Развитие ОПК Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:48, реферат

Описание работы

Темой данного реферата является анализ развития и модернизация Российского оборонно промышленного комплекса, которая достигается путем реформирования этой отрасли.

Эта тема актуальна так, как оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

I. Объекты реформирования……………………………………………………………....4

Выводы:

1.Первый………………………………………………………………………4
2.Второй…………………………………………………………………… …5
3.Третий……………………………………………………………………….5
II. Основные этапы реформирования……………………………………………………..6

1.Вывод отрасли из кризисной ситуации (1992-1998гг.)……………….….6
2.Посткризисный период (1999-2001гг.)…………………………………….7
3.Модернизация производственно технологической базы (2002-2006гг.)..7
4.Формирование военно –научного комплекса РФ (2007-2015гг.)………..9
III. Покупка военной и гражданской продукции……………………………………….12

IV. Выход на мировые рынки…………………………………………………………….14

V. Парадоксы экспорта………………………………………………………………...….15

VI. Инновационное развитие……………………………………………………….….…16

VII. Государственные инвестиции……………………………………………….………18

VIII. О перспективах………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

ВПК.docx

— 267.66 Кб (Скачать)

Новосибирский Государственный Архитектурно строительный университет (Сибстин) 
 
 

Кафедра общей экономической

теории 
 
 
 

«Развитие ОПК Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 221а

Домрачев  А.В

Проверил: Аветисян Л.Э 
 
 
 

г.Новосибирск 2010 

Содержание:

   Введение………………………………………………………………………………...3

I. Объекты реформирования……………………………………………………………....4

         Выводы:

  1. Первый………………………………………………………………………4
  2. Второй…………………………………………………………………… …5
  3. Третий……………………………………………………………………….5

II. Основные этапы реформирования……………………………………………………..6

  1. Вывод отрасли из кризисной ситуации (1992-1998гг.)……………….….6
  2. Посткризисный период (1999-2001гг.)…………………………………….7
  3. Модернизация производственно технологической базы (2002-2006гг.)..7
  4. Формирование военно –научного комплекса РФ (2007-2015гг.)………..9

III. Покупка военной и гражданской продукции……………………………………….12

IV. Выход на мировые рынки…………………………………………………………….14

V. Парадоксы экспорта………………………………………………………………...….15

VI. Инновационное развитие……………………………………………………….….…16

VII. Государственные инвестиции……………………………………………….………18

VIII. О перспективах………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………………22

Список  литературы………………………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

    Темой данного реферата является анализ развития и модернизация Российского оборонно промышленного комплекса, которая достигается путем реформирования этой отрасли.

    Эта тема актуальна так, как оборонно-промышленный комплекс России выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является одним из важнейших источников внедрения передовых технологий. Такая «двойственность» обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития в связи с необходимостью модернизации всей промышленно-технологической базы страны.

    Уточним понятие «ОПК» в условиях рыночной экономики. Ни в российском законодательстве, ни в государственных стандартах не определены такие понятия, как «комплекс», «промышленность», «отрасль».

      Более того, в самом определении  «ОПК» содержится ряд существенных  недостатков.

    Во-первых, ограничение входящих в комплекс организаций только «выполнением ими работ по гособорон-заказу» значительно сужает сферу деятельности отрасли, не соответствует его пониманию как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики и тем самым сдерживает его развитие в данном направлении. А именно таким видится перспективный облик оборонно-промышленного комплекса России к 2015 г.

    Во-вторых, в определении отсутствует такая крайне важная характеристика, как организационная отраслевая структура оборонной промышленности (авиационная, судостроительная, электронная и т. п.), что объективно связано со спецификой целевого управления и развития вооружения, военной и специальной техники.

    В-третьих, включение в состав комплекса множества федеральных органов исполнительной власти, «уполномоченных осуществлять непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими» приводит как к расплывчатости управления, так и его неэффективности.

    Автор ставит задачи реформирования данной отрасли и перевод её на инновационное  развитие, выход на мировые рынки  с высокими технологиями и военной  техникой, а также о перспективах развития оборонно промышленного комплекса. 
 

Объект  реформирования: 

    Рассматривая  оборонно-промышленный комплекс как  объект управления, можно сделать  следующие выводы, определяющие дальнейшие направления его реформирования и развития.

Вывод первый. Оборонно-промышленный комплекс невозможно признать в полной мере высокотехнологичным по ряду причин:

    - в силу  приоритетности его целевой направленности, связанной как с обеспечением  обороноспособности и безопасности государства, так и с реализацией государственной программы вооружений. Создание наукоемкой и конкурентоспособной гражданской продукции пока остается важной, но скорее стабилизирующей функцией при значительных колебаниях государственных оборонных заказов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

    - из-за крайне низкого инновационного воздействия ОПК на экономику страны. Так, на долю комплекса приходится более 70% всей производимой в России наукоемкой продукции и свыше 50% всех научных сотрудников. При этом доля российских высоких технологий составляет на мировом рынке менее 1%, а экспорта высокотехнологичной продукции - менее 3%;

    - организационная  структура комплекса и его  система управления стратегически ориентированы на решение приоритетных задач по техническому перевооружению основного производства, формированию нового облика отрасли, отвечающего требованиям государственной программы вооружений, закреплению комплекса на мировом рынке вооружений.

    В меньшей степени развитие оборонно-промышленного комплекса нацелено на преобразование в высокотехнологичный комплекс, призванный создавать высокую добавленную стоимость инновационной продукции, обеспечивать быстрые темпы технологического обновления производства и значительный рост производства конкурентоспособной гражданской продукции.

    Отсюда  следует вывод второй. Необходимо создать на базе комплекса высокотехнологичный многопрофильный сектор за счет глубокой модернизации всей промышленно-технологической базы отечественной экономики. Методы и модели реализации данной задачи требуют отдельной проработки.

     Вывод третий. Создание высокотехнологичного комплекса не должно ограничиваться лишь конверсией и/ или диверсификацией оборонных предприятий; следует интегрировать действующий ОПК в единую национальную инновационную систему. Именно такие задачи поставлены президентом РФ на период до 2010-2015 гг. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса в определенной степени является следствием его реформирования, начатого еще в конце 1980-х годов. На каждом из этапов ставились и решались различные задачи в увязке с состоянием и уровнем развития экономики страны. Исходя из этого, разрабатывались методы и модели, ориентированные на решение соответствующих целевых установок. 

Основные  этапы реформирования: 

    1992—1998 гг. Вывод отрасли из кризисной ситуации посредством конверсии военного производства и использования модели выживания.

    На  начальных этапах реформирования стояла первоочередная задача обеспечения выживания комплексе' в условиях крайне тяжелого финансового положения. Первой была принята «Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции на период до 1995 г.» (утверждена Постановлением СМ СССР № 1278 от 15 декабря 1990 г.); затем - федеральные «Программа конверсии оборонной промышленности РФ (1995-1997 гг.)» и «Программа конверсии и реструктуризации оборонной промышленности (1998-1999 гг.)», основанные на конверсионной модели.

    Конверсия рассматривается как фактор замещения  чисто военного производства выпуском гражданской продукции из-за ежегодного снижения государственных оборонных заказов на 50-60% в начале 1990-х годов. Возникла необходимость государственного регулирования организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих в ходе конверсии в оборонной промышленности (доплата до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, на ликвидацию оборудования и другие расходы.

С этой целью  в 1992 г. и в 1998 г. были приняты федеральные законы «О конверсии оборонной промышленности в РФ». В этот период и бюджетное финансирование гособоронзаказа и конверсионных программ было нерегулярным, его объемы - крайне низкими, отсутствовали средства для государственной; поддержки процессов реструктуризации. Большинство поставленных задач остались нереализованными.

    1999—2001 гг. Посткризисный период. Начало экономического роста в оборонно-промышленном комплексе, переход к модели реформирования.

    Процесс конверсии военного производства, его  дальнейший спад практически прекращены. Свыше 300 предприятий выведены из состава комплекса. Адаптация оборонных предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской интеграции и диверсификацией производства. Конверсия военного производства должна быть дополнена полной или частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, к широкому использованию технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции.

    2002-2006гг. Модернизация производственно-технологической базы, создание нового облика комплекса, устойчивое финансирование государственного оборонного заказа. Применение методов военно-гражданской интеграции. Модель реформирования основана на организационно институциональных преобразованиях.

    В федеральной целевой программе  «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)» перед комплексом были поставлены совершенно иные задачи: модернизация производственно-технологической базы и создание нового облика отрасли, отвечающего все возрастающим требованиям государственной программы и мирового рынка вооружений.

    Основным  инструментом решения этих задач  стали глубокие организационно-институциональные преобразования, в первую очередь, - формирование крупных системообразующих интегрированных структур, объединяющих на имущественной основе промышленные, научные и конструкторские организации. И они создаются с отставанием (в 2002-2006 гг. появилось 24 структуры из запланированных 56), был сделан существенный шаг к формированию нового корпоративного облика комплекса. Проведена реструктуризация избыточных мощностей и нерентабельных производств в связи с сокращением военных программ; из состава отрасли выведены предприятия, не участвующие в реализации гособорон-заказа (до конца 2006 г. — 43 предприятия).

    Создаются предпосылки для быстрого внедрения  новых научно-технических знаний и инновационных технологий из сферы военного производства в гражданское при сравнительно низких производственных издержках. В интегрированных структурах передача научно-технических достижений может осуществляться на самых ранних стадиях создания продукции, что сокращает сроки освоения инноваций и снижает затраты. Впрочем, трансфертный механизм высоких технологий военного и двойного назначения не получил должного развития и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

    На  данном этапе приостановлено усиление износа основных производственных фондов. Однако он остается достаточно высоким; в 2002 г. - 50,26%, в 2005 г. - 49,2%.

    2007—2015 гг. Формирование военно-научного комплекса РФ, интегрированного в научно-технический комплекс и обеспечивающего развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющих на повышение эффективности отрасли. Переход к модели инновационного развития.

    Идет  реализация федеральных целевых  программ «Развитие ОПК на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Основ военно-технической  политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу». Планируется провести оптимизацию путем создания ограниченного числа системообразующих (отраслеобразующих) структур. До 2010 г. предусмотрено завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способной эффективно функционировать в условиях рыночной экономики. Намечено реализовать мероприятия по развитию промышленных критических технологий в рамках федеральной целевой программы «Развитие ОПК», базовых технологий - в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».

Информация о работе Развитие ОПК Российской Федерации