Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.
Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике. Малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами
1. Этапы развития малого бизнеса в России …………………………………………………..3
2. Проблемы становления малого бизнеса в России …………………………………………6
3. Цели и функции государственного регулирования малого бизнеса………………………7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства ……………………………..11
4.1. фонды поддержки малого бизнеса…………………………………………………..14
5. Особенности налогообложения малого предпринимательства …………………………..16
6. Развитие и современное состояние организации и проблемы малого бизнеса:
мировой опыт……………………………………………………………………………19
7. Проблемы и динамика развития малого предпринимательства в России………………..21
8. Заключение ………………………………………………………………………………….26
9. Приложение
9.1. Диаграмма 1……………………………………………………………………………..27
9.2. Диаграмма 2……………………………………………………………………………...28
9.3. Диаграмма 3……………………………………………………………………………...29
10. Библиография ………………………………………………………………………………
6. Развитие и современное состояние организации и проблемы малого бизнеса: мировой опыт
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В
мировой экономике
Малое предпринимательство,
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые
предприятия выполняют в
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В
общем, стоит еще раз отметить,
что в развитых странах именно
малому бизнесу уделяются внимание
в государственном масштабе. Государство
поддерживает малый бизнес, как и деньгами,
так и различными льготами, в сфере налоговой
политики.
На
рубеже веков России удалось в
значительной мере преодолеть негативные
тенденции, связанные с переходом
к рыночным формам хозяйствования.
На повестку дня практически поставлен
вопрос не только о необходимости экономического
роста, но и о его достаточно высоких
темпах. Решение этой проблемы непосредственно
связано с развитием предпринимательства
вообще и малого предпринимательства
в частности.
Предпринимательство как инициативная
самостоятельная экономическая деятельность
граждан или их добровольных объединений,
направленная на получение прибыли (дохода),
осуществляемая на свой риск и под свою
имущественную ответственность, является
одной из наиболее активных форм экономической
деятельности. Малое предпринимательство
- одна из важнейших ее составных частей.
В соответствии с действующими в России
нормативными документами к субъектам
малого предпринимательства относятся
коммерческие организации, средняя численность
работающих на которых не превышает установленной
для соответствующей отрасли экономики
величины. (В условиях инфляции и несовершенства
хозяйственного учета этот показатель
представляется наиболее предпочтительным).
В уставном капитале таких организаций
доля участия государства, общественных,
религиозных организаций, благотворительных
и иных фондов не должна превышать 25%, так
же как и доля одного или нескольких юридических
лиц, не являющихся субъектами малого
предпринимательства. К субъектам малого
предпринимательства закон относит также
и физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица.
Малое предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства. Его субъекты выполняют важную социальную функцию поглощения "избыточной" рабочей силы, способствуя росту занятости населения, создают дополнительные возможности для использования специалистов высокой квалификации, способствуют более полному и эффективному использованию новых идей и технологий, местных сырьевых ресурсов, отходов производства, более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков. Ими обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей (по оценкам, в среднем в 2,5 раза более короткими, чем на крупных предприятиях).
Малое предпринимательство заполняет те рыночные ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняет те работы, которые неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику страны в единое целое. Начало возрождения предпринимательства в современной России обычно связывают с принятием в октябре 1990 г. Закона РФ "О собственности в РСФСР", а в декабре 1990 г. Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". С этого момента были восстановлены в правах частная собственность и предпринимательская деятельность, началось развитие акционерных обществ, товариществ и разных форм коммерческой деятельности.
Однако отсчет развития малого предпринимательства, как правило, начинают двумя годами раньше - с 1988 г., с момента принятия Закона "О кооперации в СССР". Затем был принят целый ряд законодательных и нормативных актов, таких как Постановление СМ СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" (июнь 1990 г.), Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (май 1993 г.), Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (май 1995 г.), Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (декабрь 1995 г.), которые заложили правовые основы для становления малого предпринимательства.
Создание
в РФ в конце 1980-х - первой половине
1990-х годов даже минимальных благоприятных
правовых условий для развития малого
предпринимательства привело к
его быстрому росту в эти годы. В 1992-1994
гг. число малых предприятий увеличилось
с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. Но к началу 1995 г. этот
темп роста снизился в связи с финансовыми
потрясениями и политической нестабильностью,
а в 1996 г. наступил даже некоторый спад
(на 3%) (см. Приложение 1). В 90-е годы наиболее
привлекательными сферами приложения
капиталов для российских предпринимателей
стали торговля (42,7% от общего числа предприятий
в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность
(14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%)
и коммерческая деятельность по обеспечению
функций рынка (4,8%).
Торговлей, строительством и промышленной
деятельностью занимались 74% малых предприятий.
Снижение числа малых предприятий в начале
1997 г. до 841,7 тыс. с 877 тыс. в начале 1996 г.,
было связано с изменением в 1996 г. критерия,
по которому предприятие относилось к
категории малых (по численности работников).
В ряде отраслей такой показатель был
значительно снижен, например, в промышленности
и строительстве в два раза (с 200 до 100 чел)
На численность малых предприятий не оказал
существенного влияния дефолт августа
1998 года, имевший для них двоякие последствия.
С одной стороны, малые предприятия, как
и все прочие субъекты хозяйственной деятельности,
вынуждены были реагировать на обвал спроса
на товары и услуги, на уменьшение покупательной
способности, стали испытывать трудности
при получении оплаты от клиентов. Увеличилось
и давление на их денежный оборот. С другой
стороны, дефолт создал новые возможности
для малого бизнеса. С начала 90-х годов
многие российские рынки были в значительной
степени монополизированы, что затрудняло
проникновение на них новых фирм. После
августа 1998 г. у малого бизнеса появилась
возможность занять на рынке ниши, оставшиеся
после ухода с него более крупных предприятий,
особенно тех, чья деятельность основывалась
на местных ресурсах.
До последнего времени основная часть
малых предприятий России функционирует
по-прежнему в торговле и общественном
питании (47,9% в 2003 г.), промышленности (13,7%
в 2003 г.) и строительстве (12,8% в 2003 г.). В этих
отраслях и сейчас занято 3/4 всех малых
предприятий (74,6% в 2003 г.). По данным Госкомстата
России, объем произведенных на малых
предприятиях продукции, работ и услуг
в 2001 г. составил 1159,9 млрд. руб. Основной
объем деятельности (78 %) был сосредоточен
в тех же трех отраслях экономики. В промышленности
было произведено продукции на 291,8 млрд.
руб. (25,2%), в торговле и общественном питании
- на 325,8 млрд. руб. (28,1%), в строительстве
- на 286,5 млрд. руб. (24,7%). (см. Приложение
2)
На
малых предприятиях занята значительная
часть трудоспособного
Данные
о развитии и состоянии малого
предпринимательства в России позволяют
говорить, что в стране после нескольких
лет реформ малое предпринимательство
становится самостоятельным и важным
сектором национальной экономики. В то
же время приходится констатировать целый
ряд затруднений в этом развитии. К ним
относятся: ограниченность сферы малого
предпринимательства, связанная, прежде
всего, с минимальными размерами собственного
капитала малых предприятий; проблемы,
связанные с необходимостью действовать
в условиях жесткой конкуренции; повышенный
риск, особенно в новых сферах деятельности;
меньшая, чем в крупных предприятиях, степень
социальной защиты работников.
Эти объективно слабые стороны малого
предпринимательства в современной российской
действительности усугубляются. В последние
годы уровень риска и физических угроз
для занятых в малом бизнесе увеличился.
Не уменьшились бюрократические препятствия
при регистрации и оформлении малого предпринимательства,
предоставлении помещений, земельных
участков. Отсутствие нормальных взаимоотношений
с органами власти не в последнюю очередь
связано с коррумпированностью некоторых
представителей этих органов.
Сохранились проблемы в финансировании
малого предпринимательства, обусловленные
в том числе инфляцией и монополизмом.
До сих пор нет эффективной системы подзаконных
актов. Все еще недостаточен профессиональный
уровень многих руководителей предприятий
малого бизнеса.
Для
преодоления этих трудностей и проблем
необходимы эффективные формы государственной
поддержки малого бизнеса на федеральном
и региональном уровнях.
Определенная работа в этом направлении
проделана. Однако ожидаемого крупномасштабного
развития малого предпринимательства
не произошло, система его государственной
поддержки недостаточно эффективна.
В
ближайшей перспективе усилия должны
быть сосредоточены на решении задач
по совершенствованию нормативно-
Важными задачами являются: совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества в интересах развития малого предпринимательства; создание льготных условий для доступа малых предприятий к системе государственных заказов; поддержка их внешнеэкономической деятельности;содействие развитию их торговых, производственных, научно-технических связей с партнерами в других странах, в том числе на основе совершенствования таможенного регулирования этих связей. Необходимы также льготные условия для использования субъектами малого предпринимательства государственных, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий. Стратегической задачей остается организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Только
после успешного решения
Заключение
Итак, можно утверждать, что предпринимательство в нашей стране не достигло нужного уровня. С большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом ещё не сложилась единая образовательная система подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса с учётом возможностей банков, различных фондов, страховых компаний. Кроме того, малое предпринимательство в России находится под жестким прессом бюрократического аппарата. Отсюда большое количество контролирующих малый бизнес и дублирующих функции друг друга органов федеральной и местной власти, действие которых обычно невозможно оспорить в судебном порядке. В регионах зачастую создаются административные и бюрократические барьеры малому бизнесу при распределении льгот на использование природных ресурсов; его дискриминируют при кредитовании и субсидировании; ущемляют права отдельных хозяйствующих субъектов. Немало прямых нарушений законодательства и с предпринимательской стороны.