Реформирование пенсионной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение Пенсионного фонда в России 4
2. Этапы развития Пенсионного фонда РФ 8
3. Реформирование пенсионной системы в настоящее время 20
3.1 Предпосылки развития пенсионной системы на ближайшие годы 20
3.2 Программа государственного софинансирования пенсии 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    В связи с этим возникла острая необходимость  в реформировании российской пенсионной системы собственно на принципах  обязательного пенсионного страхования.

    С 1995 г. начался второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 «О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации«1 была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

    Данная  концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах.

    В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной

    Первый  уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру  социальной пенсии.

    По  мнению авторов концепции, базовая  пенсия должна предоставляться всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни при достижении пенсионного возраста, или при наступлении инвалидности, или в случае потери кормильца независимо от трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам. На переходном этапе будет сохранена социальная пенсия, а базовая будет представлять собой часть трудовой пенсии.

    Трудовая (страховая) пенсия — второй уровень  — предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права на пенсию и её размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из государственного бюджета. Это означает последовательное применение при формировании трудовой пенсии страховых принципов.

    Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. В общей системе трудовых пенсий все её участники должны иметь одинаковые обязанности по её финансированию и соответственно одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсии. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий.

    Требования  относительно величины трудового стажа для трудовых пенсий должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Соответственно трудовая пенсия по своему размеру должна быть пропорциональна этому стажу.

    Размер  трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка. Исходным критерием для определения размера пенсии данная программа предполагала установить цену одного года страхового стажа, выраженную в процентах к заработку, принимаемому в расчет для начисления пенсии.

    Третий  уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей пенсионной системе Российской Федерации рассматривается как дополнение к государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

    Индексацию  базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем  регулярного повышения пенсии в  соответствии с ростом цен. Для этого  был обоснован порядок, при котором  для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения.

    Основные  положения данной программы были реализованы в течение последующих  пяти лет.

    Во  исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он создал основы новой инфраструктуры пенсионной системы, которая содержала информационную базу об уплате страховых взносов всеми работающими гражданами. Суть персонифицированного учета заключалась во введении для каждого работающего на территории страны гражданина, который подпадал под действие Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», индивидуального лицевого счета, содержащего сведения о его стаже и заработке.  В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня

    В 1997 году был принят Федеральный закон  от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера, который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период. Данный закон не отменял ранее действующее законодательство, а дополнял действующие нормы.

    Важное  значение для подготовки пенсионной реформы имел Федеральный закон  «О негосударственных пенсионных фондах». Первый вариант этого закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1994 году, и только в 1998 г. закон был подписан Президентом Российской Федерации. Данный закон создавал правовую основу деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые являются необходимым элементом пенсионной реформы, и предусматривал несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.

    Указом  Президента Российской Федерации от 14.06.1997 № 573 «О мерах по поддерживанию  материального положения пенсионеров» впервые в пенсионном законодательстве был установлен минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты — не ниже 80 % прожиточного уровня пенсионеров.

    Однако  несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется  усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному уровню, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

    В этот период была разработана и постановлением Правительства Российской Федерации  от 20.05.1998 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации«3 утверждена новая комплексная программа развития пенсионной реформы. Однако финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его последствия сделали невозможной реализацию данной Программы и перенесли центр тяжести работы по обеспечению жизнеспособности пенсионной системы в сферу текущей законотворческой деятельности.

    Необходимые предпосылки для законодательного обеспечения реформы системы  пенсионного обеспечения сложились  лишь в 2001 году.

    С вступлением в силу с 2002 года федеральных  законов “О трудовых пенсиях в  Российской Федерации”, “О государственном  пенсионом обеспечении в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионом  страховании” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в стране запущен механизм пенсионной реформы.

    Цель  проведения пенсионной реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад  с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

    Основной  идеей реформы стал переход от распределительной системы пенсионного  обеспечения к накопительной. При  распределительной системе, действовавшей  до 2002 года, все средства, которые  за период работы каждого гражданина перечислялись работодателем на пенсионное обеспечение, шли в “общий котел”. Эти средства распределялись государством на всех граждан, получающих пенсию на текущий момент, при этом размер пенсии не зависел от трудового вклада того или иного человека. Пенсия начислялась независимо от того, сколько в итоге денег перечислено конкретно за него в ПФР. При накопительной системе часть пенсионных отчислений поступает уже не в общий фонд, а на накопительный счет конкретного человека. Таким образом, работая, уже начинаем накапливать себе пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.

    Основными задачами реформы являются:

    1) достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;

    2) повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан;

    3) формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в

    социальную  систему.

    Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость  преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится не возможным — пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

    Пенсионная  реформа начала обретать свою собственную  историю. Определились ее первые этапы.

    Так, в 2002 году стала формироваться новая  составляющая пенсии -накопительная  часть трудовой пенсии. А в 2003 году сделан еще один шаг: каждому застрахованному  лицу в Пенсионном фонде России позволили управлять своим пенсионным капиталом.

    Одним из противоречий пенсионной реформы  является ее нововведение -накопительная  часть трудовой пенсии.

    Законодательством все взрослое население страны разделено  на 4 группы по возрастному принципу:

    1) работающие в возрасте до 35 лет  на 1 января 2002 года;

    2) от 35 лет и до 50 лет мужчины  и до 45 лет женщины;

    3) работники предпенсионного возраста, то есть мужчины, которым на 1 января 2002 года было 50 и женщины,  которым было 45;

    4) действующие пенсионеры.

    Молодым установлен самый высокий тариф  отчислений на финансирование накопительной  части трудовой пенсии - 3 % от официально выплаченной заработной платы. Далее  этот тариф будет ежегодно увеличиваться на 1%, пока не достигнет 6%.

    Для второй возрастной группы тариф равен - 2 %. И он остается неизменным для начисления накопительной части трудовой пенсии. А ведь этим людям на пенсию выходить раньше, тем, кто отнесен к первой группе. Период накопления у них меньше и логичнее было бы установить им более высокий норматив отчислений на накопительную часть пенсии, чем застрахованным лицам первой группы.

    Для третьей возрастной группы накопительная  пенсия не формируется. Надо полагать, что денег в бюджете Пенсионного  фонда России на эту группу населения не будет, а бюджет страны не готов инвестировать на эти цели свои средства.

    Следующее противоречие касается рынка услуг  обязательного пенсионного страхования. Его формирование проходило в  два этапа:

    1) конец 2003 года, когда Пенсионным  фондом России были разосланы извещения о пенсионном капитале;

    2) начало 2004 года, когда на рынок  обязательного страхования вышли  негосударственные пенсионные фонды.

    Первый  этап формирования рынка закончился тем, что небольшая часть застрахованных лиц, а именно 5 %, перевели свои активы в негосударственные управляющие компании. Большинство же застрахованных никаких указаний Пенсионному фонду России о переводе своей накопительной части не дали, поэтому капиталом этих людей будет управлять государственная управляющая компания “Внешэкономбанк” по договору с Пенсионным фондом России.

    Столь малый процент граждан, доверивших частным компаниям управление накопительной  частью своей трудовой пенсии ставит под сомнение целесообразность проведения пенсионной реформы, ибо управление незначительными суммами невыгодно частным компаниям, так как оно может оказаться нерентабельным, и доходность будет незначительной.

Информация о работе Реформирование пенсионной системы