Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:08, курсовая работа
Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Целью работы является раскрытие истоков кризиса жилищно-коммунального хозяйства, и анализ возможный путей дальнейшего реформирования и развития.
Введение 3
I. Состояние жилищно-коммунального хозяйства
1.1.Понятие ЖКХ 4
1.2.Рынок жилья 5
II. Рынок ЖКУ.
2.1.Распределение прав собственности. 7
2.2.Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) 8
2.3.Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома. 10
2.4. Финансовый кризис. 11
III. Предпосылки Реформирования ЖКХ в России.
3.1.Основные цели. 12
3.2.Реформа ЖКХ: проблема и перспективы. 13
3.3.Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 14
3.4.Альтернативные варианты реформы жилищно-коммунального хозяйства. 17
3.5. Сущность ипотечного кредитования и его государственная поддержка.
Заключение 22
Список использованных источников 24
Федеральное
агентство образования
Томский Политехнический
Инженерно-экономический
Реформа жилищно-коммунального
хозяйства в России:
Томск 2009г
Введение 3
I. Состояние жилищно-коммунального
хозяйства
1.1.Понятие ЖКХ
1.2.Рынок
жилья
2.1.Распределение
прав собственности. 7
2.2.Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) 8
2.3.Основные преимущества
и недостатки частных компаний,
управляющих эксплуатацией жилого дома.
2.4. Финансовый кризис.
III. Предпосылки Реформирования
ЖКХ в России.
3.1.Основные
цели.
3.2.Реформа
ЖКХ: проблема и перспективы.
3.3.Правительственные
планы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства.
3.4.Альтернативные
варианты реформы жилищно-коммунального
хозяйства.
3.5. Сущность ипотечного кредитования и его государственная поддержка.
Заключение 22
Список
использованных источников
Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Целью работы является раскрытие истоков кризиса жилищно-коммунального хозяйства, и анализ возможный путей дальнейшего реформирования и развития.
В первой главе дано понятие жилищно-коммунального хозяйства, перечислены предприятия и службы входящие в его состав. Представлена информация о состоянии жилищно-коммунального хозяйства России на сегодняшний день. Обозначены основные причины кризиса и описана суть необходимой реформы. Во второй главе рассматривается основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома. Третья глава рассказывает о реформах, которые проводятся в Российском жилищно-коммунальном хозяйстве. В этой главе раскрыты принципы, соблюдение которых приведет к успеху реформы. В данной главе описаны меры которые необходимо принять для повышения удельной доли возмещения затрат на обслуживание жилья населения, без повышения тарифов. Здесь оговариваются принципы совершенствования управления и механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства, рассматривается понятие ипотеки,а также ее сущность.
Глава I. Состояние жилищно-коммунального хозяйства
1.1.Понятие ЖКХ
Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.
Степень развития
и объем деятельности коммунального
хозяйства непосредственно
Коммунальное хозяйство включает:
1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
1.2. Рынок жилья.
Рынок жилья, включая строительство нового жилья и оборот вторичного, действительно конкурентен. На нем могут конкурировать строительные компании, девелоперы и риэлторы, обычно тоже частные компании, частные лица - покупатели домов, квартир, а так же банки и другие финансовые организации, предоставляющие финансовые ресурсы. На этом рынке выступают муниципалитеты и государственные органы, что влечет за собой опасность неравной конкуренции, если они прямо исполняют роли перечисленных агентов или являются бенефициарами компаний играющих эти роли, - муниципальные строительные и девелоперские компании, государственные банки. В то же время эти органы являются так же регуляторами рынка, вовлекаясь при этом в конфликты интересов. Они обычно играют решающую роль в предоставлении некоторых ресурсов: выделении земельных участков, контроле за естественными монополиями - предприятиями электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, канализации, когда речь идет о подключении вводимых домов к соответствующим инженерным сетям.
Однако в целом проблемы, угрожающие конкуренции на этом рынке, сравнительно легко решимы, во-первых, законодательство, посредством антимонопольной политики, во-вторых - благодаря общественному контролю. Объясняется это тем, что первичные агенты (кроме властных структур) этого рынка большей частью консолидированы и примерно равны по силам, отношения между ними относительно просты. Этому утверждению не противоречит тот факт, что сегодня данный рынок является у нас одним из самых коррупционных. В. Яковлев министр регионального развития , недавно признал, что теневые факторы составляют 15 - 25% стоимости жилья. Но связано это как раз с некачественным законодательным регулированием и отсутствием демографического контроля. Все участники игры удовлетворены сложившимся порядком - разумеется, кроме будущих жильцов.
Однако они-то в игре и не участвуют, или же им отведена роль «заднескамеечников», которые вынуждены принять этот порядок как заданный, хотя им предстоит быть покупателями или арендаторами жилья. Но происходит это обычно потом, кроме случаев, когда они выступают как дольщики (вкладчики) и их средства привлекаются уже на стадии строительства. Они в большей степени, чем обычные налогоплательщики, оплачивают теневые факторы.
Любопытно что попытка законодателей защитить интересы дольщиков (закон «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости» вступил в силу 1 апреля 2005 года.) вызвала поначалу гнев последних, искусно направляемый строителями, девелоперами и банками. Когда затея не удалась, эти участники рынка понесли потери, но с ними и будущие жильцы, потому что не все и деньги удалось вернуть, а предложение жилья сократилось, а цены на него выросли. С 1 апреля 2005 года в течении 3-ёх месяцев не было заключено ни одного договора о долевом участии. Но в итоге рынок стал здоровее, а права простых людей - более защищены. Этот опыт показывает: проблема решаема, на этом рынке конкуренция есть и будет.
Глава II. Рынок ЖКУ.
2.1. Распределение прав собственности.
Более сложен другой рынок, рынок жилищно-комунальных услуг (ЖКУ). Здесь главные игроки - жильцы (домохозяйства) и их коллективы (кондоминиумы или товарищества собственников жилья - ТСЖ) или же владельцы недвижимости, риэлторы и те же девелоперы, приобретающие дома с целью сдачи их в аренду. Они покупатели услуг. Продавцы ЖКУ - частные, государственные или муниципальные компании из которых основные - естественные монополии. Стоимость газа и электроэнергии составляют львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, регулирование цен и детальная регламентация этих рынков становятся неизбежными.
Немалые сложности проистекают из прав собственности. Самая простая схема - дома принадлежат индивидуальным собственникам (домохозяйствам). Но тогда, поскольку их много на рынке возникает ассиметрия информации, неравенство сил между поставщиками услуг немногочисленными и легкоорганизуемыми и множеством покупателей услуг. Организации последних в какие-то структуры, способные отстаивать интересы жильцов, необходима, но затруднена. Кооперативы, ТСЖ- форма организации домохозяйств, особенно характерные для коллективного жилого фонда - многоквартирных домов. Но с ними связаны проблемы внутренней организации - управления, контроля, мотивации участия жильцов в коллективных действиях, сюда же отнесем и проблему “безбилетника”: кто-то всегда хочет “проехать за счет более активных и дисциплинированных членов коллектива. Проще, если есть собственник дома, а жильцы- арендаторы, тогда первый берет на себя функции покупателя ЖКУ, а отношения с жильцами регулируются арендными контрактами.
Еще один вариант- собственником
являются муниципалитет. В сравнении
с частным собственником его
мотивации к эффективным
2.2. Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании).
На смену муниципальным ДЕЗам, СЕЗам, ЖЕКам и МЖРЭПам приходят новые формы управления ТСЖ и управляющие компании (УК).
В соответствии с Жилищным кодексом вопрос о создании ТСЖ решается на общем собрании домовладельцев, которые организуются в соответствии с его требованиями. При этом более 50% домовладельцев на этом собрании должны принять решение о создании ТСЖ.. После общего собрания осуществляется государственная регистрация товарищества собственников жилья в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», и товарищество приобретает все права юридического лица, изготавливает печать, открывает расчётный счёт в банке.
Информация о работе Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России: основные пробл