Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским Союзом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Европейского Союза, его структуры, а также изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных направления развития внешнеэкономического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития Европейского Союза и изучить структуру Европейского Союза;
2. ознакомиться с развитием отношений между ЕС и Россией;
3. изучение договорно-правовой базы для торговых отношений;
4. анализ основных направлений и перспектив развития отношений между ЕС и Россией.

Содержание

Введение
1. Европейский союз: этапы создания, его организационная структура и интеграционные процессы
1.1. Этапы создания Европейского Союза
1.2.Стадии развития интеграции
1.3. Организационная структура ЕС
2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским Союзом
2.1.Экономические отношения Россия-ЕС
2.2 Договорно-правовая база для торговых отношений
3. Последствия расширения ЕС для экономики России
3.1. Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2. Перспективы дальнейшего развития экономических связей России и Европейского Союза
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

курач.docx

— 337.06 Кб (Скачать)

Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским  Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила  Стратегию развития своих отношений  с ЕС до 2010г.

Стратегия определяла задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.

Российская стратегия  констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;  обеспечение реализации стратегии в России.

Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту  из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил  России преференциальный режим в  отношении таможенного обложения  российских товаров. Этот режим не закреплен  соответствующим двусторонним договором, и его предоставление – акт  доброй воли со стороны ЕС.

Таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.

В соответствии с режимом  внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку  в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение  на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги.

В целом процесс либерализации  взаимной торговли РФ – ЕС в последние  годы протекает поступательно и  успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров  таких важных для РФ товаров, как  черные металлы и минеральные  удобрения.

    

 

3. ПОСЛЕДСТВИЕ РАСШИРЕНИЯ ЕС ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

3.1.Стратегическое  видение Россией и ЕС двустороннего  партнерства

 

Стратегические цели ЕС сформулированы в ритуальной форме, характерной  для политических документов такого рода: "Стабильная, демократическая  и процветающая Россия, прочно связанная  с объединенной Европой, свободной  от новых разделительных линий, - залог  устойчивого мира на континенте Европейский  Союз имеет четкие стратегические цели:

- стабильная, открытая и  плюралистическая демократия в  России, основанная на принципах  правового государства и опирающаяся  на процветающую рыночную экономику,  в интересах всех народов, как  России, так и Европейского Союза; 

- обеспечение стабильности  в Европе, укрепление глобальной  безопасности и поиск ответов  на общие вызовы, стоящие перед  континентом, путем интенсификации  сотрудничества с Россией". 5

При всей традиционности этих формулировок, в Общей Стратегии  появляется показательный пассаж о  том, что Европейский Союз готов  приложить все необходимые усилия для реализации этих задач, при этом "полностью признавая, что основную ответственность за свое будущее  несет сама Россия". Эта фраза  впоследствии повторяется во всех значимых политических заявлениях ЕС по российской проблематике. Современный этап развития отношений между ЕС и Россией  проходит на общем фоне разочарования  Запада в перспективах российских реформ и построения Россией демократического правового общества и осознания им ограниченности своих возможностей оказать необходимое влияние на политическое и экономическое развитие России.

Общая Стратегия разрабатывалась  под впечатлением августовского  кризиса 1998г., когда обвал рубля  и частичный дефолт России усугубил сомнения в успехе реформ и развил скепсис в отношении целесообразности продолжения западного участия  и оказания дальнейшей финансовой помощи. Ее реализация проходит в условиях второй чеченской войны, которая  поставила под сомнение демократический характер российской государственности. Противоречивый имидж постельцинской России вызывает растущую обеспокоенность перспективами отношений и чреват далеко идущими последствиями.

Другая показательная  тенденция – это перенесение  акцента с экономического сотрудничества на содействие формированию демократических  институтов и гражданского общества. Основная цель программы ТАСИС претерпела аналогичные метаморфозы. Регламент 1991г. утверждал своей целью содействие "переходу к рыночной экономике", Регламент 1993г. добавил к этому "..., и таким образом содействуя укреплению демократии". Регламент 1996г. уравнял в правах эти две цели: "переход к рыночной экономике и укрепление демократии", а последний Регламент 2000г. добавил третий компонент, и цель программы формулируется следующим образом: "переход к рыночной экономике; укрепление демократии и правового общества". Очевидно, что на первом этапе Европа была или уверена в демократическом выборе России, или полагала, что такой выбор последует за проведением рыночных преобразований. Современное понимание требует специальных усилий в поддержку демократических институтов, как необходимое условие экономического и политического успеха России. Война в Чечне привела к переброске значительной части средств ТАСИС с технического содействия на гуманитарную помощь и проекты в области демократии.

 В свою очередь Россия стратегической задачей отношений с ЕС видит "обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире", исходя при этом из тезисов об "объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик". Россия ставит цель "привлечения хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для развития социально ориентированной рыночной экономики России... и дальнейшее строительство демократического правового общества". Достаточно показательно звучат пассажи о том, что "настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией обеспечения экономической безопасности страны" и о том, что "в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права и опыта". Таким образом, наряду с общностью многих важных целей и интересов, между стратегическим видением ЕС и России существует немало важных расхождений и различий, требующих пристального внимания и в перспективе - усилий по их максимальной гармонизации.

 

3.2 Перспективы дальнейшего развития экономических связей России и Европейского Союза.

 

Перспективы дальнейшего  развития экономических связей РФ —  ЕС на ближайшие три-пять лет можно  оценить как умеренно оптимистические, причем по всем рассмотренным выше направлениям. Трудно ожидать заметного роста российского экспорта в ЕС, ибо в ближайшие годы ожидается неблагоприятная для РФ динамика цен на основные товары ее экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы).

В области экспорта готовой  продукции, особенно машинотехнической (здесь реальной целью может быть лишь внедрение в отдельные «ниши») вероятен лишь ограниченный прогресс. Отсутствие больших приростов экспорта, а также необходимость обслуживать внешний долг будут сдерживать наращивание российского импорта из стран — членов ЕС. Таким образом, товарооборот РФ — ЕС, вероятно, вырастет незначительно.

Вместе с тем вполне возможно (при активных усилиях обеих  сторон) заметное улучшение ситуации в области движения капитала и знаний.

Ключевой проблемой развития экономических отношений РФ —  ЕС является дальнейшая либерализация  взаимной торговли (попутно отметим, что в торговле услугами со странами — членами Союза РФ неизменно имеет дефицит). По этому вопросу по существу непрерывно ведется переговорный процесс.

Для России весьма важен  вопрос о безоговорочном признании  ЕС ее рыночного статуса; пока же Союз признал такой статус РФ лишь условно, с оговорками. Это касается прежде всего антидемпинговых процедур против российских экспортеров со стороны ЕС в случае подозрения их в демпинге, т.е. продаже продукции по преднамеренно заниженным, бросовым ценам для «проталкивания» ее сбыта на внешнем рынке. В конце апреля 1998 г. Совет министров иностранных дел ЕС принял решение исключить РФ из списка стран с нерыночной экономикой, но безоговорочно не признал ее страной с рыночным хозяйством.

С одной стороны, в таком  решении для России много полезного, особенно в области антидемпинговых  процедур и санкций со стороны ЕС. Так, если до недавнего времени какой-либо российский экспортер, например, химический комбинат, был заподозрен и уличен в демпинге минеральных удобрений, то антидемпинговые процедуры и санкции (штрафы и др.) автоматически применялись ко всем соответствующим российским производителям (экспортерам) как экономическим субъектам страны с нерыночной экономикой. Теперь КЕС при помощи своих экспертов вначале должна сделать заключение, имеется ли в данной отрасли российской экономики рыночная или нерыночная ситуация. В первом случае санкциям подвергнется только данный химический комбинат, во втором — вся отрасль.

Положительным сдвигом для  России является и то обстоятельство, что теперь выявление демпинга ведется  не на основе сопоставления цен предложения  обвиняемого в демпинге российского  экспортера с надуманной «условной  нормальной ценой» рынка ЕС, намного  превышающей соответствующую внутрироссийскую цену, а как раз с ценой на российском внутреннем рынке.

В то же время «условно-рыночный»  статус экономики РФ оставляет ЕС всякий раз, когда тот или иной российский производитель (экспортер) подозревается в демпинге, широкие возможности для проволочек и произвола.

По вопросу о том, в  каком направлении следует развивать  отношения с ЕС, в России имеется два принципиальных подхода: вступление РФ в будущем в ЕС или развитие с Союзом партнерских отношений. Первый подход, как представляется, не основан на реализме.

Надо четко представлять себе, что в ЕС Россию не ждут и  не желают иметь в качестве полноправного  члена. Это обусловлено, в первую очередь, не отсутствием доброй воли или какими-либо субъективными факторами, а тем объективным обстоятельством, что ЕС не в состоянии «переварить» гигантскую страну и ее экономику, распространив на нее все процедуры Союза.

У противников полного  членства России в ЕС (а влиятельных  сторонников этого вообще трудно назвать) есть масса весомых, едва ли убедительно опровержимых аргументов в пользу их негативной позиции. Так, территориально часть России, причем большая, расположена не в Европе, а в Азии, что несовместимо с  имеющимися международно-правовыми документами, определяющими статус ЕС.

Не стоит говорить и  о том, что России потребуется  еще много лет, чтобы даже при  самых благоприятных условиях достигнуть среднего для ЕС уровня экономического развития. Без такого уровня она  могла бы претендовать на огромные, непомерные нетто-дотации из аграрного, регионального и социального фондов ЕС, которые «взорвали» бы бюджет Союза. Кроме того, Россия не в состоянии выполнить ряд предусмотренных Маастрихтским договорам жестких критериев (особенно по величине накопленного государственного долга) для подключения к формируемой единой валютной системе ЕС и перехода к евро.

Вступление в ЕС вряд ли отвечало бы и интересам России. Оно определенно нанесло бы ущерб  сотрудничеству России (или по меньшей мере осложнило бы его) с Японией, КНР и другими странами — членами АТЭС, поскольку РФ, как член ЕС, лишилась бы возможности проводить автономную внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран. В то же время эффективное участие в АТЭС, в которое России после ряда тщетных попыток удалось вступить лишь в ноябре 1998 г., для нее чрезвычайно важно.

В отношениях с ЕС оптимальным  для России (и реальной целевой установкой) может быть только постепенное углубление отношений ассоциации с Союзом, прежде всего путем создания со временем зоны свободной торговли, развития инвестиционного и научно-технического сотрудничества. В более отдаленной перспективе (не ранее чем через 10—15 лет), когда Россия станет страной с развитой рыночной экономикой, мог бы приобрести актуальность вопрос о ее подключении к европейскому экономическому пространству.

Информация о работе Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским Союзом