Развивающиеся страны: современное состояние и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:29, реферат

Описание работы

Развивающиеся страны, страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными «партнёрами» высокоразвитых капиталистических государств. К развивающимся странам относятся все страны указанных регионов, за исключением стран социалистической системы и стран, ещё не избавившихся от политического господства империализма, а также африканских стран с расистскими режимами (ЮАР, Южная Родезия), Японии, Новой Зеландии и Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…..3-5
1.1. Общая характеристика развивающихся стран…………………………...............5-9
1.2. Группы развивающихся стран…………………………………………...……......6-7
1.3. Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века........7-9
2. Основные признаки развивающихся стран…………………………………….....9-12
3. Основные проблемы развивающихся стран……………………………………..12-16
3.1 Экономические проблемы развивающихся стран………………………..........16-20
3.2 Экологические проблемы развивающихся стран………………….….……….21-22
3.3.Социальные проблемы развивающихся стран……………………………..….22-23
4. Современное состояние развивающихся стран………………………………...23-27
5. Внешняя задолженность……………………………………………..……….….27-29
6. Экономические отношения с Россией………………………………………..…....29
Заключение…………………………………………………………………….............30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Реферат по мировой.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Однако высокий уровень  индустриализации и значительное участие ТНК не всегда сопутствуют друг другу: в Южной Корее, которая стоит в числе первых из развивающихся стран по темпам роста промышленной продукции, на ТНК приходится лишь 10% занятости и 23% акций в секторе обрабатывающей промышленности. В Индии, занимающей 4 место по объему выпуска промышленной продукции, на ТНК приходится лишь 13% продаж промышленных товаров. Практика не подтверждает и утверждение, что деятельность ТНК ведет к расширению сферы занятости в развивающихся странах.

Повышенное значение внешней торговли для развивающихся стран обусловлено прежде всего структурой их национальной экономики. "Недостающие звенья", необходимые для воспроизводственного процесса, как бы "импортируются" из-за границы. Это, в свою очередь, требует интенсивного наращивания экспортного потенциала.

Следует отметить, что  внешнеторговая стратегия развивающихся  стран оказывает воздействие  и на динамику основных показателей  развития этих стран.

Сдвиги в системе  мирового капиталистического хозяйства  усиливает неравномерность развития отдельных стран и в особенности развивающихся государств, что вызывает для них особенное обострение проблемы рынка. Через внешнюю торговлю национальная экономика взаимодействует с хозяйствами других стран. В то же время она является основным каналом, через который мировой рынок воздействует на национальное хозяйство.

В основе торговой политики Запада в отношении развивающихся  стран остается ортодоксальный протекционизм. В настоящее время приблизительно треть экспортной продукции выпускается в развивающихся странах на предприятиях, контролируемых Западом. Отсюда - исключительно высокая доля внутрифирменной торговли. В частности, более трети импорта США готовых изделий из развивающихся стран представляют собой внутрифирменные поставки. На поставки такого рода распространяется относительно либеральный режим ввоза в индустриальные страны Запада.

Другое положение складывается в отношении импорта готовых  изделий, поступающих с предприятий, принадлежащих национальному капиталу развивающихся стран. Здесь широко используются торгово-политические средства, направленные на создание препятствий в выходе продукции на рынок западных стран. А ведь использование таких средств противоречит принятым западными странами обязательств. Главную роль в сдерживании импорта из развивающихся стран играют нетарифные ограничения. Это, во-первых, меры, направленные на удорожание товара. Во-вторых, меры по количественному сокращению ввоза (импортные квоты, соглашения о "добровольном" ограничении экспорта, лицензирование).

Первоочередной задачей  экономики развивающихся стран  является существенное ускорение темпов роста и осуществление глубоких структурных изменений. Для этого  необходима ускоренная и всесторонняя мобилизация материальных, кадровых и финансовых средств для индустриализации, хотя это еще не гарантирует адекватный рост инвестиций.

Формирование производства средств производства представляет для развивающихся стран трудную  задачу не только из-за высокой капиталоемкости, сложности технологических процессов, недостатка квалифицированной рабочей силы, но и из-за узких границ внутреннего рынка. Давление на импорт инвестиционного товара характерно для большинства развивающихся стран. Начальная фаза индустриализации характеризуется высокой капиталоемкостью на каждую единицу прироста национального дохода, так как одновременно приходится реализовывать дорогостоящие инфраструктурные проекты. Нынешняя фаза индустриализации в развивающихся странах сопровождается в основном ростом коэффициента капиталоемкости, что требует больших наличных средств производства даже для стабилизации темпов роста, не говоря уже об ускорении.

Более мощные в экономическом  отношении страны, как показывает исторический опыт, стараются решать свои хозяйственные затруднения  за счет внешнего фактора, в основном через свои отношения с развивающимися странами, поскольку среди всех "внешних факторов" развивающиеся страны - слабейшее звено. Так, чтобы оградить свои внутренние рынки от молодой промышленности из развивающихся стран, капиталистические страны регулярно повышают тарифные ставки в зависимости от степени обработки сырья - это затрудняет экспорт из развивающихся стран. Далее, в 80-е годы систематически снижается эффективность предоставленных ранее Западом тарифных льгот в рамках общей системы преференций, установленной ранее для развивающихся стран. В США, например, основная масса товаров, ввозимых из развивающихся стран, исключена из действия преференциальной системы на основе так называемых "критериев конкурентоспособности". В результате ежегодные темпы прироста импорта машин и оборудования развитыми капиталистическими странами из Азии, Африки и Латинской Америки в 1980 - 1987 годы уменьшились в 1,7 раза по сравнению с периодом 1975 - 1980 годы.

Кроме того, принимаются  также и протекционистские меры - еще один способ блокировать экспорт развивающихся стран, приводящей к резко возрастающей их задолженности промышленно развитым государствам мира.

Глобальной экономической  проблемой развивающихся стран  является их постоянно растущий объем  задолженности.

Чтобы понять природу взрывного роста задолженности развивающихся стран, надо разобраться с действием международного финансово-кредитного механизма. В течение предыдущих десятилетий рост ссудного капитала незначительно превосходил общие темпы экономического роста. И, соответственно, он не мог ощутимо влиять на мировую экономическую конъюнктуру.

В последний период безграничные размеры ссудного капитала, гигантскими  темпами концентрирующегося под  контролем финансово-промышленных и банковских корпораций ведущих стран рыночный экономики, нарушили равновесие в международных экономических отношениях и дестабилизировали в целом финансово-экономическое состояние.

Ссудный капитал стал самостоятельным, автономным фактором, оказывающим непосредственное мощное влияние на мировой воспроизводственный процесс. Истоки быстрого возрастания ссудного капитала известны: это прежде всего последствия нефтяного кризиса, охватившего капиталистический мир с конца 1973 года, что привело в последующие годы к многократному повышению цен на нефть. С одной стороны, резко возросли прибыли ТНК от операций с нефтью, они стали обладателями крупных свободных финансовых ресурсов. С другой стороны, большая часть сотен миллиардов долларов, получаемых в виде дохода стран - экспортеров нефти (ОПЕК), потекла в сейфы частных банков Запада. В своей совокупности эти финансовые средства и стали выступать свободным ссудным капиталом, ищущим выгодного предложения.

Потребности же в капиталах  в развивающихся странах постоянно  велика. С одной стороны, программа индустриализации, с другой - навязываемая им со всех сторон политика милитаризации, с третьей - проблемы выплаты процентов по предыдущим займам - все это способствует постоянной потребности РС брать займы и кредиты во все возрастающих объемах.

В 70-е годы в системе международных экономических отношений существенное значение приобрела проблема нового международного экономического порядка (НМЭП), за осуществление которого на демократических отношениях выступали с особенной настойчивостью развивающиеся страны.

Главная причина, вызвавшая  к жизни саму эту концепцию, а  затем и довольно острую борьбу за ее проведение в жизнь, заключается  в том, что уже вскоре после  достижения политической независимости  многим развивающимся странам, их лидерам  стало предельно ясно, что без коренной ломки сохраняющегося неоимпериалистического разделения труда (НИРТ), существующих экономических отношений между Западом и молодыми освободившимися странами достичь экономической независимости невозможно.

3.1. Экономические проблемы развивающихся стран

Среди комплекса  серьезных проблем, которые нужно  было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись  проблемы экономические.

В своей экономической  политике освободившиеся страны стали  исходить из национальных интересов, в большинстве случаев, не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60-70 годы в большинстве этих стран производились национализация предприятий иностранных монополий и установлением национального контроля над природными ресурсами. 
По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов то расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление.

Сформировавшийся  в большинстве освободившихся стран  государственный сектор экономики  способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.

Государство на первой стадии индустриализации взяло  на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем.

В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производство развивающихся стран  испытали большой подъем. По данным 
Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950-1970 гг. увеличивался на 3% в год

Ускорение темпов экономического роста, структурная  перестройка экономики бывших колоний  и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся стран насчитывало 
1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 
3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).

Однако за 60-70-е  гг. освободившимся странам не удалось  преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран  в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г.

Такие темпы  роста обрабатывающей промышленности значительно отставали от программы  разработанной ООН для стран  третьего мира на два десетелетия 
(60-70-е годы). В 70-е годы средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран составили 2,8% против 4%, определенных программой ООН. В результате уменьшился не только фактический рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х годах развивающиеся страны были в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42 млн. т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т.

В условиях быстрого роста населения замедленные  темпы промышленного и сельскохозяйственного  производства привели к снижению доходов на душу населения.

Оценивая итоги развития освободившихся стран за два столетия, конференция ЮНИДО в Дели (1980 г.) пришла к выводу, что богатые стали богаче, а бедные – беднее, что более 1/4 населения этих стран испытывает постоянный рост бедности, а 800 млн. чел. (40% от всего населения) живут в абсолютной нищете.

В первой половине 80-х годов  развивающиеся страны в среднем  отставали от развитых стран по производству на душу населения валового продукта в 
11,6 раза, по производству сельскохозяйственной продукции – в 2,6, всей промышленной продукции – в 12,4, а продукция машиностроения – в 33,5 раза. 
Отставание по производительности труда в промышленности составило 5,8 раз, в том числе и обрабатывающей – 8,6, в сельском хозяйстве – 17,8 раз.

Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, я считаю научно-техническую отсталость. Решение задач ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического развития бывших колоний определяется прежде всего модернизацией производства на основе современной техники и технологии. В результате полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно- технологической зависимости от стран – лидеров НТП. По оценкам голландского экономиста Я.Тинбергена, ни в одной области неравенство между развитыми и развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в области научных исследований и уровня технологии.

По формам получения новых  технологий среди развивающихся  стран можно выделить несколько групп. Для азиатских стран основную роль играет импорт машин и оборудования, для латиноамериканских стран выше значение иностранных прямых капиталовложений. Для многих африканских и наименее развитых стран в целом технологическое сотрудничество в форме даров выступает основным источникам поступления технологии.

Быстрое развитие научно-технического прогресса и  сокращение притока новой технологии во многие развивающиеся страны расширили  разрыв между развитыми и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся основным инструментом передачи технологических новшеств, концентрируются в наиболее продвинувшихся в экономическом отношении странах, в наименее развитых странах ТНК предпочитают использовать не акционерные формы участия. Импорт технологии, стимулирующей экономический рост, требует не только необходимых финансовых средств, но и подготовленной рабочей силы, возможностей использовать импортную технологию. В этом отношении способности большинства развивающихся стран ограничены.

Освоения достижений НТП требовало создания многоотраслевых  рыночных структур, интегрированных в мировое хозяйство, и прежде всего индустриализации во взаимодействии с обновлением других сфер общественной жизни.

Индустриализация  развивающихся стран начиналась с промышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

В 50-е годы сложилась  благоприятная для развивающихся  стран конъюнктура на мировых  сырьевых рынках, обусловленная послевоенной реконструкцией экономики стран в Европе и войной в Корее. В результате высокая динамика иностранных валютных поступлений способствовал импорту оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур.

Информация о работе Развивающиеся страны: современное состояние и проблемы развития