Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов развития малого бизнеса в России и его роли в реализации программ занятости.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо проанализировать сущность и значение малого бизнеса и его роль в экономической системе.
Во-вторых, важно рассмотреть организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса, а также преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса.
В-третьих, следует исследовать современное состояние малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономической системе 5
1.1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 5
1.2. Организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса 9
1.3. Преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса 12
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости 17
2.1. Современное состояние малого бизнеса в России 17
2.2. Роль малого бизнеса в реализации программ занятости 22
2.3 Статистический анализ занятости в малом бизнесе.....................................27
Заключение 28
Список использованной литературы 35
Малый бизнес создает и пускает в обращение основную массу национальных ресурсов, которые используются крупным и средним бизнесом7.
Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется законодательством8. В случае превышения критериев применяются лишения по льготам. Наибольшую долю формирования годового объема (оборота) осуществляют в основном многопрофильные малые предприятия.
Экономической функцией малого бизнеса в рыночной системе является его гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
Малые предприятия в
интересах развития экономики выполняют
следующие социально-
- увеличивают спрос на оборудование, сырье, материалы;
- способствуют формированию дополнительных доходов у населения, и, следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;
- сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;
- помогают решать проблему занятости населения;
- продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения;
- дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.
Главной особенностью малого предпринимательства является яркое наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Даже новые системы управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты10.
Малый бизнес, придерживающийся стратегии высокого роста и стремящийся получить высокую отдачу от вложений можно определить как быстрорастущий бизнес. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса11.
В связи с ростом деятельности малых предприятий в последнее время наблюдался рост налоговых поступлений, стабилизировался уровень доходов населения.
Большую роль в росте числа малых предприятий играет стремление молодых преуспевающих менеджеров среднего звена попробовать реализовать полученные в рамках большой компании навыки и попробовать себя в качестве предпринимателя12. Ряд квалифицированных работников создают небольшие предприятия, стремясь застраховаться на случай снижения заработной платы или увольнения.
Еще одна причина роста числа малых предприятий - это неудовлетворенный спрос на товары в ряде отраслей.
Рост гибкости производства и динамизм потребностей в 90-е годы привели к тому, что крупный бизнес оказался не в состоянии сам полностью производить весь ассортимент необходимой продукции. В результате остались незакрытыми значительные ниши в общественном производстве, такие как деловые и информационные услуги. Выведение на рынок принципиально нового продукта всегда связано с повышенным риском. Крупный бизнес не всегда может себе позволить начать производство до того, как не определиться рыночная привлекательность нововведения. Малый и средний бизнес выступают в качестве полигона, на котором крупные фирмы осуществляют апробацию идей. Реализуется это, как правило, в форме создания венчурных фирм13.
Преимущества малого бизнеса перед крупным бизнесом в первую очередь объясняются гибкостью. Малый бизнес мобильно реагирует на всевозможные изменения на рынке, что дает ему некоторые преимущества. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, поддерживая экономику страны. Начать малый бизнес проще, чем основать крупную фирму (т.к. имущество арендуется, нет надобности в больших объемах капитального строительства, не требуются большие территории, помещения). Расходы на организацию бизнеса является меньшими, по сравнению с крупными предприятиями. Узкая специализация малого бизнеса способствует удовлетворению потребительского спроса в полной мере. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения14.
Малый бизнес формирует местную инфраструктуру (снижая и транспортные расходы на межрегиональные перевозки, увеличивая долю валового продукта региона). Развитие малого бизнеса формирует в основном экономику региона, тем самым влияет на снижение оттока рабочей силы.
Малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества15. В связи с этим на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России является создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.
У малого бизнеса есть не только преимущества, но и можно отметить существенные недостатки, такие как:
Таблица 1
Преимущества и слабости малого бизнеса
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Гибкость |
Высокорискованный характер |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
Как показывает практика16, при снижении оптимальных объемов производства возрастает роль малого и среднего бизнеса. Активное дробление спроса и предложения в 50-60е годы привело к становлению среднего класса, росту уровня доходов и уровня образования, что дало активность в области новых технологий профессионального обучения. В результате в ряде отраслей обрабатывающей промышленности произошло снижение оптимальных размеров производства и усилилась позиция малых предприятий.
Предпринимательство в нашей стране сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются: несовершенное создание правовой базы, отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты, налоговое бремя, криминализация, слабость финансово - кредитной системы и т.д.17
Сегодня в России малый
бизнес действует в условиях крайне
неустойчивой среды, что требует
у современного предпринимателя
активности в поиске возможностей,
стремлении к изменению и
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%18. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.19
Таблица 2
Число малых предприятий
(без микропредприятий) и их распределение
по видам экономической деятельности
На 1 января 2010г. | ||
тысяч |
в % к итогу | |
Всего |
227,8 |
100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
14,1 |
6,2 |
рыболовство, рыбоводство |
0,7 |
0,3 |
добыча полезных ископаемых |
1,1 |
0,5 |
обрабатывающие производства |
36,5 |
16,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,6 |
1,2 |
строительство |
32,5 |
14,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, |
70,1 |
30,8 |
гостиницы и рестораны |
8,2 |
3,6 |
транспорт и связь |
12,8 |
5,6 |
операции с недвиж.имуществом, аренда и предоставление услуг |
38,6 |
16,9 |
образование |
0,3 |
0,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,6 |
1,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
5,5 |
2,4 |
На территории Российской Федерации осуществляют деятельность около 1 миллиона субъектов малого бизнеса, что равно примерно 12% рабочей силы страны (для сравнения в Японии данный показатель составляет 80% рабочей силы страны, в США и ЕС – 50%). На долю субъектов малого предпринимательства относят примерно 10% ВВП России в 2008г20.
Четвертая часть от объема предпринимателей малого бизнеса России находится в Москве, остальная часть распределена между крупными городами РФ. В удаленных поселках, деревнях развитие малого бизнеса идет очень медленно.
В связи с наступлением в 2008-2009гг. кризисных явлений в мировой экономике, в России также наступил финансовый кризис, основными причинами которого можно назвать: глобализацию экономики, структурные проблемы в экономике стран, рост цен на нефть, дефицит бюджета и рост государственного долга в США, снижение прибыльности ипотечного бизнеса и повышение рисков ипотечных операций.
По сравнению с показателями предыдущих лет наблюдается значительное снижение индекса промышленного производства21 (рис. 1.).
Рис.1. Индексы промышленного производства в % к среднемесячному значению 2007 г.
В отличие от крупных компаний, малые предприниматели занимают такие ниши, которые востребованы во время кризиса. Но если у фирмы отсутствуют резервы, то кризис на малом предприятии может сказаться отрицательно. Но выживет небольшая компания во время кризиса или нет - зависит от таких факторов как, например, качество работы в докризисное время, от постоянной клиентуры, и даже от гибкости работы руководителя.22
В 2009г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 8805,9 млрд.рублей.
Таблица 3
Оборот малых предприятий
(без микропредприятий)
по видам экономической деятельности в действующих ценах
2009г. | ||
млрд.рублей |
в % к итогу | |
Всего |
8805,9 |
100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
181,2 |
2,1 |
рыболовство, рыбоводство |
28,4 |
0,3 |
добыча полезных ископаемых |
52,0 |
0,6 |
обрабатывающие производства |
1054,7 |
12,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
57,1 |
0,6 |
строительство |
1054,3 |
12,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, |
5228,3 |
59,4 |
гостиницы и рестораны |
130,1 |
1,5 |
транспорт и связь |
277,0 |
3,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
624,8 |
7,1 |
образование |
2,1 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
39,1 |
0,4 |
предоставление прочих коммунальных, |
70,8 |
0,8 |
Информация о работе Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости