Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:47, курсовая работа
Проблемы развития данного сектора экономики отражаются и на всем состоянии экономики страны в общем. Правительство Республики Беларусь направляет огромные средства на решения проблем в сельском хозяйстве, что позволит нашей стране в будущем развиваться все более ускоренными темпами. В данной курсовой работе были рассмотрены основные формы собственности в сельском хозяйстве, проблемы и перспективы развития. Мной были предложены некоторые варианты совершенствования подсобных хозяйств населения Республики.
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Формы собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь………………………………………………………………………………6
1.1 Сельскохозяйственные предприятия. (На примере минской области.)….6
1.2 Фермерские (крестьянские) хозяйства……………………………………....8
1.3 Подсобные хозяйства населения……………………………………………13
1.4 Другие формы хозяйствования…………………………………………….20
2.Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь при поддержке государства. (На примере ОАО «Белагропромбанка».)…………..23
3.Реформирование сельского хозяйства Республики Беларусь: условия и принципы……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………
Второй
вариант предполагает многообразные
механизмы рыночного
а)
преобразования действующих хозяйств
в кооперативные и
б) выделения из реформируемых предприятий с правом создания самостоятельных хозяйств и предпринимательских объединений;
в) разделения хозяйств на ряд экономически, а впоследствии и юридически самостоятельных подразделений и предприятий.
Третий
- это вариант рыночной реструктуризации,
реорганизации, в том числе ликвидации
обанкротившихся хозяйств и создания
на их месте новых
Предварительным
условием при реорганизации
Определенные
особенности имеются при
Предлагаются следующие виды преобразования предприятий государственного сектора:
Вариант 1. Коммерциализация госхозов и совхозов республиканской собственности.
Субъекты
преобразования - предприятия, определяющие
научно-технический прогресс: селекционно-гибридные
центры, племптицефабрики, племптицерепродукторы,
государственные племенные
Форма преобразования - акционерные общества с сохранением на переходном этапе за государством контрольного пакета акций.
Способы приватизации имущества (акций):
покупка акций за счет части прибыли, переданной коллективу в собственность в соответствии с Уставом о госпредприятии;
покупка акций за чеки "Имущество";
покупка акций за личные средства. [16]
В случае преобразования госхозов и совхозов республиканской и коммунальной собственности, образованных на базе колхозов, основной способ приватизации имущества здесь - безвозмездная передача в зависимости от трудового вклада.
В
иных случаях Министерство по управлению
государственным имуществом и приватизации
может принять решение о
Вариант 2. Преобразование госхозов и совхозов коммунальной собственности путем приобретения имущества в собственность и его персонификации посредством аукциона по договору купли-продажи.
В этом случае юридическое лицо, образованное трудовым коллективом (кооператив, ЗАО, ООО, ОДО, хозяйственное товарищество), должно объединять не менее 50% работающих и может, по решению собственника, приобретать имущество по цене ниже балансовой стоимости до 80% с рассрочкой платежа.
Преобразование
государственных
1.2 Фермерские (крестьянские) хозяйства
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) под крестьянским (фермерским) хозяйством (далее - фермерское хозяйство) понимается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
Анализ
приведенного выше легального определения
фермерского хозяйства
Внимания заслуживает указание на то, что фермерское хозяйство является коммерческой организацией. Согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющее полученную прибыль между участниками. В соответствии со ст. 17 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности. Отметим, что на отдельных этапах развития гражданского законодательства фермерское хозяйство рассматривалось по-разному. В процессе становления данного правового института понимание его законодателем претерпело существенные преобразования. Так, в первоначальной редакции Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве под фермерским хозяйством понимался самостоятельный хозяйственный комплекс, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, совместно ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции. В ст. 3 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве имелось указание на приобретение фермерским хозяйством статуса юридического лица с момента его государственной регистрации, однако указание на коммерческий характер фермерского хозяйства отсутствовало. Аналогичным образом ст. 46 ГК изначально не причисляла фермерское хозяйство к коммерческим организациям. Однако при этом ст. 66 ГК предусматривала, что законодательство о полном товариществе распространяется на фермерское хозяйство, если законодательством об этих хозяйствах не предусмотрено иное. Учитывая то, что полное товарищество относилось к коммерческим организациям, можно сделать предположение, что и фермерское хозяйство подразумевалось таковой. Прямое указание на то, что фермерское хозяйство является коммерческой организацией, появилось в ГК в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 N 415-З.[16]
Фермерство
- одна из эффективных организационно-
Крестьянским
(фермерским) хозяйством признается коммерческая
организация, созданная одним гражданином
(членами одной семьи), внесшим (внесшими)
имущественные вклады, для осуществления
предпринимательской
Как
уже отмечалось ранее, фермерским хозяйствам
оказывается государственная
Основным направлением специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является отрасль растениеводства (80%), при этом в 40% хозяйств профилирующим является производство зерна, 634 хозяйства (31%) занимаются в основном возделыванием овощей и картофеля, 103 хозяйства (5%) основным видом деятельности избрало плодоводство.[6]
В
течение 2009 г. в Республике Беларусь
было создано 147 крестьянских (фермерских)
хозяйств, а
прекратило свою деятельность 97 хозяйств.
В результате чего по состоянию на 1 января
2010 г. в рес-
публике насчитывалось 2045 крестьянских
(фермерских) хозяйств, в том числе в Брестской
области -
413 (20% от общего количества К(Ф)Х), Витебской
- 329 (16%), Гомельской - 258 (13%), Гродненской
-
306 (15%), Минской - 471 (23%) и Могилевской области-268
хозяйств (13%), за которыми закреплено
124,5 тыс. га земли, причем в среднем на одно
фермерское хозяйство приходится 61 га.
В таблице 1 при-
ведена динамика площадей земельных участков,
предоставленных для ведения крестьянского
(фермер-
ского) хозяйства на территории республики.
Таблица
1. Структура прав на земельные участки,
предоставленные для ведения крестьянского
(фермерского)хозяйства.
|
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
На праве пожизненного наследуемого владении, тыс. га | 78,9 | 76,9 | 74,1 | 70,7 | 70,0 | 70,2 |
На праве аренды, тыс. га | 92,2 | 71,7 | 64,1 | 52,4 | 43,4 | .40,6 |
На праве постоянного пользования, тыс. га | 0,1 | 0,5 | 4,8 | 13,7 | ||
Итого, тыс. га | 171,2 | 148,6 | 138,3 | 123,6 | 118,2 | 124,5 |
Количество землепользований | 2318 | 2204 | 2101 | 2016 | 1995 | 2045 |
По состоянию на 1 января 2010 г. площадь земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, составляла 0.6% от площади республики. Наибольший удельный вес земель (56%) использовался фермерами на праве пожизненного наследуемого владения, а около 33% земель арендовалось.[6]
Процесс развития крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках областей республики происходи неравномерно.
В Минской области в 2009 г. 18 хозяйств прекратили свою деятельность и было вновь образовано - 35хозяйств. К 1 января 2010 г. насчитывалось 471 хозяйство, за которыми было закреплено 18,5 тыс. га сельскохозяйственных земель, в т.ч. 14,5 тыс. га пахотных. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 0,9% обшей плошали сельскохозяйственных земель области. Если в среднем площадь земельного участка, закрепленного за одним хозяйством, в 2000 г. составляла 28,7 га, то в 2009 г. -43,3 га. По размерам сельскохозяйственных земель хозяйств области складывается следующая картина: земельныеые участки до 10 га имеют 156 хозяйств (33%), от 10 до 50 га - 224 (47%), от 50 до 100 га- 64 (14%), от 100 до 200 га - 19 (4%), от 200 до 300 га - 9 (2%) и от 300 га н выше - 4 (1%). В 2009 г. производством в фермерских хозяйствах занимались 1.1 тыс. постоянных работников, или 0,2% общей численности занятых в экономике области. Было произведено 0,8% сельскохозяйственной продукции oт общего объема производства, в том числе 1.2% - растениеводческой и 0,4% - животноводческой. В последние годы хозяйства увеличили производство картофеля, зерна, сахарной свеклы н овощей, начали возделывать рапс.
Информация о работе Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь