Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Существует

разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и

наука об общих прин и законах экономического развития, и отраслевые

экономически

науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная

экономика —

это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений,

которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов

хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать

и более короткий термин — «экономика», или, как принято на Западе,

«эконо».

Содержание

теоретической и прикладной экономики состав:

· выяснение принципов и

законов экономического разви, т. е. тех основ, которые изучаются и

традиционной поли экономией;

Работа содержит 1 файл

экон2.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

2. Товары, взаимодополняющие  друг друга. Их потребление  представлено единым процессом,  поэтому потребность в них  растет или снижается параллельно. 

3. Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления. 

Товар как элемент  рыночного механизма и торгового  обмена имеет основное свойство. Это потребительная стоимость единицы блага, которая создается непосредственно в процессе производства. Конечная стоимость включает в себя все издержки организации: стоимость затрат на покупку необходимых материальных ресурсов, факторов производства (труд, капитал, предпринимательство и пр.), а также налог на прибыль и другие косвенные налоги. В частности, в стоимость товара входит налог на добавленную стоимость, НДС. Такое формирование стоимости единицы товара, т. е. с учетом его себестоимости, позволяет фирме наиболее рационально вести производственно-хозяйственную деятельность. 

Готовый товар, как  правило, прямо с производства поступает  на рынок товаров и услуг, где  он становится объектом покупательной  способности экономических субъектов. Здесь стоимость продукции трансформируется в ее цену, которая чрезвычайно подвержена колебаниям в результате движения рыночных величин спроса (D) и предложения (S). Таким образом, колебания уровня цен вокруг потенциального значения могут быть описаны тремя возможными вариантами. 

1. Если D > S, наступает  дефицит. Производители не могут  обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить  спрос на продукцию сразу всех  экономических субъектов. В условиях  дефицита цены начинают расти,  и вопреки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше. 

2. Если D < S, это значит, что на рынке сделок купли-продажи  значительно меньше, чем было  поставлено продукции. В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может быть полностью реализована. Это грозит снижением реальных возможностей производственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к дальнейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя. 

3. Вариант, когда  D = S, – идеальное состояние рынка,  характеризующееся совпадением спроса и предложения. Иными словами, все потребности и запросы общества могут быть удовлетворены за счет производства необходимых благ. Так устанавливается цена равновесия, которая устраивает две основные группы торгового оборота: и покупателей, и товаропроизводителей. 

1. Спрос: его факторы и закон 

Функционирование  рынка и экономики в целом  обеспечивается уравновешенными отношениями  купли-продажи. В связи с этим на рынке действуют покупатели и  продавцы как самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реализуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а покупатели предъявляют на все это спрос. 

Спрос – это экономическая  категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продукции  с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специализации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имеющее высокую полезность. 

Для определения  места спроса в системе экономических  отношений необходимо ввести такое  понятие, как закон спроса. Он характеризуется  тем, что количество приобретаемой  субъектом на рынке продукции  определяется главным образом ее стоимостью или рыночной оценкой. 

Потребитель – это  рациональный субъект экономической  деятельности, поэтому он стремится  минимизировать свои издержки (расходы). Безусловно, это не говорит о том, что погоня за минимизацией затрат должна сопровождаться покупкой некачественного или слишком дешевого уцененного товара, конечно, если уценка не связана просто с сезонными циклами. Сегодня вообще цена не гарантирует качества, поэтому даже самый дорогой товар порой не обладает высокими качественными характеристиками. Величина спроса складывается не только из стоимости товара, но и под действием следующих неценовых факторов: 

1) текущие доходы  потребителей. Как известно, чем  выше доход, тем динамичнее  становится структура потребления  индивида: растут его сбережения, а вместе с этим и денежные суммы, затраченные на приобретение необходимых товаров и услуг; 

2) вкусы и предпочтения  потребителей. Они подвержены изменениям  с течением времени, например, под влиянием постоянно изменяющейся  моды. Некоторые покупатели постоянны  и, придерживаясь одной марки, предпочитают удовлетворять свои потребности продукцией исключительно конкретного производителя, зачастую даже независимо от ценовой характеристики; 

3) цена на товары-заменители  и товары-дополнители: 

а) товары-конкуренты, т. е. товары-субституты. Пример – мандарины и апельсины. Если на рынке происходит изменение (в данном случае рост) цены на мандарины, покупатель будет склонен к покупке апельсинов, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов при более низкой стоимости; 

б) товары, дополняющие  друг друга, или товары-комплименты. Например, если начинают расти цены на бензин, спрос на автомобили планомерно снижается, поскольку топливо является ведущим фактором, определяющим работу машин, по крайней мере создает для этого все условия; 

4) потребительские  ожидания. Покупатель при потреблении  оценивает экономическую ситуацию  в стране: уровень цен, динамику  процентных ставок, величину инфляции. Повышение инфляционных ожиданий (нестабильность цен), как правило, способствует тому, что субъекты стараются купить все больший объем товаров, т. е. увеличивают потребительский спрос. Это же может стать причиной роста цен, главным образом на товары первой необходимости; 

5) количество потребителей, осуществляющих покупки на рынке.

Предложение: факторы предложения, закон 

Рыночная ситуация складывается под влиянием двух экономических  категорий: спроса и предложения. Покупатели для удовлетворения собственных  потребностей и под влиянием предпочтений вынуждены приобретать на рынке те или иные товары или услуги. Однако их возможности ограничены поведением фирм-производителей, которые непосредственно осуществляют поставку на рынок востребованного продукта. 

Предложение на рынке  товаров и услуг характеризуется  объемом товарной продукции, которую производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временного промежутка. Величина предложения на рынке, его структура непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уровнем доходности или платежеспособности экономического субъекта. В соответствии с вышеизложенным получается, что закон предложения отражает прямую зависимость между объемами производства и уровнем установленных рыночных цен. Иными словами, если цены на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и пр. планомерно растут вверх, производитель автоматически принимает решение производить и поставлять на рынок для реализации все больший объем продукции, работ, услуг. 

На величину предложения  оказывают влияние два вида факторов: 

1) ценовые факторы.  Они неразрывно связаны с процессом  ценообразования, будь то цены  на готовую продукцию или на первичное сырье, которое идет на ее изготовление. Соответственно, если общий уровень рыночных цен невысок, это будет сопровождаться большими издержками производителей, особенно если цены на ресурсы и факторы производства слишком высоки. В этом случае выручка от продажи произведенной продукции будет практически вся уходить на покрытие издержек и уплату налогов; 

2) неценовые факторы: 

а) динамика цен на ресурсы. Для осуществления производственной деятельности фирма делает закупки  сырья и необходимого оборудования. При увеличении цен на основные, оборотные фонды и ресурсы производства, издержки предприятия тоже будут неуклонно расти. Рост затрат, в свою очередь, вынуждает фирму или предприятие сокращать производственную деятельность до тех пор, пока цена на единицу продукции не окажется равной или ниже предельных издержек; в результате предложение начинает сокращаться; 

б) разработка новых  технологий позволяет производителю  увеличить эффективность производства и, как следствие, количество производимой продукции. Внедрение новых основных производственных фондов и технологических открытий (машины и оборудование) на производстве способствует снижению показателей материалоемкости и трудоемкости и росту фондоотдачи. Иными словами, реальным становится процесс расширения масштабов производства; 

в) динамика величины налогообложения. Налоги являются регулятором  государственного бюджета, они периодически (как правило, раз в месяц) изымаются  из дохода всех экономических субъектов. Чем выше налоговая ставка и сумма  налога, подлежащая отчислению, тем ниже становится потенциал для дальнейшего развития. Это может явиться причиной возникновения такой проблемы, как теневая экономика и сокрытие доходов. Например, рост ставки налога на прибыль и землю, ставки процента на арендную плату, а также других отчислений. Например, рост величины единого социального налога ведет к тому, что у организации остается все меньше возможностей для дальнейшего развития, поскольку совокупные издержки в целом могут оказаться на уровне прибыли или же, если организация находится в состояния кризисности, даже превышать ее; 

г) численность продавцов  на рынке. При совершенной конкуренции  из-за однородности производимого товара может быть нарушена динамика предложения, так как поставка продукции по своей величине не соответствует величине спроса. 

3. Понятие  эластичности, эластичность спроса 

Спрос – это объем  товара или услуги, который экономический  субъект желает включить в состав своей потребительской корзины  по выгодной для него цене. 

Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде. 

Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных  факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов: 

1) эластичность спроса  по цене. Данная величина характеризует  изменения в структуре спроса  в результате изменения рыночных  цен на тот или иной товар: 
 

где Q – количество товара; 

Р – его цена; 

ΔQ и ΔР – это  изменения в объеме товара и его  цене. 

Важно отметить тот  факт, что величина эластичности спроса, как правило, соответствует трем состояниям: 

а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение – это величина постоянная, поскольку потребители независимо от изменения уровня дохода и динамики цен не перестают их приобретать; 

б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг; 

в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех экономических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью; 

2) эластичность спроса  по доходу: 
 

где I – это величина дохода; 
 

Информация о работе Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!