Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:48, реферат
Темой данного реферата является анализ развития и модернизация Российского оборонно промышленного комплекса, которая достигается путем реформирования этой отрасли.
Эта тема актуальна так, как оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.
Введение………………………………………………………………………………...3
I. Объекты реформирования……………………………………………………………....4
Выводы:
1.Первый………………………………………………………………………4
2.Второй…………………………………………………………………… …5
3.Третий……………………………………………………………………….5
II. Основные этапы реформирования……………………………………………………..6
1.Вывод отрасли из кризисной ситуации (1992-1998гг.)……………….….6
2.Посткризисный период (1999-2001гг.)…………………………………….7
3.Модернизация производственно технологической базы (2002-2006гг.)..7
4.Формирование военно –научного комплекса РФ (2007-2015гг.)………..9
III. Покупка военной и гражданской продукции……………………………………….12
IV. Выход на мировые рынки…………………………………………………………….14
V. Парадоксы экспорта………………………………………………………………...….15
VI. Инновационное развитие……………………………………………………….….…16
VII. Государственные инвестиции……………………………………………….………18
VIII. О перспективах………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………………...24
Новосибирский
Государственный Архитектурно строительный
университет (Сибстин)
Кафедра общей экономической
теории
«Развитие
ОПК Российской Федерации»
Выполнил: студент группы 221а
Домрачев А.В
Проверил:
Аветисян Л.Э
г.Новосибирск
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Объекты реформирования…………………………………………
Выводы:
II. Основные этапы
реформирования…………………………………………
III. Покупка военной и гражданской продукции……………………………………….12
IV. Выход на мировые
рынки…………………………………………………………….
V. Парадоксы экспорта…………………………………………………………
VI. Инновационное
развитие……………………………………………………….
VII. Государственные
инвестиции……………………………………………….…
VIII. О перспективах………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение:
Темой данного реферата является анализ развития и модернизация Российского оборонно промышленного комплекса, которая достигается путем реформирования этой отрасли.
Эта тема актуальна так, как оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.
Уточним понятие «ОПК» в условиях рыночной экономики. Ни в российском законодательстве, ни в государственных стандартах не определены такие понятия, как «комплекс», «промышленность», «отрасль».
Более того, в самом определении
«ОПК» содержится ряд
Во-первых, ограничение входящих в комплекс организаций только «выполнением ими работ по гособорон-заказу» значительно сужает сферу деятельности отрасли, не соответствует его пониманию как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики и тем самым сдерживает его развитие в данном направлении. А именно таким видится перспективный облик оборонно-промышленного комплекса России к 2015 г.
Во-вторых, в определении отсутствует такая крайне важная характеристика, как организационная отраслевая структура оборонной промышленности (авиационная, судостроительная, электронная и т. п.), что объективно связано со спецификой целевого управления и развития вооружения, военной и специальной техники.
В-третьих, включение в состав комплекса множества федеральных органов исполнительной власти, «уполномоченных осуществлять непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими» приводит как к расплывчатости управления, так и его неэффективности.
Автор
ставит задачи реформирования данной
отрасли и перевод её на инновационное
развитие, выход на мировые рынки
с высокими технологиями и военной
техникой, а также о перспективах развития
оборонно промышленного комплекса.
Объект
реформирования:
Рассматривая оборонно-промышленный комплекс как объект управления, можно сделать следующие выводы, определяющие дальнейшие направления его реформирования и развития.
Вывод первый. Оборонно-промышленный комплекс невозможно признать в полной мере высокотехнологичным по ряду причин:
- в силу
приоритетности его целевой
- из-за крайне низкого инновационного воздействия ОПК на экономику страны. Так, на долю комплекса приходится более 70% всей производимой в России наукоемкой продукции и свыше 50% всех научных сотрудников. При этом доля российских высоких технологий составляет на мировом рынке менее 1%, а экспорта высокотехнологичной продукции - менее 3%;
- организационная структура комплекса и его система управления стратегически ориентированы на решение приоритетных задач по техническому перевооружению основного производства, формированию нового облика отрасли, отвечающего требованиям государственной программы вооружений, закреплению комплекса на мировом рынке вооружений.
В меньшей степени развитие оборонно-промышленного комплекса нацелено на преобразование в высокотехнологичный комплекс, призванный создавать высокую добавленную стоимость инновационной продукции, обеспечивать быстрые темпы технологического обновления производства и значительный рост производства конкурентоспособной гражданской продукции.
Отсюда следует вывод второй. Необходимо создать на базе комплекса высокотехнологичный многопрофильный сектор за счет глубокой модернизации всей промышленно-технологической базы отечественной экономики. Методы и модели реализации данной задачи требуют отдельной проработки.
Вывод
третий. Создание высокотехнологичного
комплекса не должно ограничиваться лишь
конверсией и/ или диверсификацией оборонных
предприятий; следует интегрировать действующий
ОПК в единую национальную инновационную
систему. Именно такие задачи поставлены
президентом РФ на период до 2010-2015 гг.
Современное состояние оборонно-промышленного
комплекса в определенной степени является
следствием его реформирования, начатого
еще в конце 1980-х годов. На каждом из этапов
ставились и решались различные задачи
в увязке с состоянием и уровнем развития
экономики страны. Исходя из этого, разрабатывались
методы и модели, ориентированные
на решение соответствующих целевых установок.
Основные
этапы реформирования:
1992—1998 гг. Вывод отрасли из кризисной ситуации посредством конверсии военного производства и использования модели выживания.
На начальных этапах реформирования стояла первоочередная задача обеспечения выживания комплексе' в условиях крайне тяжелого финансового положения. Первой была принята «Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции на период до 1995 г.» (утверждена Постановлением СМ СССР № 1278 от 15 декабря 1990 г.); затем - федеральные «Программа конверсии оборонной промышленности РФ (1995-1997 гг.)» и «Программа конверсии и реструктуризации оборонной промышленности (1998-1999 гг.)», основанные на конверсионной модели.
Конверсия рассматривается как фактор замещения чисто военного производства выпуском гражданской продукции из-за ежегодного снижения государственных оборонных заказов на 50-60% в начале 1990-х годов. Возникла необходимость государственного регулирования организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих в ходе конверсии в оборонной промышленности (доплата до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, на ликвидацию оборудования и другие расходы.
С этой целью в 1992 г. и в 1998 г. были приняты федеральные законы «О конверсии оборонной промышленности в РФ». В этот период и бюджетное финансирование гособоронзаказа и конверсионных программ было нерегулярным, его объемы - крайне низкими, отсутствовали средства для государственной; поддержки процессов реструктуризации. Большинство поставленных задач остались нереализованными.
1999—2001 гг. Посткризисный период. Начало экономического роста в оборонно-промышленном комплексе, переход к модели реформирования.
Процесс конверсии военного производства, его дальнейший спад практически прекращены. Свыше 300 предприятий выведены из состава комплекса. Адаптация оборонных предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской интеграции и диверсификацией производства. Конверсия военного производства должна быть дополнена полной или частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, к широкому использованию технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции.
2002-2006гг.
Модернизация производственно-
В
федеральной целевой программе
«Реформирование и развитие ОПК
(2002-2006 гг.)» перед комплексом были
поставлены совершенно иные задачи: модернизация
производственно-
Основным
инструментом решения этих задач
стали глубокие организационно-
Создаются
предпосылки для быстрого внедрения
новых научно-технических
На данном этапе приостановлено усиление износа основных производственных фондов. Однако он остается достаточно высоким; в 2002 г. - 50,26%, в 2005 г. - 49,2%.
2007—2015 гг. Формирование военно-научного комплекса РФ, интегрированного в научно-технический комплекс и обеспечивающего развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющих на повышение эффективности отрасли. Переход к модели инновационного развития.
Идет реализация федеральных целевых программ «Развитие ОПК на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу». Планируется провести оптимизацию путем создания ограниченного числа системообразующих (отраслеобразующих) структур. До 2010 г. предусмотрено завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способной эффективно функционировать в условиях рыночной экономики. Намечено реализовать мероприятия по развитию промышленных критических технологий в рамках федеральной целевой программы «Развитие ОПК», базовых технологий - в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».