Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение Европейского Союза, его структуры, а также изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных направления развития внешнеэкономического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития Европейского Союза и изучить структуру Европейского Союза;
2. ознакомиться с развитием отношений между ЕС и Россией;
3. изучение договорно-правовой базы для торговых отношений;
4. анализ основных направлений и перспектив развития отношений между ЕС и Россией.
Введение
1. Европейский союз: этапы создания, его организационная структура и интеграционные процессы
1.1. Этапы создания Европейского Союза
1.2.Стадии развития интеграции
1.3. Организационная структура ЕС
2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским Союзом
2.1.Экономические отношения Россия-ЕС
2.2 Договорно-правовая база для торговых отношений
3. Последствия расширения ЕС для экономики России
3.1. Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2. Перспективы дальнейшего развития экономических связей России и Европейского Союза
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Подчеркивая особую важность
своих взаимоотношений с
Стратегия определяла задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.
Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества; обеспечение реализации стратегии в России.
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ
обеспечивает применение к импорту
из России в ЕС минимальных ставок
Единого таможенного тарифа (ЕТТ)
Союза, которые значительно ниже
так называемых базисных, или автономных
ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил
России преференциальный режим в
отношении таможенного
Таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.
В соответствии с режимом
внутреннего рынка ЕС российские
товары, прошедшие таможенную очистку
в одной из стран – членов Союза,
поступают в свободное
В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удобрения.
3. ПОСЛЕДСТВИЕ РАСШИРЕНИЯ ЕС ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
3.1.Стратегическое
видение Россией и ЕС
Стратегические цели ЕС сформулированы в ритуальной форме, характерной для политических документов такого рода: "Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой, свободной от новых разделительных линий, - залог устойчивого мира на континенте Европейский Союз имеет четкие стратегические цели:
- стабильная, открытая и
плюралистическая демократия в
России, основанная на принципах
правового государства и
- обеспечение стабильности
в Европе, укрепление глобальной
безопасности и поиск ответов
на общие вызовы, стоящие перед
континентом, путем
При всей традиционности этих
формулировок, в Общей Стратегии
появляется показательный пассаж о
том, что Европейский Союз готов
приложить все необходимые
Общая Стратегия разрабатывалась
под впечатлением августовского
кризиса 1998г., когда обвал рубля
и частичный дефолт России усугубил
сомнения в успехе реформ и развил
скепсис в отношении
Другая показательная
тенденция – это перенесение
акцента с экономического сотрудничества
на содействие формированию демократических
институтов и гражданского общества.
Основная цель программы ТАСИС претерпела
аналогичные метаморфозы. Регламент
1991г. утверждал своей целью
В свою очередь Россия стратегической задачей отношений с ЕС видит "обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире", исходя при этом из тезисов об "объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик". Россия ставит цель "привлечения хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для развития социально ориентированной рыночной экономики России... и дальнейшее строительство демократического правового общества". Достаточно показательно звучат пассажи о том, что "настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией обеспечения экономической безопасности страны" и о том, что "в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права и опыта". Таким образом, наряду с общностью многих важных целей и интересов, между стратегическим видением ЕС и России существует немало важных расхождений и различий, требующих пристального внимания и в перспективе - усилий по их максимальной гармонизации.
3.2 Перспективы дальнейшего развития экономических связей России и Европейского Союза.
Перспективы дальнейшего развития экономических связей РФ — ЕС на ближайшие три-пять лет можно оценить как умеренно оптимистические, причем по всем рассмотренным выше направлениям. Трудно ожидать заметного роста российского экспорта в ЕС, ибо в ближайшие годы ожидается неблагоприятная для РФ динамика цен на основные товары ее экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы).
В области экспорта готовой продукции, особенно машинотехнической (здесь реальной целью может быть лишь внедрение в отдельные «ниши») вероятен лишь ограниченный прогресс. Отсутствие больших приростов экспорта, а также необходимость обслуживать внешний долг будут сдерживать наращивание российского импорта из стран — членов ЕС. Таким образом, товарооборот РФ — ЕС, вероятно, вырастет незначительно.
Вместе с тем вполне возможно (при активных усилиях обеих сторон) заметное улучшение ситуации в области движения капитала и знаний.
Ключевой проблемой развития экономических отношений РФ — ЕС является дальнейшая либерализация взаимной торговли (попутно отметим, что в торговле услугами со странами — членами Союза РФ неизменно имеет дефицит). По этому вопросу по существу непрерывно ведется переговорный процесс.
Для России весьма важен вопрос о безоговорочном признании ЕС ее рыночного статуса; пока же Союз признал такой статус РФ лишь условно, с оговорками. Это касается прежде всего антидемпинговых процедур против российских экспортеров со стороны ЕС в случае подозрения их в демпинге, т.е. продаже продукции по преднамеренно заниженным, бросовым ценам для «проталкивания» ее сбыта на внешнем рынке. В конце апреля 1998 г. Совет министров иностранных дел ЕС принял решение исключить РФ из списка стран с нерыночной экономикой, но безоговорочно не признал ее страной с рыночным хозяйством.
С одной стороны, в таком решении для России много полезного, особенно в области антидемпинговых процедур и санкций со стороны ЕС. Так, если до недавнего времени какой-либо российский экспортер, например, химический комбинат, был заподозрен и уличен в демпинге минеральных удобрений, то антидемпинговые процедуры и санкции (штрафы и др.) автоматически применялись ко всем соответствующим российским производителям (экспортерам) как экономическим субъектам страны с нерыночной экономикой. Теперь КЕС при помощи своих экспертов вначале должна сделать заключение, имеется ли в данной отрасли российской экономики рыночная или нерыночная ситуация. В первом случае санкциям подвергнется только данный химический комбинат, во втором — вся отрасль.
Положительным сдвигом для
России является и то обстоятельство,
что теперь выявление демпинга ведется
не на основе сопоставления цен предложения
обвиняемого в демпинге российского
экспортера с надуманной «условной
нормальной ценой» рынка ЕС, намного
превышающей соответствующую
В то же время «условно-рыночный» статус экономики РФ оставляет ЕС всякий раз, когда тот или иной российский производитель (экспортер) подозревается в демпинге, широкие возможности для проволочек и произвола.
По вопросу о том, в
каком направлении следует
Надо четко представлять
себе, что в ЕС Россию не ждут и
не желают иметь в качестве полноправного
члена. Это обусловлено, в первую
очередь, не отсутствием доброй воли
или какими-либо субъективными факторами,
а тем объективным
У противников полного членства России в ЕС (а влиятельных сторонников этого вообще трудно назвать) есть масса весомых, едва ли убедительно опровержимых аргументов в пользу их негативной позиции. Так, территориально часть России, причем большая, расположена не в Европе, а в Азии, что несовместимо с имеющимися международно-правовыми документами, определяющими статус ЕС.
Не стоит говорить и о том, что России потребуется еще много лет, чтобы даже при самых благоприятных условиях достигнуть среднего для ЕС уровня экономического развития. Без такого уровня она могла бы претендовать на огромные, непомерные нетто-дотации из аграрного, регионального и социального фондов ЕС, которые «взорвали» бы бюджет Союза. Кроме того, Россия не в состоянии выполнить ряд предусмотренных Маастрихтским договорам жестких критериев (особенно по величине накопленного государственного долга) для подключения к формируемой единой валютной системе ЕС и перехода к евро.
Вступление в ЕС вряд ли отвечало бы и интересам России. Оно определенно нанесло бы ущерб сотрудничеству России (или по меньшей мере осложнило бы его) с Японией, КНР и другими странами — членами АТЭС, поскольку РФ, как член ЕС, лишилась бы возможности проводить автономную внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран. В то же время эффективное участие в АТЭС, в которое России после ряда тщетных попыток удалось вступить лишь в ноябре 1998 г., для нее чрезвычайно важно.
В отношениях с ЕС оптимальным для России (и реальной целевой установкой) может быть только постепенное углубление отношений ассоциации с Союзом, прежде всего путем создания со временем зоны свободной торговли, развития инвестиционного и научно-технического сотрудничества. В более отдаленной перспективе (не ранее чем через 10—15 лет), когда Россия станет страной с развитой рыночной экономикой, мог бы приобрести актуальность вопрос о ее подключении к европейскому экономическому пространству.
Информация о работе Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским Союзом