Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Существует

разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и

наука об общих прин и законах экономического развития, и отраслевые

экономически

науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная

экономика —

это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений,

которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов

хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать

и более короткий термин — «экономика», или, как принято на Западе,

«эконо».

Содержание

теоретической и прикладной экономики состав:

· выяснение принципов и

законов экономического разви, т. е. тех основ, которые изучаются и

традиционной поли экономией;

Работа содержит 1 файл

экон2.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

что цена есть функция  спроса.  

Выражение «при

прочих равных условиях», часто встре в наших рассуждениях, не

случайно. Ведь в  реальной жизни спрос, например, зависит от множества

переменных, и не только от цены (от дохода потребителей, ожидания инфляции, цен

на другие товары и т.д.). Следо, если мы хотим выяснить воздействие на

спрос только одного фактора, нам нужно позаботиться о «чистоте эксперимента»,

что и означает принцип  «при прочих рав условиях».  

Любой объект

реально существует в системе взаимосвя, для исследования которых

используются методы ин и дедукции . Индукция — это  движение мысли от

частных к общим  умозаключениям. Дедукция —

движение мышления от общих положений к частным  определениям.  

Принято

различать позитивный анализ и

нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и  нормативной эко­номическо

теории). Позитивный анализ исследует взаи экономических  явлений как они

есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при

прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких  нормативных, т.е.

оценочных

суждений, это про  констатация факта. При этом не говорится, справедли это

или нет, плохо или  хорошо. В этом смысле позитив анализ в экономической

теории ничем не отличается от метода исследования в  физике или химии. «Газы

расши при нагревании»  — здесь абсурден нормативный  анализ.  

Нормативный

подход основан  на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся

оценки — справед  или несправедливо, плохо или  хорошо, допустимо или

недопустимо. Например, утверждения «неравенство в до в  системе рыночного

хозяйства несправедливо» или «мы столкнулись с недопустимо  высоким уровнем

безра» — типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями

постоянно приходится сталки правительству, государственным  деятелям при

раз экономической  политики.  

Методы теоретической  и прикладной экономики  

Теоретическая

и прикладная экономика  имеет свои, характерные для этой науки методические

приемы. Отметим в  их числе метод

сравнительного анализа. Он состоит в сопоставлении частных  и обобщающих

экономических показателей  с целью выявления наилучших  результатов.  

Любой

предприниматель обязан сопоставлять затраты своей фирмы с затратами

конкурентов, сравнивать различные аль варианты своей  деятельности.

Что выгоднее, уста высокую  норму налогообложения прибыли  предприятий для

формирования централизованного  инвестиционного фонда или, уменьшив ее, дать

возможность предприятиям самим рас объем инвестиционной деятельности?

Хорошо извест подход «затраты—результаты» тоже, по существу, основан на

методе сравнительного анализа.  

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в

процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении

наиболее глубокой сущности предмета или явления.  

Например,

при выяснении закона спроса анализируется только взаимозависимость  между

спросом и ценой  при абстра от многих других условий (ценовая политика

госу, степень наполненности рынка, действие внешней и внутренней

конкуренции, развитость инфраструктуры рынка и т. д.) и  лишь при выяснении

главного абстракция дополняется исследованием временно неучитывавшихся факторов

под соот углом зрения.  

Широко

используется в  экономике метод графических

изо. Он хорошо помогает воспринимать соотношение между  различными

экономическими показателями, оценивать их «поведение» под  влиянием изменений

экономической си. Примером может служить кривая Лаффера, отражаю­ща

зависимость бюджетных  доходов от налоговых ставок. Метод графических

изображений очень  удобен для микроанализа. Причем этот метод имеет особенность:

эко часто меняют принятый порядок расположения пе и  помещают

зависимую переменную на ось абсцисс, а независимую  — на ось ординат, как,

например, в случае с кривой Лаффера.  

Таким

образом, метод графических  изображений помогает наглядно представить  развитие

экономических ситуаций, не дает возможность с предельной точностью

выразить за между  экономическими параметрами.  

Метод

экономико-математического моделирования  

Мощным

современным инструментом изучения и

ре экономических  проблем

является метод  ма­тематическог

моделирования, т.е. описание эконо­мическог

явления на формализованном  языке с

по математических символов и

алгоритмов.  

Во-первых,

такое компактное представление  повышает обозримость сложных экономических

проблем, расширяя сферу  познания, а часто и дает новые  пред об

объективных закономерностях  в экономике. Во-вторых, матема модель

понятна ЭВМ, которая, оперируя громадным массивом данных по законам формальной

логики, используя  накопленный багаж статистики и  математических методов

решений, дает экономисту недостижимые ранее ана возможности,

результаты сложнейших расчетов, подсказывает оцен и выводы. Более того,

накапливая решения  и сравнивая их с практическими результатами, компьютер может

по математическим правилам найти законо в ошибках  и внести коррекцию в

рассчитанные рекомендации (адап, экспертные системы).

Экономические эксперименты  

Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя

и далеко не всегда представляется возможным в эко жизни точно

спрогнозировать вероятные  ре экспериментов. Во всяком случае,

экономические

эксперименты не должны насильственным образом ломать спонтанный порядок

естественных рыночных связей, вти живой хозяйственный организм в рамки

сугубо кабинетных, схоластических конструкций. Поиск  тех или иных методов

повышения эффективности (на микро- или макроуровне) в странах  рыночной

экономики не имеет  ничего общего с широко известными «экспериментами» в странах

так называемого  реального социализма. Преслову «первая  модель хозрасчета»,

«вторая модель хозрасче», «региональный хозрасчет» и т.п. по сути своей не

столько экономические  эксперименты, сколько последние  судороги

командно-административной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В заключение

уместно привести высказыва  Людвига фон Мизеса о назначении экономической

теории: «Проблемы  экономической организации обще — совсем не подходящая

тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они  быть адекватно рассмотрены и

демагогами, разглагольствующими  на массовых митингах. Это серьезные  вещи. Они

требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно» (Мизес Л.

Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М. С.

160).

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Барр,

Раймон. Политическая экономия:В 2 т.:Пер. с фр.-М.:Междунар.отношения,1994.-22

см.-21 см.  

2.     Маршалл,

Альфред. Принципы экономической  науки:[В 3т.:Пер.с англ./Вступ.ст.Дж.М.Кейнса,

с.5-44].-М.:Прогресс.Фирма"Универс", 1993-.-21 см.-(Для научных

библиотек. Экономическая  мысль Запада) Перевод 

изд.:Principles og economics/Alfred Marshall(The Macmillan Т.1.press).

1.- 1993. - 415 с.  

3.     Экономика:

Учеб. для   экономич. академий,вузов и

факультетов/Под  ред. А.С.Булатова.-М.:Бек,1995.-604 с.  

4.     Экономика:

Учебник   по курсу"Экономическая  теория"/[С.А.Бартенев,И.И.

Большакова, А. С.Булатов  и др.];Под ред.А.С.Булатова.-2-е  изд.,перераб.и

доп.-М.:Изд-во"Бек",1997.-786 с.  

5.     Курс 

экономической теории: [Учеб.пособие ]/ Под ред.М.Н.Чепурина,Е.А.

Киселевой; МГИМО  МИД РФ.-Киров:Б.и.,1994.-624 с. 

Предмет и методы экономической теории

Содержание

Возникновение экономических  знаний. Исторический процесс развития экономической науки.

Предмет экономической  теории. Эволюция представлений о  предмете экономической теории.

Метод экономической  теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Особенности экономического познания. Экономические категории, законы, закономерности.

Возникновение экономических  знаний. Исторический процесс развития экономической науки. 

Для изучения экономической  теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс  образования и становления как  самостоятельной науки. 

Экономика считается  одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще. 

В процессе становления  и развития экономической науки  можно выделить несколько крупных периодов. 

Зарождение экономической  мысли относится к доиндустриальному  периоду истории, охватывая древние  цивилизации Востока, Грецию, Римскую  империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической  мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана. 

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило  в эпоху средневековья, которая  также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей. 

Информация о работе Реформы управления экономикой с 1965 по 1979гг., и до нашего времени” бесплатно!