Развитие ОПК Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:48, реферат

Описание работы

Темой данного реферата является анализ развития и модернизация Российского оборонно промышленного комплекса, которая достигается путем реформирования этой отрасли.

Эта тема актуальна так, как оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

I. Объекты реформирования……………………………………………………………....4

Выводы:

1.Первый………………………………………………………………………4
2.Второй…………………………………………………………………… …5
3.Третий……………………………………………………………………….5
II. Основные этапы реформирования……………………………………………………..6

1.Вывод отрасли из кризисной ситуации (1992-1998гг.)……………….….6
2.Посткризисный период (1999-2001гг.)…………………………………….7
3.Модернизация производственно технологической базы (2002-2006гг.)..7
4.Формирование военно –научного комплекса РФ (2007-2015гг.)………..9
III. Покупка военной и гражданской продукции……………………………………….12

IV. Выход на мировые рынки…………………………………………………………….14

V. Парадоксы экспорта………………………………………………………………...….15

VI. Инновационное развитие……………………………………………………….….…16

VII. Государственные инвестиции……………………………………………….………18

VIII. О перспективах………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

ВПК.docx

— 267.66 Кб (Скачать)

    В рамках программы развития оборонно-промышленного комплекса и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс  необходимо обеспечить, в первую очередь, его слияние с гражданским сектором экономики. Механизм интеграции в народное хозяйство следует рассматривать не как перевод военных производств на выпуск гражданской продукции, а как слияние с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т. п. Изготовители собственно вооружений и военной техники должны представлять собой сборочные производства и носить узкоспециализированный характер и, по сути, быть ядром комплекса, ориентированным на задачи реализации программы вооружений.

    Процесс интеграции важно дополнить организационно-институциональными преобразованиями - формированием производственно-технологических кластеров и развитием стимулирующих инструментов обеспечения приоритетов промышленной политики — льготных кредитов, государственных гарантий, расширения механизма частно-государственного партнерства.

    Однако  в этот период продолжает увеличиваться  разрыв в научно-технологическом  развитии оборонного и гражданского секторов экономики. Высокие технологии оборонных предприятий и интеллектуальный потенциал комплекса крайне слабо используются для создания конкурентоспособности наукоемкой продукции, повышения технологического уровня отечественной производственной базы, усиления инновационной активности промышленных предприятий4.

    На  начальном этапе периода темпы  роста инвестиций ниже (107,2%), чем роста производства (117,1). Аналогичное соотношение (3,5% и 4,5% соответственно) остается и на заключительном этапе реформ. Это дает основание говорить о том, что рост производства происходит пока без развития, технологической модернизации производственной базы, качественных преобразований; не создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности как на отечественных, так и на мировых рынках. На практике это привело к тому, что в последние годы в оборонно-промышленном комплексе существенно замедлились темпы роста выпуска гражданской продукции.

    Несмотря  на все меры, принимаемые государством в последние годы, на большинстве  предприятий комплекса сохраняется  тяжелое положение, эксплуатируется около 75% морально устаревшей и на 50% физически изношенной активной части производственных фондов. Темпы их обновления - не более 1% в год (необходимо - 8-10%). В критическом состоянии находятся испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы.

    Треть предприятий комплекса - фактически банкроты Это затрагивает проблемы национальной безопасности, поэтому использовать для ОПК общие условия банкротства государству достаточно рискованно и экономически нецелесообразно. Нужна система предоставления госгарантий предприятиям, находящимся на грани банкротства, что позволит государству остановить передел собственности. 
 
 
 
 
 

Покупка военной и гражданской продукции

  На внутреннем рынке государство - единственный покупатель российских ВВТ и (в первую очередь — потенциально) крупный - по ряду гражданской продукции, производимой предприятиями отечественного ОПК В 1990-х годах средств, выделяемых государством на закупки ВВТ по оборонному заказу, хватало на приобретение военной продукции российскими Вооруженными силами (ВС) лишь в единичных экземплярах. В 2000-х годах наблюдался устойчивый рост величины средств, направляемых на гособоронзаказ по линии Министерства обороны РФ, однако в тот период цены на отечественные ВВТ росли фактически с тем же темпом, так что в натуральном выражении закупки по гособоронзаказу практически не менялись. Противоречия, возникающие между государством и предприятиями ОПК в ходе согласования цен на выпускаемые ВВТ, уже были сформулированы нами ранее.

Малые объемы закупок  ВВТ в 1990-2000-х гг. привели к тому, что, по заявлению министра обороны РФ, «доля современных вооружений и военной техники в Вооруженных силах РФ составляет около 10%»- Правда, президент РФ обозначил целью государства «довести ежегодное обновление вооружений и военной техники до 9—11% в год», что позволит к 2020 г. поднять долю современных вооружений до 70%>*.

  В последние  годы ситуация с закупками по гособоронзаказу несколько улучшилась. Например, в 2008 г. государством «закуплено 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 комплекса "Искандер", 52 танка Т-90, 210 современных БТР, 41 БМП, 34 ракеты для новейшего комплекса ПВО С-400 и 4,5 тысячи автомобилей... отремонтировано с модернизацией 6 стратегических бомбардировщиков Ту-95, 82 самолета и 31 вертолет»9-

  В последние  годы перед отечественными производителями военной продукции возникла новая проблема - конкуренции с зарубежными производителями ВВТ на внутрироссийском рынке. Так, в 2009 г. российские Вооруженные силы закупили партию беспилотных летательных аппаратов у израильской компании «Israel Aerospace Industries; обсуждается вопрос о приобретении французского универсального десантного корабля «Mistral» и строительстве по лицензии еще трех кораблей этого класса на российских верфях; подписано соглашение с французской фирмой Thales о передаче лицензии на производство тепловизионных камер Catherine для танков T-9Q; ведутся переговоры о поставках новейшей французской экипировки «пехотинца будущего» «FeUn».

По этому поводу возникают основные вопросы о  пропорциях военных закупок в  средне- и долгосрочной перспективах: сколько приобретать у отечественного ОПК, и какова доля продукции зарубежного производства? Согласованы ли планы закупок с программами реформирования ОПК, в частности, с планами создания холдингов по отраслевому принципу? Ведь если произойдет" преимущественная ориентация на закупки зарубежных ВВТ для российских армии и флота (а это направление логически вытекает из позиции Министерства обороны, которое не считает российский ОПК способным производить военную продукцию, соответствующую современным требованиям"), тогда необходимо глобально менять программу реформирования российского ОПК. 
 
 
 

Выход на мировые рынки: 

    Сфера экспорта вооружения и военной техники  в целом имеет в своем развитии положительную динамику: Россия входит в тройку ведущих экспортеров продукции военного назначения; военно-техническое сотрудничество осуществляется под строгим контролем государства в соответствии с нормами международного права. Сотрудничество ФГУП «Рособоронэкспорт» сегодня охватывает свыше 70 стран, в 42 государствах созданы постоянные представительства; увеличивается объем российского экспорта.

    При положительной динамике экспорт  вооружения и военной техники  сталкивается с рядом проблем. Причины в следующем: иностранные заказчики ориентируются в основном на образцы техники, находящиеся на вооружении российской армии и флота. Однако из-за постоянного дефицита ресурсов Минобороны России редко закупает современные образцы вооружения в таких количествах, чтобы иностранные государства обратили на них внимание.

В конкурентной борьбе на мировом рынке оружия можно  рассчитывать только на превосходство  российских образцов над зарубежными аналогами по боевым возможностям и критерию «эффективность — стоимость», что напрямую связано с научно-техническим потенциалом оборонного сектора. 
 
 
 

Парадоксы экспорта

  Государство (в лице ФГУП «Рособоронэкспорт», входящего в состав ГК «Ростехнологии») обладает фактически монопольным правом осуществлять экспортные операции российских ВВТ. На рис. 2 приведены данные об объемах экспорта ВВТ СССР и Россией в 1989-2009 гг.

  В 2000-е годы идет устойчивый рост количественных показателей военно-технического сотрудничества России с другими странами. Объем экспорта российских ВВТ вырос с 3,5 млрд дол. в 2000 г. до 8,5 млрд дол. в 2009 г.; по заявлению главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, этот показатель в ближайшие годы будет составлять 9-10 млрд дол.14 Портфель заключенных контрактов на поставку российских ВВТ также возрастает: в 2000 г. он составлял 7,4 млрд дол., в 2006 г. — 30 млрд дол., в 2009 г. - уже 40 млрд дол.15 Россия экспортирует свои ВВТ более чем в 70 стран мира. У российского экспорта военной продукции хватает проблем - они были сформулированы нами еще в 1999 г " и остаются актуальными до сих пор. Главная из них та, что концептуальные технические решения, реализованные в большинстве продаваемых сегодня российских образцов вооружений, датируются советскими временами, многие - второй половиной 1970-х годов. Из числа новых явлений отметим возросшие во второй половине 2000-х годов претензии к качеству экспортируемых Россией ВВТ и срокам выполнения экспортных контрактов.

   Но  все же экспорт ВВТ, - пожалуй, единственная область взаимодействия государства  и ОПК, где действия государства  по-настоящему эффективны. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инновационное развитие: 

Оборонно-промышленному  комплексу отводится ключевая роль в осуществлении инновационного развития экономики, что, в свою очередь, требует усиления государственной инновационной компоненты в данной сфере. Ускоренное развитие комплекса определено как одно из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства РФ. Причины тому следующие.

    • Этот наиболее наукоемкий сектор экономики страны пока еще сохраняет накопленный  научно-производственный потенциал Комплекс включает в себя 1223 организации (в том числе более 1100 промышленных), находящиеся в сфере деятельности «Роспрома», «Роскосмоса» и «Росатома», из которых около половины относятся к научной сфере. В нем сосредоточены высококвалифицированные кадры, большая часть передовых технологий не только военного, но и гражданского назначения.

    • Комплекс сохраняет  значительный научно-технический задел, позволяющий совершить технологический прорыв по ряду направлений (ядерные, лазерные, авиакосмические технологии, специальные материалы и сплавы, водородная энергетика и др.) и тем самым увеличить стратегическое присутствие России на рынках высоких технологий.

    • Оборонные  отрасли характеризуются более высоким уровнем инновационной активности.

    • Комплекс традиционно  стимулирует инновационную активность в гражданских секторах экономики; способствует развитию смежных отраслей и диверсификации структуры экономики в целом, повышению ее конкурентоспособности. Около 42% объема его продукции производится для гражданских сфер экономики, в том числе с использованием технологий двойного применения.

    В настоящее время в инвестиционном процессе повышается роль инновационных вложений. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, решение указанных задач запланировано комплексно в рамках новых утвержденных федеральных целевых программ, в том числе:

    - «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.» ориентирована на разработку и освоение новейших критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения;

    - «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» предусматривает разработку и освоение значительного количества промышленных технологий, ориентированных на создание и производство современных видов техники, а также авиационно-космических материалов Эта программа призвана сыграть ключевую роль в обновлении производственно-технологической базы комплекса (около 70% от общего объема затрат составляют инвестиции на техническое перевооружение научно-технологической базы и производственных мощностей организаций оборонной промышленности - разработчиков и производителей важнейших образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих облик перспективной системы вооружения);

    - «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» (новая редакция) в качестве одной из задач предусматривает формирование научного задела и разработку новых технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники. 

Государственные инвестиции:

Основным источником финансирования технологических инноваций в отраслях оборонно-промышленного комплекса являются собственные средства предприятий — более 80%, средства федерального бюджета составляют около 10%. Крайне незначительна доля средств местных бюджетов и внебюджетных фондов. Практически отсутствуют иностранные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий комплекса. Заметим, что в выигрыше окажутся и предприятия, и регионы их размещения, и государство-инвестор.

Для того чтобы  отечественный оборонно-промышленный комплекс стал выгодным объектом государственных  инвестиций, необходимо:

1) увеличение  доходов от поступления налогов  и сборов: на деньги налогоплательщиков финансируются фундаментальные и прикладные исследования, в том числе и по оборонной проблематике;

2) рост дивидендов  по акциям оборонных предприятий, принадлежащих государству;

3) увеличение  негосударственных инвестиций в  отрасль. Проблемных вопросов здесь много. Например, об ограничениях в части владения и участия иностранных фирм в управлении оборонными предприятиями;

4) формирование  системы научно обоснованных  критериев отнесения предприятий и организаций к стратегическим. Необходима инвентаризация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В интересах  повышения объемов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами целесообразно создание на базе государственного посредника интегрированной структуры с правами государственного заказчика на определенные виды продукции военного назначения, интеграции ее в систему программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники.

Информация о работе Развитие ОПК Российской Федерации