Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов развития малого бизнеса в России и его роли в реализации программ занятости.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо проанализировать сущность и значение малого бизнеса и его роль в экономической системе.
Во-вторых, важно рассмотреть организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса, а также преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса.
В-третьих, следует исследовать современное состояние малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономической системе 5
1.1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 5
1.2. Организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса 9
1.3. Преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса 12
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости 17
2.1. Современное состояние малого бизнеса в России 17
2.2. Роль малого бизнеса в реализации программ занятости 22
2.3 Статистический анализ занятости в малом бизнесе.....................................27
Заключение 28
Список использованной литературы 35
Комплексная междисциплинарная курсовая работа
на тему:
« Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости»
Содержание
Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайне неустойчивой среды, что требует у современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремлении к изменению и совершенствованию работы предприятий, однако обладает рядом неоспоримых преимуществ. Малый бизнес мобильно реагирует на всевозможные изменения на рынке, что дает ему некоторые преимущества. Узкая специализация малого бизнеса способствует удовлетворению потребительского спроса в полной мере. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
Малые предприятия объективно существуют, развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют большое социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к скоротечным потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что, несмотря на достаточную теоретическую изученность аспектов функционирования малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости, а условия динамичного развития мировой экономики приводят к постоянным изменениям в вопросах законодательного регулирования, функционирования и развития малых предприятий.
В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру.
Целью данной работы является исследование вопросов развития малого бизнеса в России и его роли в реализации программ занятости.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо проанализировать сущность и значение малого бизнеса и его роль в экономической системе.
Во-вторых, важно рассмотреть организационные и правовые основы деятельности субъектов малого бизнеса, а также преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса.
В-третьих, следует исследовать современное состояние малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости
Предметом исследования является малый бизнес, объектом - роль малого бизнеса в реализации программ занятости.
В процессе исследования необходимо изучить монографии, публикации отечественных исследователей и зарубежных авторов, а также статистические материалы.
Хозяйственная деятельность
в условиях рыночной экономики на
микроуровне характеризуется
Предпринимательская деятельность — организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Она имманентна товарному производству и рынку. Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:
Что же такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:
Можно удовлетворить свои потребности по-другому — через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность.
При этом, естественно, сам процесс бизнес-деятельности (от снабжения до реализации продукции) гораздо сложнее, однако, смысл бизнеса от этого не меняется.
Итак, бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.
Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин — иностранного происхождения, а второй — русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности. Например, совместное предпринимательство, рисковое (венчурное) предпринимательство. Все это подразумевает новое качество как самой деятельности, так и ее результатов. Но, несмотря на инновационную особенность предпринимательской деятельности, ее смысл и цели совпадают с обычной бизнес-деятельностью.
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
К субъектам малого и
среднего предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
На сегодняшний день малый и средний бизнес в России — один из наименее развитых секторов экономики, тогда как за рубежом небольшие компании более активно участвуют в наполнении внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, формируют потребительский и инвестиционный спрос, способствуют росту занятости населения и укреплению среднего класса1.
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.
Функционирование современной системы экономики содержит тесные взаимосвязи крупных и малых предприятий. Каждый тип предприятия старается максимально эффективно использовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности. Основное развитие затрагивается, прежде всего, в тех сферах деятельности, которые не могут охватить крупные предприятия.
Субъекты малого предпринимательства (бизнеса), являются полноправными членами бизнес - сообщества во многих развитых странах. Они удовлетворяют потребности в таких сферах как: услуги торговли, общественное питание, туристская деятельность, бытовые услуги, медицина, а так же и во многих других сферах. Деятельность помогает внедрить новую технику, новые технологии, обеспечивает развитие науки во многих областях.
Малый бизнес – бизнес, основанный на предпринимательской деятельности в основном небольших фирм, не входящих в объединения.
Сфера малого бизнеса привлекает предпринимателей способностью ускоренного освоения уровня инвестиций, высокой оборачиваемостью вложенных оборотных средств, активно развивающейся инновационной деятельностью.2
Предпринимателей не пугает высокая интенсивность труда, сложность внедрения новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе в выбранной отрасли. Однако на практике малому бизнесу присущи относительно низкая доходность.
Предпринимательская деятельность малого бизнеса осуществляется субъектами рыночной экономики (в основном это небольшая группа лиц, или предприятие, управляемое одним собственником). Как и все субъекты экономики, действия предпринимателя малого бизнеса так же устремлены на получение прибыли от продажи товаров, предоставление работ (услуг), от использования имущества3. Деятельность в обязательном порядке опирается на установленные государственными органами законы, положения инструкции. Бизнес регистрируется в установленном законом порядке.
Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
С 01.01.2008 в РФ действует Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».4 Он определяет формы государственной поддержки предпринимательства, которым относятся и специальные налоговые режимы, а также упрощенные правила ведения налогового учета и налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам5.
Бурное развитие малого предпринимательства в России началось с 1988г. В тот период к малому бизнесу были отнесены ряд государственных предприятий. Критерии отбора практически не изменились, и на сегодняшний день основными из них являются:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 25%;
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
- микропредприятия - до 15 человек;
- малые предприятия - до 100 человек включительно;
- средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;
3) выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без
Формами государственной поддержки малых предприятий являются:
23 сентября 2009 года на
заседании форума «Опоры
Информация о работе Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости