Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопросов развития малого бизнеса в России и его роли в реализации программ занятости.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо проанализировать сущность и значение малого бизнеса и его роль в экономической системе.
Во-вторых, важно рассмотреть организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса, а также преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса.
В-третьих, следует исследовать современное состояние малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономической системе 5
1.1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 5
1.2. Организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса 9
1.3. Преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса 12
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости 17
2.1. Современное состояние малого бизнеса в России 17
2.2. Роль малого бизнеса в реализации программ занятости 22
2.3 Статистический анализ занятости в малом бизнесе.....................................27
Заключение 28
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

 

 

на тему:

« Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости»

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Сегодня в России малый  бизнес действует в условиях крайне неустойчивой среды, что требует у современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремлении к изменению и совершенствованию работы предприятий, однако обладает рядом неоспоримых преимуществ. Малый бизнес мобильно реагирует на всевозможные изменения на рынке, что дает ему некоторые преимущества. Узкая специализация малого бизнеса способствует удовлетворению потребительского спроса в полной мере. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

Малые предприятия объективно существуют, развиваются как относительно самостоятельный сектор современной  рыночной экономики и имеют большое социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к скоротечным потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что, несмотря на достаточную теоретическую изученность аспектов функционирования малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости, а условия динамичного развития мировой экономики приводят к постоянным изменениям в вопросах законодательного регулирования, функционирования и развития малых предприятий.

В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру.

Целью данной работы является исследование вопросов развития малого бизнеса в России и его роли в реализации программ занятости.

Исходя из этого, выделим  основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.

Во-первых, необходимо проанализировать сущность и значение малого бизнеса и его роль в экономической системе.

Во-вторых, важно рассмотреть организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса, а также преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса.

В-третьих, следует исследовать современное состояние малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости

Предметом исследования является малый бизнес, объектом - роль малого бизнеса в реализации программ занятости.

В процессе исследования необходимо изучить монографии, публикации отечественных исследователей и зарубежных авторов, а также статистические материалы.

 

1. Сущность малого бизнеса  и его роль в экономической  системе

1.1. Понятие малого  бизнеса и его роль в экономике

 

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская  деятельность, бизнес и коммерция.

Предпринимательская деятельность — организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Она имманентна товарному  производству и рынку. Основными  условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:

  • относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;
  • наличие рыночного пространства;
  • развитые товарно-денежные отношения.

Что же такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).

Однако эти способы  не в состоянии удовлетворить  все потребности человека в силу:

  • ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;
  • ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
  • ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.

Можно удовлетворить свои потребности по-другому — через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность.

При этом, естественно, сам  процесс бизнес-деятельности (от снабжения  до реализации продукции) гораздо сложнее, однако, смысл бизнеса от этого не меняется.

Итак, бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.

Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин — иностранного происхождения, а второй — русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности. Например, совместное предпринимательство, рисковое (венчурное) предпринимательство. Все это подразумевает новое качество как самой деятельности, так и ее результатов. Но, несмотря на инновационную особенность предпринимательской деятельности, ее смысл и цели совпадают с обычной бизнес-деятельностью.

Малый бизнес (или малое  предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным  условиям.

На сегодняшний день малый и средний бизнес в России — один из наименее развитых секторов экономики, тогда как за рубежом небольшие компании более активно участвуют в наполнении внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, формируют потребительский и инвестиционный спрос, способствуют росту занятости населения и укреплению среднего класса1.

Значение малого предпринимательства  для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Функционирование современной  системы экономики содержит тесные взаимосвязи крупных и малых  предприятий. Каждый тип предприятия старается максимально эффективно использовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности. Основное развитие затрагивается, прежде всего, в тех сферах деятельности, которые не могут охватить крупные предприятия.

Субъекты малого предпринимательства (бизнеса), являются полноправными членами бизнес - сообщества во многих развитых странах. Они удовлетворяют потребности в таких сферах как: услуги торговли, общественное питание, туристская деятельность, бытовые услуги, медицина, а так же и во многих других сферах. Деятельность помогает внедрить новую технику, новые технологии, обеспечивает развитие науки во многих областях.

Малый бизнес – бизнес, основанный на предпринимательской  деятельности в основном небольших фирм, не входящих в объединения.

Сфера малого бизнеса  привлекает предпринимателей способностью ускоренного освоения уровня инвестиций, высокой оборачиваемостью вложенных  оборотных средств, активно развивающейся  инновационной деятельностью.2

Предпринимателей не пугает высокая интенсивность труда, сложность внедрения новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе в выбранной отрасли. Однако на практике малому бизнесу присущи относительно низкая доходность.

Предпринимательская деятельность малого бизнеса осуществляется субъектами рыночной экономики (в основном это небольшая группа лиц, или предприятие, управляемое одним собственником). Как и все субъекты экономики, действия предпринимателя малого бизнеса так же устремлены на получение прибыли от продажи товаров, предоставление работ (услуг), от использования имущества3. Деятельность в обязательном порядке опирается на установленные государственными органами законы, положения инструкции. Бизнес регистрируется в установленном законом порядке.

Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

более высокий уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных  компаний;

недостатки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов) и др.

 

1.2. Организационные  и правовые основы деятельности  субъектов малого бизнеса

 

С 01.01.2008 в РФ действует  Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».4 Он определяет формы государственной поддержки предпринимательства, которым относятся и специальные налоговые режимы, а также упрощенные правила ведения налогового учета и налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам5.

Бурное развитие малого предпринимательства в России началось с 1988г. В тот период к малому бизнесу  были отнесены ряд государственных  предприятий. Критерии отбора практически  не изменились, и на сегодняшний  день основными из них являются:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - до 15 человек;

- малые предприятия  - до 100 человек включительно;

- средние предприятия  - от 101 до 250 человек включительно;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2009 году - 400 млн. рублей)6.

Формами государственной  поддержки малых предприятий являются:

    • оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
    • финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
    • предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
    • льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
    • предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

23 сентября 2009 года на  заседании форума «Опоры России»  премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:

    • Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
    • Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
    • Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
    • Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
    • Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
    • Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
    • Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
    • Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости