Реформирование пенсионной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение Пенсионного фонда в России 4
2. Этапы развития Пенсионного фонда РФ 8
3. Реформирование пенсионной системы в настоящее время 20
3.1 Предпосылки развития пенсионной системы на ближайшие годы 20
3.2 Программа государственного софинансирования пенсии 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Увеличивается выбор услуг для каждого застрахованного  лица с 2004 года, когда ему предоставляется  выбор:

    1) оставить свой именной пенсионный счет в Пенсионном фонде России и пенсионный капитал в управлении “Внешэкономбанка”;

    2) сохраняя именной пенсионный  счет в Пенсионном фонде, поручить  последнему передать управление  пенсионным капиталом одной из  негосударственных управляющих компаний;

    3) перевести свой именной пенсионный  счет из Пенсионного фонда  России в выбранный им негосударственный  пенсионный фонд и иметь с  последним реальный договор, подтверждающий  декларированные пенсионными законами  права.

    Таким образом, на втором этапе сформируется рынок, участниками которого станут все возрастные группы взрослого населения. Однако этот рынок лишен конкуренции, так как на нем действует монополист - Пенсионный фонд России.

    Пенсионный  фонд России имеет созданную за государственный  счет развитую сеть своих отделений в субъектах Федерации и представителей в каждом городе, районе, муниципальном образовании. Ничего подобного не имеют разрозненные негосударственные пенсионные фонды. Им необходимо время, чтобы организоваться и соответствовать мировым стандартам.

     Негосударственные пенсионные фонды могут выступать на равных с Пенсионным фондом России, в случае постепенного сокращения доли Пенсионного фонда России на рынке обязательного пенсионного страхования, предусмотренного в нормативных документах.

    Сложившаяся в стране демографическая ситуация, в том числе устойчивая тенденция  к снижению рождаемости обусловила необходимость реформирования распределительной  пенсионной системы.

    Вследствие  этого в 2002 году были приняты законы о пенсионном обеспечении и Федеральный закон от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах”. Настоящим законом были введены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог". Была изменена редакция статьи 234: "Настоящей главой Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее в настоящей главе - налог), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь".

    Теперь, в рамках единого социального налога, предприятия должны были уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

    Весной 2004 года Государственная дума РФ приняла  законопроект о снижении базовой  ставки единого социального налога, где структура социального налога предполагает, что 28 % единого социального налога перечисляется в Пенсионный фонд: 14 % идет на финансирование базовой части пенсии, остальные 14 % делятся между страховой и накопительной частями будущей пенсии. На накопительную часть работодатель перечисляет от 2 % до 4 % от дохода работника.

    С 2005 года вводится новое понятия “дополнительное пенсионное страхование”. Здесь подразумевается система правовых, экономических и организационных мер, направленных на дополнительное увеличение получаемого гражданами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

    Дополнительные  страховые взносы, уплачиваемые по договору дополнительного пенсионного  страхования, страховщиком по которому является Пенсионный фонд РФ, подлежат временному размещению и инвестированию в порядке, предусмотренном ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” для временного размещения и инвестирования средств пенсионных накоплений. Если же страховщиками являются негосударственные пенсионные фонды, то Пенсионный фонд России перечисляет туда взносы в течение двух недель на основании данных, представленных работодателем.

     В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Эта модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода. Размер пенсии зависит от размера заработной платы.

     Данная  реформа основана на принципе солидарности поколений. Но её особенность это то, что она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксируются на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

     Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

     В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

     Одна  из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. 
 
 

 

     3 Реформирование пенсионной системы  в настоящее время 

    3.1 Предпосылки  развития пенсионной системы  на ближайшие годы 

    Сейчас  в России идет создание пенсионной системы, отвечающей современным реалиям. У граждан, в том числе у  нынешних пенсионеров, появляются новые  возможности.

    1 октября 2008 г. Премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин огласил комплекс мер развитию отечественной пенсионной системы. В ближайшие годы нас ожидают серьезные позитивные изменения. Они затронут всех - работодателей, работников. Но раньше всех и весьма ощутимо - нынешних пенсионеров.

    В конце сентября 2008 г. Государственной Думой был принят в первом чтении трехлетний бюджет Пенсионного Фонда. Бюджет ПФР и федеральный бюджет - два тесно взаимосвязанных документа. Они во всех важнейших пунктах согласованы между собой.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлены четкие задачи на 2009 год, в части материального обеспечения пенсионеров:

    - во-первых, требуется довести к концу 2009 года средний размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера;

    - во-вторых, средний размер трудовой пенсии по старости должен достичь уровня, превышающего прожиточный минимум пенсионера в 1,3 раза.

    В бюджете Пенсионного Фонда России на 2009 год заложены все необходимые  средства для решения этих задач. В наступающем году запланировано  сразу несколько повышений пенсий.

    Базовая часть трудовой пенсии будет увеличена  дважды - 1 марта и 1 декабря, в общей  сложности - более чем на 37 %.

      А именно:

    - 1 марта 2009 года будет проведена индексация базовой части трудовой пенсии по индексу роста цен - на 8,5 %;

    - 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии по старости будет увеличена до 2460 рублей. Эти две меры позволят довести уровень социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера. Для всех категорий пенсионеров, получающих трудовую пенсию.

      Повышение коснется всех, чья пенсия привязана к базовой части трудовой пенсии. Это и получатели дополнительного материального обеспечения - ДМО. А также получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Прежде всего, инвалиды. У отдельных категорий - инвалидов и участников Великой отечественной войны, вдов военнослужащих, погибших в годы Великой отечественной войны, родителей погибших военнослужащих пенсии возрастут практически вдвое.

    Также с 1 апреля на 15,6% будет проиндексирована страховая часть пенсии.

    Правительством  были одобрены разработанные Министерством  здравоохранения и социального  развития предложения по совершенствованию  пенсионной системы. В ближайшие  месяцы эти предложения обретут  форму законов и подзаконных  актов, которые будут вынесены на рассмотрение общественности и законодателей. Пакет соответствующих законопроектов будет подготовлен до 1 декабря.

    Главная идея данных нововведений - это более  справедливая оценка трудового вклада людей, работавших в советское время.

    Произойдет  новое существенное повышение пенсий. Прежде всего, повышение той их части, которая заработана по старому пенсионному законодательству. С 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10%. И к этим 10% будет добавляться еще по одному проценту дополнительной индексации за каждый год "советского" стажа, заработанного до 91 года.

    В зависимости от продолжительности "советского" трудового стажа - общее увеличение пенсии для лиц  старших возрастов может оказаться весьма и весьма существенным. Достигать и 30 и 40 и более %.

    В результате этих изменений в 2010 году средний размер трудовой пенсии в  России увеличится почти в два  раза по сравнению с 2008 годом. И достигнет 7946 рублей, почти восьми тысяч.

    Правительством поставлены новые ориентиры на среднесрочную перспективу:

    Во-первых, начиная с 2010 года, пенсия для всех категорий граждан должна превышать  ПМП (прожиточный минимум пенсионера). Для этого будет утвержден  минимальный размер пенсии.

    Во-вторых, не позднее 2015-2020 года поставлена задача довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого "советского" уровня. В размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера. Когда человек думает уже не о том, как выжить. А может планировать свой завтрашний день, удовлетворять духовные потребности, повышать качество жизни.

    Третий  ориентир касается тех, кто сегодня  работает, кто будет формировать  свои пенсионные накопления после 2010 года. Для них будут созданы условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне не ниже 40% от среднего заработка, с которого платились страховые взносы.

    Таковы  сегодня три главных ориентира. И имеется комплекс мер, каким образом это будет достигнуто.

    Начиная с 2010 года, дальнейший рост пенсий будет  обеспечиваться ростом доходов Пенсионного  фонда России в расчете на каждого  пенсионера. Для этого отменяется Единый социальный налог, который заменяется страховыми взносами в Пенсионный фонд России. Это позволит привлечь достаточно средств, чтобы в 2011-2020 годах стабильно повышать пенсии, существенно опережая уровень инфляции.

    Будет изменена и структура пенсий. Сейчас, как вы знаете, она состоит из двух главных частей - базовой и страховой. С 2010 года базовая часть пенсии будет автоматически переведена в страховую часть. Это существенно упростит многие вопросы, связанные с начислением пенсий.

    Также, в бюджете предусмотрены дополнительные средства в размере 5,6 млрд. рублей на выплату страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам и федеральным государственным служащим. В страховой стаж теперь засчитываются периоды проживания супругов военнослужащих. На эти выплаты заложен в бюджете почти миллиард рублей.

    В стаж страховой части пенсии будут засчитываться периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом.

Информация о работе Реформирование пенсионной системы