Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.
Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике. Малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами
1. Этапы развития малого бизнеса в России …………………………………………………..3
2. Проблемы становления малого бизнеса в России …………………………………………6
3. Цели и функции государственного регулирования малого бизнеса………………………7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства ……………………………..11
4.1. фонды поддержки малого бизнеса…………………………………………………..14
5. Особенности налогообложения малого предпринимательства …………………………..16
6. Развитие и современное состояние организации и проблемы малого бизнеса:
мировой опыт……………………………………………………………………………19
7. Проблемы и динамика развития малого предпринимательства в России………………..21
8. Заключение ………………………………………………………………………………….26
9. Приложение
9.1. Диаграмма 1……………………………………………………………………………..27
9.2. Диаграмма 2……………………………………………………………………………...28
9.3. Диаграмма 3……………………………………………………………………………...29
10. Библиография ………………………………………………………………………………
1. Этапы развития малого бизнеса в России …………………………………………………..3
2. Проблемы становления малого бизнеса в России …………………………………………6
3. Цели и функции
государственного
4. Государственная
поддержка малого
4.1. фонды поддержки малого
5. Особенности
налогообложения малого
6. Развитие и современное состояние организации и проблемы малого бизнеса:
мировой
опыт……………………………………………………………………
7. Проблемы и динамика развития малого предпринимательства в России………………..21
8. Заключение
………………………………………………………………………………
9. Приложение
9.1. Диаграмма
1……………………………………………………………………………
9.2. Диаграмма
2……………………………………………………………………………
9.3. Диаграмма
3……………………………………………………………………………
10. Библиография
………………………………………………………………………………
Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.
Малые
предприятия (особенно в сфере торговли)
являются ключевыми при переходе
к эффективной рыночной экономике.
Малое предпринимательство
Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность.
Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места.
Всё
вышеперечисленное стало
Российское малое предпринимательство в своём становлении за последние десять лет уже прошло два этапа, и находиться накануне вхождения в новый, четвёртый, этап.
Первый из них наблюдался в конце 80-х годов. В целом неплохое положение дел в экономике обусловило отношение к данному периоду как к “золотому веку” малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и лёгкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера всевозможных (и столь же дефицитных тогда) бытовых услуг, розничная торговля и общественное питание и т.п. Однако была и другая сторона “золотого века” – малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось, да и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом бизнесе методом “доразграбления” практически всегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Конечно, в развитии малого бизнеса того времени имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малое предпринимательство включалось в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс развития кооперативного движения. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства.
Однако
“золотой век” малого бизнеса и
вменяемые ему функции
Необходим был кардинально иной экономический курс. И он был воплощён в 1991 году в уже обновлённой России в реформах “шоковой терапии”. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого бизнеса.
1991
год – год великих реформ
охарактеризовался самыми
Важнейшей функцией малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоёв населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.
Падение потребительского спроса на товары отечественного производства торговое малое предпринимательство компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя (например, ширпотреб из Турции и Китая). Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах, обслуживающих как массовых потребителей со средними доходами, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с “челночной” деятельности.
Уже
тогда стала формироваться
Однако
уже к 1995 году все возможности
сверхприбыльной торгово-
Почему
же стал невостребованным малый бизнес?
Замедление роста числа новых
малых предприятий можно
Что
же касается глубинных причин замедления
роста МП, то они непосредственно проистекают
из общеэкономической политики российского
правительства. Дело в том, что весь упор
в ней был сделан на укрепление и содействие
развитию экспортно-ориентированного
топливно-энергетического комплекса.
А рядом с этим комплексом в качестве "друга-соперника"
при потакании и попустительстве власти
(при подпитке из бюджета) на глазах разбухал
крупный спекулятивный банковско-финансовый
сектор. Ни первому, ни второму малое предпринимательство
было совершенно не нужно.
2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Анализ
развития предпринимательства