Развитие внешней торговли России в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. Торговля является важным регулятором и показателем международных экономических отношений на современном этапе развития мировой экономики в условиях глобализации, либерализации внешнеэкономической деятельности, глобальной и региональной интеграции. Цель курсовой работы – исследовать внешнюю торговлю России на современном этапе в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………………...3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ МЕСТО В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………...…………………..……......……………………………...6
1.1. Понятие и значение внешней торговли для развития национальной экономики……………………………………………………........…………………..6
1.2. Место России в международной торговле………………………………...10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ….……..13
2.1. Динамика внешней торговли РФ, развитие импорта и экспорта..………13
2.2. Товарная и географическая структура внешней торговли РФ………......16
2.3. Перспективы развития внешней торговли РФ в рамках ВТО………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

КР Развитие внешней торговли России в условиях либерализации ВЭД (Автосохраненный).docx

— 336.64 Кб (Скачать)

В 2012 году в отношении  большинства товаров с точки  зрения роста инвестиционной привлекательности  отечественной экономики, развития конкуренции и подавления инфляции можно говорить об оптимальном уровне тарифной защиты.

Справочно: в таможенно-тарифной политике на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов были установлены средневзвешенные ставки в 2012 году – 9,5 %, в 2013  –9,33%, в 2014 – 9,1%.

Присоединение России к ВТО  и имплементация  взятых тарифных обязательств повлияли на изменения таможенно-тарифной политики в сентябре 2012 года. В рамках Евразийской экономической комиссии утвержден и вступил в действие новый уровень ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (ЕТТ) и новая редакция Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

После сентября 2012 года и  до сентября 2013 года (следующий этап имплементации обязательств перед  ВТО) величина средневзвешенной ввозной пошлины составит 7,36 процента. Изменение ставок будут учитывать только договоренности по начальному уровню связывания на момент присоединения к ВТО, которые, по сути, сводятся к следующему.

На момент присоединения  России к ВТО более чем по 90% тарифных линий ЕТТ ставки ввозных  таможенных пошлин не снижаются:

- на наиболее важные  виды производимой в России  сельскохозяйственной продукции (молочная группа, мясная группа, зерно, масличные семена и плоды, жиры и масла животного и растительного происхождения, сахар и кондитерские изделия из сахара, готовые продукты из зерна хлебных злаков, мучные кондитерские изделия и др.) уровень тарифной защиты рынка с момента присоединения к ВТО не снижается;

- на промышленные товары – гормоны, простагландины (инсулин, стероиды), органические соединения, антибиотики, фото и кино-товары (фотопленка), шерсть, пряжа, специальные ткани, некоторые виды обуви, реакторы, котельное оборудование, турбины, двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, электродвигатели, различные виды машин и оборудования (гр. 84) и другие.

Вместе с тем по некоторым  чувствительным товарным позициям с  момента присоединения ставки должны быть понижены до начальных уровней связывания. Это касается, прежде всего, сухого молока и сливок (с 25% до 20%), автомобилей, некоторых видов бумаги и картона (с 15% до 5%), риса (с 0,12 евро/кг  до 15%, но не менее 0,045 евро/кг), живых свиней (с 40% до 5%), зерноуборочных комбайнов (с 15% до 5%), некоторых видов одежды и обуви (с 10%, но не менее 4 евро/кг до 20%, но не менее 2,5 евро/кг), холодильников (с 20%, но не менее 0,24 евро/л до 20% и в дальнейшем до   10-12%) и других товаров.

Неизменной остается запретительная пошлина на спирт, на старые (старше 7 лет) легковые автомобили (1,4-3,2 евро/см3), грузовые автомобили (1 евро за 1 см3 объема двигателя),  автобусы 15-25%, либо 3 евро за 1 см3 объема двигателя.

Скорректированные с учетом обязательств по ВТО (с сентября ставка снижается до 7,36%) выпадающие доходы от ввозных таможенных пошлин в 2012 году по сравнению планировавшимися поступлениями  в течение всего 2012 года по ставке 9,5% (т.е. выпадающие от снижения прогнозных ставок ввозных таможенных пошлин до уровня обязательств ВТО за 2012 год) составят  48,3 млрд. рублей.

Впоследствии выпадающие доходы бюджета от снижения ввозных  пошлин до уровня ВТО от планировавшихся составят в 2013 году 187,7 млрд. рублей, в 2014 году – 256,8 млрд. рублей.

Параметры таможенно-тарифного  регулирования в 2013-2015 годах

В сентябре 2013 года (через 12 месяцев после официального присоединения к ВТО) предусматривается следующий этап корректировки ставок ввозных таможенных пошлин в рамках имплементации обязательств перед ВТО.

Для значительного числа  тарифных линий 2014-2015 годы будут являться годами окончания периода имплементации.

По сравнению с начальным  уровнем связывания к 2015 году будут  снижены ставки пошлины до 6,5-3 % на шерсть, рыбу, спирт, полиамиды, с 20 до 15 % – на  шины, покрышки, шинные протекторы, с 20 до 10 % – на предметы одежды из натурального меха,  электронные игры, с 20 до 7-12 % – на часы наручные, с 10 до 0 – на некоторые приборы.

К 2015 году  будут существенно  снижены (в 3 раза) экспортные пошлины на отходы и лом из нелегированного никеля и никелевых сплавов, на отходы и лом циркония, на семена рапса.

В отношении экспортных позиций  со сроками имплементации 3 и более лет в 2015 году будут снижены вывозные пошлины на шкуры крупного рогатого скота и овец, на отходы и лом литейного чугуна, отходы и лом из коррозионно-стойкой и прочей стали, на отходы и лом медные.

Учитывая, что шаг снижения таможенного тарифа в рамках ВТО  составляет 1 год, уровни средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин, рассчитанные по объемам импорта 2011 года с учетом тарифных обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО, в 2014 и 2015 годах с учетом льгот и преференций составят 6,93% (1.09.2013-1.09.2014) и 5,94% (с 1.09.2014 и на весь 2015 год) (табл. 1).

Таблица 1. Прогнозные уровни средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин.

 

2011

(факт)

2012

2013

2014

2015

ОНТТП5-2011

9,64

9,5

9,33

9,15

-

ОНТТП1-2012 с учетом ВТО

9,68

9,5/7,366

7,36/6,932

6,93/ 5,942

5,94


 

Произойдет дальнейшая либерализация  торговой политики Таможенного союза и подстройка Единого таможенного тарифа, что будет связано с имплементацией обязательств Республики Казахстан, принятых ею в ходе переговорного процесса с ВТО.

Обязательства в рамках ВТО  по экспортным пошлинам. В части экспортных пошлин обязательствами перед ВТО предусмотрено их снижение или отмена по истечении переходного периода (1-5 лет) на все товары, облагаемые вывозными пошлинами в настоящее время (рыба, семена масличных, карбонат магния, руды и концентраты молибденовые, кожевенное сырье, древесина, драгоценные камни и металлы, отходы и лом черных и цветных металлов, медь, никель, титан, алюминиевые сплавы, бывшие в употреблении рельсы, оси железнодорожных вагонов),  за исключением природного газа, нефти и нефтепродуктов. Пошлины на эти товары будут применяться в том же виде, как в настоящее время.

В отношении экспортных пошлин на лес с момента присоединения  России к ВТО договоренностями предусмотрено  установление на ежегодной основе экспортных тарифных квот на вывоз лесоматериалов необработанных из ели обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны  обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390) с внутриквотными ставками 13% и 15% соответственно.

Объем квот устанавливается  как средний в период 2005-2006 гг.

Квоты  на экспорт лесоматериалов из ели:

всего – 6246, 5 тыс.  куб. м

для ЕС – 5960,6 тыс. куб. м 

для других стран – 285,9 тыс. куб. м.

Квоты на экспорт лесоматериалов из сосны:

всего – 16 038,2 тыс. куб. м

для ЕС – 3645,9 тыс. куб. м

для других стран – 12 392,3 тыс. куб. м.

По уровням ставок внеквотных пошлин обязательство не принимается.

В регулировании импорта  возрастет роль таможенных процедур и мер таможенного администрирования. Среди них – таможенные процедуры  временного ввоза, переработки на таможенной территории для целей импортозамещения, таможенная процедура свободной таможенной зоны для целей осуществления операций по переработке и изготовлению экспортно-ориентированных товаров.

В целях повышения конкурентоспособности  отечественных производителей в условиях членства в ВТО необходимо принять меры по упрощению порядка таможенного оформления и контроля с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий высокотехнологичных товаров, научных и коммерческих образцов, биологических материалов, изделий для проведения испытаний и лабораторных исследований. Необходимо также продолжить совершенствование таможенных и административных процедур для экспорта наукоемкой и инновационной продукции, создать так называемый «зеленый коридор».

Введение вышеуказанных  ограничительных мер будет регламентироваться, с одной стороны, правилами ВТО, соблюдение которых является обязательством Российской Федерации. А с другой, в условиях функционирования Единого экономического пространства и создания к 2015 году Евразийского экономического союза все эти решения будут приниматься на наднациональном уровне с учетом требований защиты и регулирования общего рынка России, Казахстана и Белоруссии и обеспечения интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

В то же время, для наиболее полного использования возможностей, связанных с членством в ВТО  и ЕЭП, а также для решения  проблем развития внешнеэкономического комплекса, обострившихся под влиянием глобального кризиса, России необходимо в течение 2012-2014 гг. предпринять решительные меры по совершенствованию внешнеэкономической политики. Данные меры могут быть суммированы следующим образом.

В сфере таможенно-тарифной политики: снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также при импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке - установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1-3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами. 

В сфере поддержки экспорта: расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения; упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения). 

В сфере стимулирования прямых инвестиций: сокращение перечня отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность иностранных инвесторов; организационная и политическая поддержка формирования стратегических альянсов российских компаний с зарубежными компаниями - глобальными лидерами (в т.ч. через софинансирование расходов на подготовку промышленных площадок для совместных предприятий); поддержка создания совместных НИОКР-центров и центров развития компетенций (в первую очередь - компетенций в сфере коммерциализации технологий и управления продвижением на рынок новых продуктов) через освобождение расходов на создание соответствующих центров от налогообложения; дипломатическая поддержка российских компаний, осуществляющих проекты прямого инвестирования за рубежом. 

В сфере развития регионального  сотрудничества: заключение соглашения о безусловных гарантиях взаимных инвестиций и создание механизма защиты инвестиций (Арбитраж по инвестиционным вопросам) на пространстве СНГ; формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций на пространстве СНГ с использованием российского рубля как основного расчетного средства торгово- инвестиционных отношений; подготовка российских предложений по проекту соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС и начало переговоров по соответствующему вопросу; активизация участия в региональных институтах развития (в т.ч. полноправное членство в Азиатском банке развития). Если проведение взвешенной бюджетной политики и борьба с инфляцией являются ключевыми макроэкономическими приоритетами в период проведения предвыборной кампании и непосредственно после ее завершения, то предлагаемые меры по развитию внешнеэкономического комплекса способны придать мощный импульс развитию реального сектора российской экономики, особенно в свете качественно новых возможностей, открывающихся благодаря присоединению к ВТО и формированию ЕЭП. Сочетание указанных приоритетов способно обеспечить условия для поступательного экономического развития национальной экономики в 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия всегда была ведущим  игроком на международном рынке. К сожалению, и раньше и сейчас Россия воспринимается как потребитель высокотехнологичный товаров, и продавец природного сырья.

Анализируя прогнозные данные, мы можем сделать вывод, что внешняя торговля России в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности имеет тенденции к росту. При этом необходимо поднимать те сектора экономики, от которых страна зависит больше всего. Это сельское хозяйство, легкая промышленность, именно здесь велика зависимость от привозных товаров. Которые не всегда хорошего качества, но, практически, всегда дешевле отечественных; необходимо избавляться от существующего мнения, что Россия – сырьевой придаток мировой экономики.

Для развития внешней торговли и экономики России необходимо:

- содействовать модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

- стимулировать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках производства, на этой основе осуществлять диверсификацию структуры народного хозяйства и формировать обновленную внешнеторговую специализацию страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

Информация о работе Развитие внешней торговли России в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности