Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:47, курсовая работа
Проблемы развития данного сектора экономики отражаются и на всем состоянии экономики страны в общем. Правительство Республики Беларусь направляет огромные средства на решения проблем в сельском хозяйстве, что позволит нашей стране в будущем развиваться все более ускоренными темпами. В данной курсовой работе были рассмотрены основные формы собственности в сельском хозяйстве, проблемы и перспективы развития. Мной были предложены некоторые варианты совершенствования подсобных хозяйств населения Республики.
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Формы собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь………………………………………………………………………………6
1.1 Сельскохозяйственные предприятия. (На примере минской области.)….6
1.2 Фермерские (крестьянские) хозяйства……………………………………....8
1.3 Подсобные хозяйства населения……………………………………………13
1.4 Другие формы хозяйствования…………………………………………….20
2.Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь при поддержке государства. (На примере ОАО «Белагропромбанка».)…………..23
3.Реформирование сельского хозяйства Республики Беларусь: условия и принципы……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………
1.4 Другие формы хозяйствования
Развитие
новых форм хозяйствования осуществляется
по пути совершенствования механизма
экономических отношений с
-
сельскохозяйственные
-
сельскохозяйственные
-
филиалы, структурные
Сельскохозяйственные организации области занимают 21% площади сельскохозяйственных земель республики. Численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве области, составляет 24% от общереспубликанской.
За
2009 год сельскохозяйственными
Минская область среди других областей республики занимает 1-е место по валовому производству зерна, картофеля, овощей, молока, мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе); яиц, среднему удою молока от коровы; 2-е – по выращиванию сахарной свеклы, рапса, плодов и ягод; 3-е – по изготовлению льноволокна.
Земли
сельскохозяйственного
Распаханность земель составляет 68%.
Среднесписочная численность работников за 7 месяцев 2009 года, занятых в сельскохозяйственном производстве, составляет 97,1 тыс. человек, или 94% от всех работающих.
Удельный вес растениеводства в объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 38,6%, животноводства – 61,4%. В структуре товарной продукции основной удельный вес занимает продукция животноводства – 71,4%, доля растениеводства составляет 17,0%.
Комплексное решение проблем развития аграрного производства позволило в хозяйствах всех категорий в сравнении с 2000 годом увеличить производство зерна на 34%, сахарной свеклы – в 2,1 раза, льноволокна – на 31%, рапса – на 89%; овощей – на 32%; молока на - 48%, мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе) - на 24%, яиц – на 8%.[6]
В 2009 году во всех категориях хозяйств собрано 1 млн. 621,2 тыс. тонн зерна, или 94% к уровню 2008 года, картофеля – 1916,7 тыс. тонн (70%), сахарной свеклы – 958,7 тыс. тонн (82%), плодов и ягод – 69,7 тыс. тонн (104%), овощей – 431 тыс. тонн (89%), льноволокна – 8,9 тыс. тонн (91%). Реализация скота и птицы на убой (в живом весе) составила 244,4 тыс. тонн (116%), молока – 1 450 тыс. тонн (114%), яиц – 978,8 млн. штук (106%).
За январь–июль 2010 года в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах области, учитываемых в текущем порядке, обеспечен рост к соответствующему периоду 2009 года по производству молока на 10%, реализации скота и птицы на убой в живом весе – на 19%. Средний удой молока от коровы за 7 месяцев 2010 года составил 2704 килограмма.
По
результатам производственно-
Уровень
рентабельности в сельскохозяйственных
организациях в 2005 году составил 15,7%, в
том числе продукции
РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА. (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНКА»)
Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь при поддержке государства. (На примере Белагропромбанка)
2010
год прошел под знаком
Предоставление
всего спектра услуг, гибкая тарифная
ставка и процентная политика, учитывающая
потребности различных
За
отчетный период количество обслуживаемых
субъектов хозяйствования возростло
на 3,8 тысячи единиц и на конец 2010 года
на расчетно- кассовом обслуживании в
ОАО «Белагропромбанк»
Увеличение
численности обслуживаемых
Банком
постоянно проводится активная работа
по мобилизации временно свободных
финансовых ресурсов отечественных
субъектов хозяйствования. В этих
целях налажено тесное взаимовыгодное
сотрудничество с ресурсоемкими
предприятиями сельского
Общий
объем привлеченных банком средств
отечественных субъектов
В
организационно- технологическом плане
вектор совершенствования обслуживания
корпоративных клиентов сельского
хозяйства ориентирован на широкое
применение современных форм осуществление
финансовых операций. За отчетный период
количество пользователей системы
удаленного обслуживания «Клиент- банк»
возросло на 1,5 тысячи и на 1 января 2011
года данный сервис доступен более
чем 8 тысячам субъектов
Операции
с корпоративными клиентами в
определенной степени формируют
структуру активов ОАО «
В
целом корпоративный кредитный
портфель банка увеличился за отчетный
год в 1.4 раза и составил 24,4 трлн.
рублей. С учетом приобретения банком
облигаций юридических лиц
РЕФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ
На
долю сельского хозяйства и
Современное
положение в сельском хозяйстве оценивается
по-разному. Одни считают, что здесь все
плохо. Другие считают, сравнивая показатели
состояния сельского хозяйства республики
с другими странами СНГ, что не все так
уж плохо. Третьи утверждают, что происходят
процессы адаптации к рынку, в результате
которых есть хозяйства, чувствующие себя
нормально, и есть хозяйства, ставшие потенциальными
банкротами. Таким образом, требуется
взвешенная объективная оценка причин
сложившейся ситуации и определение путей
выхода из кризиса с учетом особенностей
организационно-экономической структуры
АПК страны.
Министр
экономики Республики Беларусь В. Н. Шимов
так характеризует нынешнее состояние
сельского хозяйства: "Положение в аграрном
секторе страны обусловлено, с одной стороны,
объективными обстоятельствами - крайне
неблагоприятными погодными условиями
в течение трех лет (1997-1999 гг.), с другой
- субъективными, выражающимися в слабой
реформированности экономических отношений
на селе, доминировании старых организационных
форм хозяйствования, отсутствии действенной
мотивации к труду, перекосах в системе
ценообразования, неэффективной региональной
специализации производства, низком кадровом
потенциале специалистов. Все это делает
актуальным реформирование аграрно-промышленного
комплекса страны уже сегодня".[7]
Бытует
мнение, что кризисные явления в экономике
вообще и в аграрном секторе в частности
являются результатом проводимых реформ.
Осуществление реформирования не рассматривается
как средство выхода из системного кризиса.
На наш взгляд, необходимо исходить из
специфики действия экономических законов,
и закономерностей. Нарушение объективных
экономических законов, в отличие от законов
естествознания, не приводит к нежелательным
последствиям сиюминутно или в сравнительно
короткое время. Негативные явления, связанные
с нарушением экономических законов, накапливаются
постепенно и затем приводят к нежелательным
последствиям. Следовательно, кризисное
состояние аграрного сектора - результат
таких нарушений и для выхода из кризисной
ситуации потребовались радикальные рыночные
реформы.
Реформирование
сельского хозяйства является одной из
сложнейших социально-экономических задач
постсоциалистических преобразований,
которые надо рассматривать в контексте
перехода к рыночной экономике.
Республика Беларусь находится в настоящее
время на этапе перехода от экономики
с абсолютным господством государственной
собственности к многоукладной рыночной
экономике с равноправным функционированием
государственной и частной собственности,
предполагающей различные организационно-правовые
формы хозяйствования. В историческом
аспекте за послеоктябрьский период это
вторая попытка (после НЭПа) перехода к
рыночной системе.
Процесс
адаптации аграрного сектора к рыночным
условиям хозяйствования наряду с изменением
общеэкономического механизма, включающего
ценообразование, налогообложение, финансово-кредитную
систему, техническую и технологическую
политику, степень экономической свободы
хозяйствующих субъектов предусматривает
реформирование существующих сельскохозяйственных
предприятий.
Необходимость
реформирования сельскохозяйственных
предприятий, особенно по отношению к
достаточно большой группе неплатежеспособных
хозяйств, неоднократно подчеркивалась
Президентом Республики Беларусь. В своем
выступлении на организационной сессии
Палаты представителей Национального
Собрания Республики Беларусь 22 ноября
2000 г. А. Г. Лукашенко сказал: "Правительству
поручено обеспечить подготовку предложений
по совершенствованию работы АПК, а Парламенту,
в свою очередь, следует обсудить и принять
ряд законов. Это в первую очередь проекты
законов "О сельскохозяйственной кооперации
и агропромышленной интеграции", "О
реформировании сельскохозяйственных
предприятий Республики Беларусь",
"О государственном регулировании агропромышленного
производства". [16]Простых и быстрых
решений в агрокомплексе нет. Но и стоять
на месте не надо. Необходимо шире экспериментировать,
создавать отдельные точки роста. Это
могут быть и действующие колхозы и совхозы,
организованные на новых началах, и фермеры,
и их ассоциации, и вертикально-интегрированные
структуры производителей сельхозпродукции
и ее переработчиков.[7]
Судя по
самым различным высказываниям в печати,
научных дискуссиях к реформированию
сельскохозяйственных предприятий относят
применение внутрихозяйственного (коммерческого)
расчета, разукрупнение хозяйств, присоединение
низкорентабельных и убыточных хозяйств
к экономически сильным сельскохозяйственным
предприятиям или к предприятиям агросервиса,
переработки и т.п. В связи с этим необходимо
выяснение сущности процесса реформирования.
По нашему мнению, смысл реформирования
кардинально отличается от разного рода
новшеств, которые уже предпринимались
в предшествующие периоды. Такого рода
преобразования не затрагивали сложившиеся
экономические отношения и форму собственности.
Главное отличие современного подхода
к реформированию сельскохозяйственных
предприятий состоит в изменении производственно-экономических
отношений, и, прежде всего, формы собственности.
Следовательно, одним из основных направлений
реформирования сельскохозяйственного
производства является создание на базе
колхозов и совхозов иных видов юридических
лиц, основанных преимущественно на частной
собственности и предусмотренных Гражданским
Кодексом Республики Беларусь.[16]
Актуальность
такого подхода к реформированию сельского
хозяйства объясняется тем, что, во-первых,
формы собственности, на которых базируется
наше сельское хозяйство, необходимо привести
в соответствие с новой редакцией Конституции:
Основной Закон признает лишь государственную
и частную собственность. Во-вторых, нынешняя
оторванность работников сельского хозяйства
от средств производства слабо мотивирует
труд. Тот же, кто является собственником
имущества, по сути владеет в конечном
итоге и продукцией. В-третьих, без реформирования
вряд ли Республика сможет интегрироваться
в Мировую экономику, привлечь иностранные
инвестиции и прогрессивные технологии.
Государство оказывает максимально возможную
помощь сельскому хозяйству, примерно
20-25% от стоимости произведенной продукции,
но ее явно недостаточно для обновления
основных фондов.
Изменение
производственно-экономических отношений
в существующих сельскохозяйственных
предприятиях должно идти путем их реформирования
в направлении сохранения преимуществ
крупнотоварного производства и хозяйственно-административной
целостности. Когда речь идет о сохранении
колхозов и совхозов, подразумевается
сохранение крупного сельскохозяйственного
производства. И это верно. Стремление
сохранить крупное товарное производство
не означает, на наш взгляд, сохранение
колхозов в неизменном виде.
Организационно-экономической
предпосылкой реформирования сельскохозяйственных
предприятий является определение долевого
фонда, распределение его на имущественные
паи и формирование на этой основе рыночных
форм хозяйствования.
Реформирование
в таком понимании следует рассматривать
как логическое продолжение процесса
приватизации в сельском хозяйстве с учетом
его организационно-экономической специфики.[7]
Объектами
приватизации в Беларуси выступают 1760
колхозов и примерно 600 совхозов (из 900).
Стоимость их основных и оборотных фондов
может быть оценена по рыночной цене (в
среднем на одно хозяйство) примерно в
200-500 тыс. долларов. Сейчас на долю общественных
фондов претендует приблизительно 670 тыс.
работников колхозов и совхозов, а также
еще примерно 400 тыс. колхозных пенсионеров.
Это экономическая и социальная база для
создания нового рыночного сельского
хозяйства. Следует отметить, что процесс
приватизации в сельском хозяйстве идет
значительно медленнее, чем в других сферах
экономики, что несомненно приводит к
определенным диспропорциям в интересах
сельских и городских работников.
Особенностью
аграрных рыночных формирований республики,
в отличие от других стран СНГ, будет их
функционирование на основе частной собственности
на имущество и государственной собственности
на землю или ее аренды.
По поводу
частной собственности на землю ведутся
дискуссии. Есть сторонники и противники.
Каждые приводят свои доводы. Противники
частной собственности на землю приводят
высказывания Л. Н. Толстого из писем к
П. А. Столыпину по поводу земельной реформы
о том, что не может быть частной собственности
на землю. Сторонники частной собственности
на землю ссылаются на Ф. М. Достоевского,
который признавал частную собственность
на землю. Приводят слова классика английской
политической экономики Дж. Милла, который
некогда сказал: "дай человеку в постоянную
собственность голую скалу, и он превратит
ее в сад; дай ему в найм на девять лет сад,
и он обратит его в пустыню". Противники
частной собственности на землю в качестве
примера приводят Голландию, где, по их
утверждению существует государственная
собственность на земли сельскохозяйственного
назначения. Однако, по официальной нидерландской
статистике 70% всех голландских фермеров
владеют своими участками земли в качестве
частной собственности. Арендуют земли
30% фермеров. Но арендуют не у государства,
которое владеет только 1% всех земель
сельскохозяйственного назначения, а
у частных лиц и у страховых компаний.
Сроки аренды регулируются законом. При
получении банковских кредитов в более
благоприятном положении всегда оказываются
те фермеры, которые имеют землю в частной
собственности. Практически все фермеры
объединены в кооперативы по снабжению,
переработке, сбыту продукции и т.д. Основа
каждой фермы - частная собственность
на землю, семейный труд на своем участке.
В нашей
стране возможна аренда земли рыночными
структурами у государства как основа
земельных отношений. Выделение земельного
надела потребуется при выходе для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Второй
важной особенностью, что отличает процесс
реформирования в республике, является
его добровольность, ведущая к эволюционному
постепенному переходу к рыночным структурам.
Российский
промышленник начала ХХ века Владимир
Рябушинский всех людей в зависимости
от их отношения к делу, к своей и чужой
собственности делил на пять групп: четыре
активных и одну пассивную.[7]
"Первая
группа - хозяева в душе, работящие, бережливые,
деловитые. Они - организаторы труда, созидатели
ценностей, накопители мировых богатств.
Вторая группа - святые, бескорыстные,
неприхотливые, невзыскательные. Для них
житейские блага не имеют ни какого значения.
Третья группа - завистники, люди озлобленные
и бесплодные, тип, дальнейшего пояснения
не требующий. Четвертая группа - бесхозяйственные
люди, безалаберные, лишенные делового
чутья и понимания, бездарные, расточительные,
бестолковые, ленивые. Сюда же нужно отнести
фантазеров, далеких от жизни теоретиков
и наивных мечтателей. Назовем эту группу
условно - неудачниками... Пятая группа
- это пассивное большинство, не имеющее
ни определенных мнений, ни определенных
убеждений, совершенно неустойчивое в
своих настроениях. Это бесформенная масса
способна примкнуть к любой из вышеупомянутых
активных групп - сегодня к одной, завтра
к другой".
Такое деление
применительно к решению современных
проблем реформирования сельского хозяйства
может оказать помощь в подборе лидеров
и "команды", способных эффективно
хозяйствовать в рыночных условиях.
В конечном
счете, главная задача реформирования
для многих хозяйств заключается в том,
чтобы найти людей и лидеров, которые видят
пути выхода из кризисного состояния,
хотят и могут эффективно осуществлять
сельскохозяйственное производство и
помочь им организовать свою деятельность
в существующих экономических условиях
в рамках действующего законодательства.
При этом
экономическая эффективность представляет
собой степень реализации экономических
интересов. Она измеряется системой абсолютных
стоимостных и относительных показателей,
характеризующих эффективность производства
и реализации продукции, возможность самофинансирования
для обеспечения расширенного воспроизводства.
Это требует использования рыночных критериев
оценки хозяйствования, к которым относятся:
уровень производства и реализации сельскохозяйственной
продукции, ее конкурентность на рынке;
денежная выручка в расчете на одного
работника, которая связана и с производительностью
труда и с умением продать товар по выгодной
цене; уровень валового дохода в расчете
на одного работника; платежеспособность
хозяйства (в данном случае отношение
денежной выручки к кредиторской задолженности);
сумма прибыли на одного работника; уровень
рентабельности.
Есть
свои особенности в реформировании перерабатывающих
и агросервисных предприятий АПК, связанные
с образованием ОАО, в которых сельхозпроизводители
имеют не менее 40% акций, в отличие, например,
от России, где такого рода предприятия
приватизировались их работниками. К сожалению,
возможности созданных в республике ОАО
в силу различных причин используются
крайне плохо.
Основополагающей
для эффективного функционирования реформированных
предприятий является степень их экономической
свободы. Здесь уместно рассмотреть специфические
особенности управления аграрным сектором
экономики.[7]
Агропромышленному
производству свойственно противоречие,
существенно ослабить которое призвана
система управления и хозяйствования,
построенная на принципах социально-ориентированной
рыночной экономики.
Сущность противоречия заключается в
следующем: с одной стороны, аграрному
сектору объективно присуща нестабильность
основных условий и факторов производства
(АПК - система, где биологические ресурсы,
включаясь человеком в технологический
процесс, являются его естественно-природным
базисом), С другой - оно призвано стабильно
удовлетворять жизненные потребности
населения в продуктах питания. Если учесть
рост нестабильности искусственных факторов
производства, сферы обмена и потребления
за счет НТП, то налицо и обострение этого
противоречия в современных условиях.
Самоорганизация
и адаптация выступают в сфере агропромышленного
производства как основное условие успешной
производственно-экономической деятельности
человека. При этом можно говорить о потенциале
самоорганизации, который характеризуется,
во-первых, множеством возможных форм
организации труда и способов производственной
-деятельности (технологий), во-вторых,
динамичностью перехода - от одних форм
к другим. Эффективная адаптация возможна
только в условиях экономической свободы,
когда хозяйствующий субъект может самостоятельно
выбирать вид производственной деятельности,
способ ее организации и использовать
в собственных интересах полученный результат.[1]
В агропромышленной
сфере, как ни в какой другой, необходимо
создать экономические и социальные условия
для самоорганизации и самоуправления
хозяйствующих субъектов, то есть необходимо
создать такие социально-экономические
отношения, которые обеспечат высокий
потенциал самоорганизации, а сознательно
регулируемая обществом внешняя среда
будет обусловливать отбор таких форм
хозяйственной жизни в аграрной сфере,
которые наиболее эффективны в данный
момент в данных специфических условиях.
[13]
Саморазвитие
многоукладной агропромышленной сферы
экономики должно обеспечиваться, с одной
стороны, на основе конкуренции различных
форм хозяйствования, а с другой стороны,
за счет развития горизонтальных оперативных
связей, формирующихся на основе согласований
и координации интересов самостоятельных
товаропроизводителей.
Конкуренция
и кооперация неразрывно связаны друг
с другом и составляют основу рыночной
самоорганизации экономических субъектов.
Эффективная самоорганизация возможна
только тогда, когда для всех форм хозяйствования
обеспечиваются приблизительно одинаковые
инфраструктурные условия.
Реформирование
в сельском хозяйстве и в агропромышленном
комплексе в целом направлено в конечном
итоге на воссоздание многочисленных
собственников-хозяев, наиболее полную
реализацию и соединение экономических
интересов работников сельского хозяйства
и других отраслей АПК, насыщение продовольственного
рынка, решение социальных проблем села,
на повышение жизненного уровня населения.[7]
Вопросами
реформирования сельскохозяйственных
предприятий в БГСХА занимаются с 1987 г.
Впервые на базе колхоза им. Свердлова
Горецкого района был создан кооператив
кооперативов, а затем сельскохозяйственное
ЗАО "Горы", колхоз им. Кирова Витебского
района был преобразован в ЗАО "Возрождение",
колхоз им. Андреева Шкловского района
в ЗАО "Нива". Были подготовлены и
изданы в 1995 г. рекомендации и образцы
учредительных документов по созданию
ЗАО, ООО и коллективно-долевых предприятий
в сельском хозяйстве. К настоящему времени
всего в республике реформировано в рыночные
структуры 95 сельскохозяйственных предприятий.
Имеющийся опыт подтверждает, что важнейшими
условиями реформирования аграрного сектора
республики является соблюдение принципа
добровольности при выборе сельскими
тружениками организационно-правовых
форм предприятий и хозяйствования, обеспечение
в аграрном секторе реального многообразия
и равноправия форм собственности и хозяйствования;
движение объектов собственности, их концентрация
у наиболее добросовестных, лучших работников;
дифференцированный подход к осуществлению
реформирования в лучших, средних и худших
хозяйствах; последовательное совершенствование
внутрихозяйственных экономических отношений;
внедрение в хозяйствах новых достижений
науки и техники, экономичных технологий;
соответствующая макроэкономическая
среда и законодательная база.[14]
Существует
мнение, что реформирование существующих
сельскохозяйственных предприятий на
основе определения имущественных паев
означает их разгон, ликвидацию, создание
на их базе фермерских хозяйств. По меньшей
мере это непонимание предлагаемой нами
модели реформирования, которая позволяет
соединить эффект от перехода к частной
собственности с преимуществами крупного
хозяйства.
Противники
такой модели реформирования приводят
и такой довод, что имущественные паи пенсионеров
могут превышать их стоимость у работающих
владельцев имущественных паев и, что
в связи с этим не следует наделять пенсионеров
паями или их уменьшить. С такой точкой
зрения согласиться нельзя. Есть предположения,
что пенсионеры будут лишены социальной
защиты. Но и эти проблемы решаются с помощью
арендных отношений, при которых пенсионеры
кроме государственной пенсии получают
еще и арендную плату.[7]
В процессе
реформирования существующих сельскохозяйственных
предприятий в соответствии с действующим
в Республике Беларусь законодательством
(Гражданский кодекс) на основе долевой
собственности на имущество и государственной
собственности на землю могут формироваться
сельскохозяйственные производственные
кооперативы, акционерные общества, общества
с ограниченной ответственностью, хозяйственные
товарищества (полные и коммандитные),
фермерские хозяйства, ассоциации сельскохозяйственных
производителей и т.п.
В соответствии
с Декретом Президента Республики Беларусь
от 16. 11. 2000 г. №22 в течение ближайших 2 лет
колхозы должны быть преобразованы в сельскохозяйственные
производственные кооперативы.
В реформированных
сельскохозяйственных предприятиях можно
выделить, исходя из интересов, три социальные
группы: работающие собственники, неработающие
собственники - пенсионеры, не имеющие
собственности, пришедшие работать после
раздела имущества на паи. Это требует
объединения их интересов. Дело в том,
что работающий собственник, кроме дивидендов,
имеет интерес в соблюдении принципа равной
оплаты за равный труд. В то же время он
является членом коллектива внутрихозяйственного
подразделения, который заинтересован
в том, чтобы определенная доля произведенного
им валового дохода (после вычета плановых
или нормативных обязательств перед предприятием)
стала его собственностью, использовалась
только для нужд своего подразделения:
работник является и совладельцем предприятия.[14]
У наемных работников
интерес состоит как в стимулировании
их труда на конкретных рабочих местах,
так и в обеспечении им возможности со
временем стать пайщиком предприятия.
Для пенсионеров-пайщиков интерес заключается
прежде всего в увеличении дивидендов
на их имущественные паи. Внутрихозяйственный
экономический механизм реформированных
сельскохозяйственных предприятий должен
учитывать эти группы интересов, так как
право собственности может быть реализовано,
если объединятся интересы занятых и не
занятых в производстве через распределение
результатов от участия в труде. Во многих
хозяйствах в ходе их преобразования в
сельскохозяйственные производственные
кооперативы растет число пенсионеров-собственников,
уменьшается число работающих собственников.
В этих условиях должно происходить движение
собственности в сторону активной части
работающих за счет ее перераспределения.
В реформированных
предприятиях важным является снижение
себестоимости производимой продукции.
Трудность решения этой задачи требует
использования современного менеджмента
и прежде всего управления затратами.[7]
Современный
менеджмент исходит из того, что первичным
звеном экономического внутрихозяйственного
механизма рыночного типа является организационное
и экономическое расчленение предприятия
на арендные или основанные на объединении
имущественных паев коллективы по технологическому
принципу. Именно в технологии лежат возможности
снижения себестоимости. Вторая составляющая
снижения себестоимости в рамках маркетингового
подхода классического менеджмента - установление
нормативных затрат в натуральном и стоимостном
выражении на основе технологических
карт и установление внутрихозяйственных
договорных цен на продукцию и услуги.
Третья составная - формирование простой,
понятной каждому работнику системы мотивации
труда в зависимости от полученного дохода.
Четвертая составляющая современного
менеджмента - реализация интересов лидеров-руководителей,
принимающих на себя ответственность
за эффективную работу хозяйств и их подразделений.
Имеющийся
опыт реформирования сельскохозяйственных
предприятий подтверждает необходимость
сохранения целостности экономически
развитых хозяйств с использованием внутрихозяйственного
расчета на основе долевой собственности.
Хозяйства со средним уровнем доходов,
обеспечивающее расширенное воспроизводство,
должны преобразовываться на основе имущественных
паев в сельскохозяйственные производственные
кооперативы, выступать соучредителями
различного типа совместных с коммерческими
структурами и промышленными предприятиями
производств.[13]
В настоящее
время завершена разработка "Программы
совершенствования агропромышленного
комплекса Республики Беларусь на 2001-2005
гг.", в которой, в целях повышения эффективности
производства предусматривается реструктуризация
в первую очередь сельскохозяйственных
организаций с критическим экономическим
положением. Для таких хозяйств предложено
десять моделей реформирования, среди
которых рассматривается вариант передачи
основных средств сельскохозяйственных
организаций с последующим выкупом другому
юридическому лицу, т.е. создающие условия
формирования новых собственников. Такой
опыт уже имеется. При нашем участии в
1999 г. имущество колхоза "21 партсъезд"Витебского
района было передано в аренду с правом
выкупа фермеру В. М. Рощинскому и получен
положительный результат.
Один из
западных экономистов-аграрников сказал:
"Разрушьте города и они возродятся,
но сожгите деревни - и улицы городов зарастут
травой".
Применяемые
до настоящего времени меры государственного
регулирования аграрного производства
в основном были направлены на обеспечение
его выживания и обуславливали мобилизационный
характер экономики сельскохозяйственных
предприятий. Сложившаяся к началу 2001
г. ситуация требует перехода от стратегии
выживания к стратегии устойчивого социально-экономического
развития аграрного сектора АПК.
Это, прежде
всего, вызывает необходимость совершенствования
ценовой политики, налогообложения, кредитно-финансовой
системы, т.е. всего экономического механизма,
регулируемого государством.
Вместе
с тем, необходимо осуществление структурных
изменений в аграрном секторе, включающих
изменение производственных отношений
на основе многообразия форм собственности;
совершенствование форм хозяйствования,
реструктуризацию производства; развитие
кооперативных связей как в сфере производства,
так и сфере сбыта продукции; поддержку
интеграционных процессов, в первую очередь,
между производителями сырья, переработчиками,
торговлей и достижения на этой основе
сбалансированности и взаимовыгодности
производства.
В настоящее
время проявлен интерес к опыту реформирования
сельского хозяйства в Орловской области.
Там удалось решить то, о чем всегда мечтал
сельскохозяйственный производитель,
- владеть конечным продуктом, платить
единственный раз налог и распределять
прибыль между участниками в зависимости
от их вклада.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ближайший период преобладающей формой хозяйствования в агропромышленном комплексе Беларуси являются кооперативные хозяйства, ассоциации, сформированные на их базе, а также акционерные общества закрытого и открытого типа. Имеют место и государственные предприятия, что обусловлено стратегическими интересами государства. Государственные предприятия будут поэтапно подвергаться приватизации и разгосударствлению.
Новой
формой хозяйствования становятся крестьянские
(фермерские) хозяйства, удельный вес
которых в объемах производства
пока невелик и нет оснований
предсказывать их интенсивный рост.
Весомый вклад в
В реформировании АПК важнейшим направлением совершенствование земельных отношений. Принятые в последнее время законодательные акты создали необходимые предпосылки для равного развития всех форм собственности и хозяйствования на земле. Поэтому ближайшей перспективе следует предусмотреть полное удовлетворение нуждающихся в земле для строительства жилья, ведения садового и огородного хозяйства, приведение в порядок земель несельскохозяйственного использования.
В организационном плане реформирование сельскохозяйственного производства заключается в изменении организационной структуры внутрихозяйственных отношений в субъектах хозяйствования. Итоговая цель глубокого реформирования АПК - это существенное повышение жизненного уровня и решение социальных проблем сельского населения.
Совершенствование внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях должно сопровождаться внедрением прогрессивных энерго- ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве, позволяющих получать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию - источник экономического благосостояния всех субъектов хозяйствования на земле.
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что развитие экономики
Республики Беларусь всецело зависит
от развития аграрного сектора экономики,
от развития форм собственности данного
сектора.
Информация о работе Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь