоль кривой предложения; 

2) спрос на товары и услуги, факторы производства постоянен, а предложение крайне динамично. В этом случае, предприниматели регулируют производство по своему усмотрению. Наконец возникает такое состояние экономики, при котором предложение превышает спрос, что вызывает падение цен и рост предельных издержек на единицу изготовленной продукции; 

3) если спрос и  предложение одновременно и пропорционально  изменяются в одном направлении,  то равновесие на рынке сохраняется,  при этом изменения происходят  только при установлении цены равновесия: она растет при росте спроса-предложения и снижается при их спаде; 

4) если спрос при  снижающемся предложении продолжает  расти, то продажная цена устанавливается  на максимальном уровне. Предложение,  как правило, зависит от объема ресурсов, которые могут быть реально вовлечены в производство. Когда их величина ограничена, масштабы производства не могут изменяться, и выручку приходится делать исключительно за счет повышения цен; 

5) если спрос, наоборот, снижается, а предложение растет, наступает кризис перепроизводства, в этом случае равновесные цены оказываются на более низком уровне, чем того хотел бы производитель. 

Кроме того, помимо данных классификаций, рыночное равновесие может  быть как общим, так и частичным. 

Частичное рыночное равновесие может возникнуть только на одном типе рынка (на единственном), когда объем выпуска крайне ограничен, и он наиболее пропорционально распределяется между всеми экономическими субъектами, потенциальными покупателями. 

Цены на рынке  динамичны, это связано прежде всего с динамикой рыночного равновесия, вызванного реальными изменениями в структуре спроса и предложения. Так или иначе любые изменения, которые имеют место на рынке, находятся в определенной взаимосвязи. Движение цен на одном типе рынка постепенно достигает другие вследствие чего механизм ценообразования развивается по спирали, охватывая все больший объем товаров, идей, услуг и работ. В результате при определенной доле вероятности существует такое множество рыночных цен, которое позволяет выбрать одну единственную, равновесную. Этим механизмом описывается общее равновесие на рынке. 

Рынок представляет собой динамичный живой организм, он самостоятельно регулирует экономические  процессы. Однако когда рынок не справляется, ему на помощь приходит государство, которое отвечает за экономическую ситуацию в стране в целом.

ЛЕКЦИЯ № 2. Теория потребительского поведения 

1. Потребление,  потребность и полезность 

В процессе жизни  и функционирования любой экономический  субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности. 

Потребность представляет собой не что иное, как насущную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства. 

Основная классификация  потребностей может быть представлена следующим образом: 

1) первичные потребности,  или физиологические, т. е. необходимость  в принятии пищи, наличии предметов  одежды. Иными словами, данный  тип товаров называется товарами  первой необходимости: они крайне  важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрезвычайно велика; 

2) вторичные потребности  могут быть удовлетворены путем  потребления товаров длительного  пользования. Они не определяют  напрямую общее физиологическое  состояние здоровья индивида  и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.; 

3) третичные потребности  представлены предметами роскоши  (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть  приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовлетворили все предыдущие потребности. 

Потребности не имеют  границ, с удовлетворением одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе все потребности напрямую зависят от величины дохода. Потребности человека безграничны, они могут иметь разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют степени насыщения. Однако ресурсы, требуемые для производства благ, ограничены, следовательно, перед потребителем возникает дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сразу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока. 

Полезность определяет качественную сторону товара, и она  является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны  покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским предпочтениям. Для измерения полезности была предложена единица «ютиль», на основании которой можно соотнести полезности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности: 
 

Информация о работе Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!