Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:48, контрольная работа
Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.
Введение 3
1. Возникновение Пенсионного фонда в России 4
2. Этапы развития Пенсионного фонда РФ 8
3. Реформирование пенсионной системы в настоящее время 20
3.1 Предпосылки развития пенсионной системы на ближайшие годы 20
3.2 Программа государственного софинансирования пенсии 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
В
связи с этим возникла острая необходимость
в реформировании российской пенсионной
системы собственно на принципах
обязательного пенсионного
С 1995 г. начался второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 «О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации«1 была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Данная концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах.
В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной
Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру социальной пенсии.
По мнению авторов концепции, базовая пенсия должна предоставляться всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни при достижении пенсионного возраста, или при наступлении инвалидности, или в случае потери кормильца независимо от трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам. На переходном этапе будет сохранена социальная пенсия, а базовая будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовая (страховая) пенсия — второй уровень — предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права на пенсию и её размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из государственного бюджета. Это означает последовательное применение при формировании трудовой пенсии страховых принципов.
Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. В общей системе трудовых пенсий все её участники должны иметь одинаковые обязанности по её финансированию и соответственно одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсии. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий.
Требования относительно величины трудового стажа для трудовых пенсий должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Соответственно трудовая пенсия по своему размеру должна быть пропорциональна этому стажу.
Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка. Исходным критерием для определения размера пенсии данная программа предполагала установить цену одного года страхового стажа, выраженную в процентах к заработку, принимаемому в расчет для начисления пенсии.
Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей пенсионной системе Российской Федерации рассматривается как дополнение к государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения.
Основные
положения данной программы были
реализованы в течение
Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он создал основы новой инфраструктуры пенсионной системы, которая содержала информационную базу об уплате страховых взносов всеми работающими гражданами. Суть персонифицированного учета заключалась во введении для каждого работающего на территории страны гражданина, который подпадал под действие Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», индивидуального лицевого счета, содержащего сведения о его стаже и заработке. В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня
В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера, который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период. Данный закон не отменял ранее действующее законодательство, а дополнял действующие нормы.
Важное значение для подготовки пенсионной реформы имел Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Первый вариант этого закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1994 году, и только в 1998 г. закон был подписан Президентом Российской Федерации. Данный закон создавал правовую основу деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые являются необходимым элементом пенсионной реформы, и предусматривал несколько уровней контроля за добросовестным использованием средств.
Указом
Президента Российской Федерации от
14.06.1997 № 573 «О мерах по поддерживанию
материального положения
Однако несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному уровню, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
В этот период была разработана и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации«3 утверждена новая комплексная программа развития пенсионной реформы. Однако финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его последствия сделали невозможной реализацию данной Программы и перенесли центр тяжести работы по обеспечению жизнеспособности пенсионной системы в сферу текущей законотворческой деятельности.
Необходимые
предпосылки для
С
вступлением в силу с 2002 года федеральных
законов “О трудовых пенсиях в
Российской Федерации”, “О государственном
пенсионом обеспечении в
Цель
проведения пенсионной реформы - построение
финансово устойчивой и справедливой
системы, соразмеряющей трудовой вклад
с пенсией через
Основной
идеей реформы стал переход от
распределительной системы
Основными задачами реформы являются:
1)
достижение финансовой
2) повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;
3)
формирование стабильного
социальную систему.
Одним
из факторов, говорящих в пользу
выбора данной системы, является необходимость
преодоления возможных
Пенсионная реформа начала обретать свою собственную историю. Определились ее первые этапы.
Так, в 2002 году стала формироваться новая составляющая пенсии -накопительная часть трудовой пенсии. А в 2003 году сделан еще один шаг: каждому застрахованному лицу в Пенсионном фонде России позволили управлять своим пенсионным капиталом.
Одним из противоречий пенсионной реформы является ее нововведение -накопительная часть трудовой пенсии.
Законодательством все взрослое население страны разделено на 4 группы по возрастному принципу:
1) работающие в возрасте до 35 лет на 1 января 2002 года;
2) от 35 лет и до 50 лет мужчины и до 45 лет женщины;
3)
работники предпенсионного
4) действующие пенсионеры.
Молодым установлен самый высокий тариф отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 3 % от официально выплаченной заработной платы. Далее этот тариф будет ежегодно увеличиваться на 1%, пока не достигнет 6%.
Для второй возрастной группы тариф равен - 2 %. И он остается неизменным для начисления накопительной части трудовой пенсии. А ведь этим людям на пенсию выходить раньше, тем, кто отнесен к первой группе. Период накопления у них меньше и логичнее было бы установить им более высокий норматив отчислений на накопительную часть пенсии, чем застрахованным лицам первой группы.
Для
третьей возрастной группы накопительная
пенсия не формируется. Надо полагать,
что денег в бюджете
Следующее
противоречие касается рынка услуг
обязательного пенсионного
1) конец 2003 года, когда Пенсионным фондом России были разосланы извещения о пенсионном капитале;
2)
начало 2004 года, когда на рынок
обязательного страхования
Первый
этап формирования рынка закончился
тем, что небольшая часть
Столь малый процент граждан, доверивших частным компаниям управление накопительной частью своей трудовой пенсии ставит под сомнение целесообразность проведения пенсионной реформы, ибо управление незначительными суммами невыгодно частным компаниям, так как оно может оказаться нерентабельным, и доходность будет незначительной.