Развивающиеся страны: современное состояние и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:29, реферат

Описание работы

Развивающиеся страны, страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными «партнёрами» высокоразвитых капиталистических государств. К развивающимся странам относятся все страны указанных регионов, за исключением стран социалистической системы и стран, ещё не избавившихся от политического господства империализма, а также африканских стран с расистскими режимами (ЮАР, Южная Родезия), Японии, Новой Зеландии и Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…..3-5
1.1. Общая характеристика развивающихся стран…………………………...............5-9
1.2. Группы развивающихся стран…………………………………………...……......6-7
1.3. Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века........7-9
2. Основные признаки развивающихся стран…………………………………….....9-12
3. Основные проблемы развивающихся стран……………………………………..12-16
3.1 Экономические проблемы развивающихся стран………………………..........16-20
3.2 Экологические проблемы развивающихся стран………………….….……….21-22
3.3.Социальные проблемы развивающихся стран……………………………..….22-23
4. Современное состояние развивающихся стран………………………………...23-27
5. Внешняя задолженность……………………………………………..……….….27-29
6. Экономические отношения с Россией………………………………………..…....29
Заключение…………………………………………………………………….............30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Реферат по мировой.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Преимущества: огромные запасы нефти и газа и превосходная сопутствующая перерабатывающая промышленность. Хорошо контролируемый профицит и стабильные текущие доходы. Большие доходы от 2 млн паломников в Мекку в год.

Слабые стороны: неразвито профессиональное образование. Высокие субвенции на продовольствие. Импорт большинства потребительских товаров и промышленного сырья. Высокая молодежная безработица. Зависимость благосостояния страны от правящего семейства. Боязнь нестабильности.

Экономика Саудовской Аравии базируется на нефтяной промышленности, который составляет 45 % валового внутреннего продукта страны. 75 % доходов бюджета и 90 % экспорта составляет экспорт нефтепродуктов. Разведанные запасы нефти составляют 260 миллиардов баррелей (24 % разведанных запасов нефти на Земле). Причем, в отличие от других нефтедобывающих стран, в Саудовской Аравии эта цифра постоянно возрастает, благодаря открытию новых месторождений. Саудовская Аравия играет ключевую роль в Организации стран-экспортеров нефти, с помощью которой регулирует мировые цены на нефть.

В 90-х страна испытала экономический спад, связанный с падением цен на нефть и одновременно огромным приростом населения. Из-за этого ВВП на душу населения за несколько лет упал с $25 000 до $7 000. В 1999 в ОПЕК было принято решение резко сократить объём добычи нефти, что привело к скачку цен и помогло исправить ситуацию. В 1999 началась обширная приватизация предприятий электроэнергетики и телекоммуникаций.

В декабре 2005 Саудовская Аравия вступила во Всемирную торговую организацию.

По состоянию на апрель 2008 Саудовская Аравия занимает первое место в мире по размеру вложений в государственные ценные бумаги США (на втором месте Россия) — $ 964 миллиарда. 5

Состояние стран 3 группы рассмотрим на примере Туниса:

Тунис - государство в Северной Африке. Площадь 164,2 тыс. км2. Население 5572 тыс. чел. (1975). Столица - г. Тунис.

Тунис - аграрная страна с развивающейся промышленностью особенно горнодобывающей. По данным за 1974, доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте 18,8%, промышленности 21,3%, в том числе добывающей 11,3%. Осуществлен ряд мероприятий, направленных на ограничение позиций французского капитала в стране, на развитие государственного и кооперативного секторов. Тунис вышел из таможенного союза с Францией, ввёл вместо франка национальную денежную единицу - тунисский динар. Государство выкупило и частично экспроприировало земли иностранных колонистов (всего около 800 тыс. га). Были национализированы также некоторые иностранные промышленные и торговые предприятия. Построены новые промышленные предприятия. В энергетике, на транспорте и других отраслях созданы государственные и смешанные компании, последние с участием иностранного и тунисского частного капитала.

Когда в 1956 Тунис получил  независимость, он являлся аграрной страной. С тех пор значительно  расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но далеко не преобладающим сектором экономики. Экономика Туниса находится в процессе реформирования после многих десятилетий депресивного состояния. В результате умеренного, но устойчивого роста (рост промышленности в 1990-98 гг. составлял в среднем 5,4 % в год.), в настоящее время она вышла на 36-е место в мировом рейтинге.

 

4 группу рассмотрим  на примере Индии:

 

Индия находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях, связывающих страны Южной и Юго-Восточной Азии с Европой и Африкой. Площадь 3268,1 тыс. км2 (По данным ООН). Население свыше 547 млн. чел. (1971). Столица - г. Дели.

На протяжении большей  части своей истории после  обретения независимости, Индия  проводила квази-социалистическую экономическую политику с правительственным участием в частном секторе, строгом контроле над иностранной торговлей и инвестициями. Однако, начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики. Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд долларов США в марте 1991 года до 308 млрд по данным на 4 июля 2008 года, а федеральный и штатовый бюджетный дефицит заметно сократился. Среди политических дебатов продолжилась приватизация частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия. Валовой внутренний продукт в долларах США согласно текущему валютному курсу составляет 1,089 трлн, что делает Индию двенадцатой по величине экономикой в мире. Если измерять согласно паритету покупательной способности, Индия имеет четвёртый по величине ВВП в мире — 4,726 трлн долларов. Номинальный доход на душу населения составляет 977 долларов США, что ставит страну на 128 место в мире по этому показателю. Доход на душу населения согласно паритету покупательной способности составляет 2700 долларов (118-е место в мире).

За последние два  десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 %, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой — 516,3 млн человек, 60 % из них работают в области сельского хозяйства; 28 % в области услуг; и 12 % в промышленности. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель. Сельскохозяйственный сектор составляет 28 % ВВП; сектор услуг и промышленность соответственно составляют 54 % и 18 %. Основные отрасли промышленности: автомобилестроение, химическая, цементная, потребительская электроника, пищеобрабатывающая, машиностроение, добыча полезных ископаемых, нефтяная, фармацевтическая, металообрабатывающая и текстильная. Вместе с быстрым экономическим ростом сильно возросла потребность в энергоресурсах. Согласно статистическим данным, Индия занимает шестое место в мире по потреблению нефти и третье — по потреблению каменного угля.

За последние два  десятилетия экономика Индии  испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным. Неравномерность доходов в Индии относительно невелика, хотя в последние годы наблюдается её рост. В Индии существует довольно-таки большое расслоение населения, где 10 % населения с высокими заработками получают 33 % доходов. Несмотря на заметный экономический прогресс, четверть населения страны живёт ниже установленного государством прожиточного минимума, который равняется 0,40 долларам США в день. Согласно статистическим данным, в 2004—2005 годах, 27,5 % населения находилось ниже уровня бедности.

В последнее время, Индия, благодаря наличию большого количества англоговорящих специалистов-профессионалов, стала аутсорсинговым местом назначения для многих мультинациональных корпораций и популярным местом для «медицинского туризма». Индия также превратилась в значительного экспортёра программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Основными природными ресурсами Индии являются пахотная земля, бокситы, хромиты, уголь, алмазы, железная руда, известняк, марганец, слюды, природный газ, нефть, и руды титана.

В 2007 году, экспорт составил 140 млрд долларов США, а импорт — около 224,9 млрд. Основной экспорт приходится на текстиль, ювелирные изделия, инженерные продукты и программное обеспечение. Основной импорт — нефть, машинное оборудование, удобрения и химикаты. Основными торговыми партнёрами Индии являются США, Европейский союз и Китай.6

Современное состояние  стран 5 группы рассмотрим на примере Афганистан:

Афганистан - государство в юго-западной части Центр. Азии. Население 16,1 млн. человек. Столица - г. Кабул. В административном отношении территория Афганистан разделена на 28 провинций – вилаятов.

Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. При этом импорт постоянно превышал экспорт. Основные статьи экспорта — героин, природный газ и сухофрукты, а также ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая автомашины, нефтепродукты и ткани. На протяжении многих лет СССР был главным торговым партнером Афганистана, и эта тенденция еще более усилилась в 1980-е годы.

Когда в 1980-е годы из-за военных действий экономика страны пришла в упадок и началось бегство  крестьян из деревень, произошло резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, соответственно возросла зависимость страны от поставок продовольствия из-за рубежа. В Афганистан доставлялись пшеница, рис, растительные масла, сахар и молочные продукты.

Процветает почти исключительно  нелегальная торговля опиумом. Укрепление нового афгани в 2002 г. Зарубежные счета  заморожены.

Война на протяжении десятилетий  практически уничтожили экономику, сельское хозяйство и промышленность. Землетрясение и бомбардировки США 2001 г. разрушили транспортную инфраструктуру.

5. Внешняя задолженность

Острейшей проблемой  развивающихся стран в начале нового тысячелетия остается внешняя  задолженность.

В последние  десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г. рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах.

В результате в  развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9% экспортных валютный поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в 
Венесуэле – 21,7%.

Утечка национального  дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90- е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность 
Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.

Реструктуризация  внешних долгов развивающихся стран  предусматривает перевод части  долга в долгосрочные облигации  стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность  кредиторам акций государственных предприятий.

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили  остроту проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет условия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран.

Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов по ним развивающихся стран составила 169,5 млрд. долл. по основному долгу и 
85 млрд. долл., а сумма текущих заимствований – 16,7 млрд. долл. В 1995 г. развивающиеся страны выплатили за рубеж 128 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл. в виде процентов, тогда как получили прямых инвестиций на сумму 90 млрд. долл. и в виде помощи – 64 млрд. долл., т.е. на 59 млрд. долл. меньше.

Проблема внешней  задолженности усугубляется ошибками на внутренней политике развивающихся  государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству  из них национального капитала, в  результате значительная часть внешних  долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.

В связи с  нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношения развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.

Таким образом, решение проблемы внешней задолженности  можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций.

6. Экономические отношения с Россией

Экономические отношения между Россией и  развивающимися государствами осложнены комплексом проблем, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших после его распада. Негативную роль сыграл крах советской модели развития, прежде популярной во многих этих странах. Военно-техническое сотрудничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом развивающихся стран, обернулись огромными потерями: поставки военной техники осуществлялись в кредит либо безвозмездно, на них приходиться основная часть из 150 млрд. долл. задолженности зарубежных стран перед Россией. Но многие развивающиеся страны вообще не признают своих долгов.

Информация о работе Развивающиеся страны: современное состояние и проблемы развития