Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:47, курсовая работа
Проблемы развития данного сектора экономики отражаются и на всем состоянии экономики страны в общем. Правительство Республики Беларусь направляет огромные средства на решения проблем в сельском хозяйстве, что позволит нашей стране в будущем развиваться все более ускоренными темпами. В данной курсовой работе были рассмотрены основные формы собственности в сельском хозяйстве, проблемы и перспективы развития. Мной были предложены некоторые варианты совершенствования подсобных хозяйств населения Республики.
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Формы собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь………………………………………………………………………………6
1.1 Сельскохозяйственные предприятия. (На примере минской области.)….6
1.2 Фермерские (крестьянские) хозяйства……………………………………....8
1.3 Подсобные хозяйства населения……………………………………………13
1.4 Другие формы хозяйствования…………………………………………….20
2.Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь при поддержке государства. (На примере ОАО «Белагропромбанка».)…………..23
3.Реформирование сельского хозяйства Республики Беларусь: условия и принципы……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………
В Брестской области в 2009 г. было создано 32 хозяйства и ликвидировано 19. В результате в распоряжении 413 крестьянских (фермерских) хозяйств находилось 16,9 тыс. га земли, в том числе 14,8 тыс. га сельскохозяйственных земель из них 9,4 тыс. га пахотных, В среднем на одно хозяйство приходится 41 га. земли. Работники крестьянских (фермерских) хозяйств в количестве 1460 человек производят около 1% всей сельхозпродукции области в том числе более 13% овощей и около 2,5% картофеля.[10]
В Гомельской области за 2009 год образовалось 13 новых фермерских хозяйств, причем за последние пятнадцать лет- это самый большей прирост. На 1 июля 2010 г. там насчитывалось 276 хозяйств. Они специализируются на выращивании растениеводческой продукции. За этими хозяйствами закреплено 15,9 тыс. га земель, из низ 9,47 тыс.га пахотных На одно хозяйство в среднем приходится 61,5 га земли. Около 63% фермерских хозяйств имеют земельные наделы свыше 20 га. В валовом производстве зерна в области на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 1%, картофеля -1,4%, овощей - 3,3%. 125 фермерских хозяйств, или 48,4% их общего числа в 2009 г, занимались производством животноводческой продукции. В Гродненской области к началу 2010г. напитывалось 316 фермерских хозяйств. Наибольшее их количество в Гродненском районе- 45, а, например, в Кореличском - всего 2. За фермерами закреплено 15,4 тыс. га земли, из которых 14,1 тыс. га приходится на сельскохозяйственные земли. Средний размер хозяйства составляет 48,7 га. В области определены 7 хозяйств, оснащенных высокопроизводительной оборудованием и техникой,с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства.
В Витебской области наблюдается стойкая тенденция сокращения фермерских хозяйств. Если к 2006 г. их было 403, то по состоянию на 1 сентября 2010 г. их насчитывалось 322. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре хозяйств всех категорий, занимающихся производством молока, составляет 0,6%, зерна - 1,1, картофеля - 1,2 и овощей - 1,7%, при этом удельный вес произведенного фермерами молока - 0,7%, зерна - 1.2, овощей - 16,8% и картофеля -15,4%.[6]
В
Могилевской области самый
В современных условиях фермерские хозяйства являются одной из доминирующих по численности организационно-правовых форм коммерческих организаций, функционирующих в сельском хозяйстве. Крестьянское (фермерское) хозяйство должно двигаться по пути дальнейшего наращивания сельскохозяйственного производства. Им принадлежит важная роль в развитии рыночных отношений в аграрном секторе национальной экономики. Поэтому дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, создание равных условий для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих сельскохозяйственное производство, позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам занять достойное место среди производителей сельскохозяйственной продукции. Благодаря фермерству сельское хозяйство Беларуси будет укрепляться.
Экономическая
политика государства по отношению
к крестьянским (фермерским) хозяйствам
должна быть направлена на создание и
поддержание благоприятных
Прежде всего крестьянским (фермерским) хозяйствам, производящим и продающим продукцию, целесообразно установить налоговые льготы на 5 лет. Для таких хозяйств следует определить норматив выделяемых по всем каналам финансовых ресурсов, который был бы достаточен для приобретения хотя бы одного трактора и набора необходимых к нему навесных и прицепных машин. Это потребует увеличения объемов кредитов, выделяемых на льготных условиях, а также финансовых средств из централизованных источников.
Работникам колхозов, пожелавшим выйти из их состава с целью создания своего собственного хозяйства, в обязательном порядке необходимо выделять причитающийся им имущественный пай. Целесообразно практиковать сдачу в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам неиспользуемых в общественном секторе зданий (сооружений), машин и оборудования с предоставлением права последующего их выкупа. [8]
Ориентир
должен быть взят на создание относительно
крупных (по объемам товарной продукции,
а соответственно и размерам землепользования)
специализированных производств, возглавляемых
профессионально
1.3 Подсобные хозяйства населения
В Беларуси хозяйственно-трудовую деятельность, связанную с производством сельскохозяйственной продукции, осуществляют различные категории индивидуальных хозяйств: личные подсобные хозяйства граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, дачные кооперативы, садоводческие товарищества, домашние хозяйства городского населения и т. д. В материалах органов государственной статистики все они представлены как подсобные хозяйства населения. [3]
В землепользовании различных категорий хозяйств населения находится около 13 % сельскохозяйственных угодий, ими производится 33 % валовой продукции сельского хозяйства (табл. 1), на их долю приходится около 90 % собираемого в стране картофеля, плодов и ягод, 80—85 % овощей, 20 % молока и 17 % реализации скота и птицы в живом весе (табл. 2).
Как
видно, в последние годы наметилась
тенденция сокращения производства
животноводческой продукции, за исключением
картофеля, овощей, плодов и ягод, производство
которых, в результате роста урожайности,
стабилизировалось и даже несколько возросло.
Уменьшение объемов производства животноводческой
продукции в хозяйствах населения стало
результатом существенного сокращения
поголовья сельскохозяйственных животных
(по состоянию на 01.01.2008 г. численность
крупного рогатого скота в хозяйствах
населения сократилась по отношению к
середине 90-х гг. прошлого столетия в 2,6
раза, свиней — в 1,6 раза (рис.)).
Из имеющихся по состоянию на 1 января 2008 г. 1 126,6 тыс. домашних хозяйств сельского населения не содержит скота 52 %, в т. ч. крупного рогатого — 80 %, свиней — 63 % (табл. 3).
Реализация
мероприятий по развитию личных подсобных
хозяйств граждан, предусмотренных
Государственной программой возрождения
и развития села на 2005—2010 годы, а
также сокращение объемов производства
сельскохозяйственной продукции в
индивидуальном секторе предопределили
необходимость разработки и принятия
Программы развития и поддержки
личных подсобных хозяйств граждан
на 2006—2010 гг. (далее — Программа),
которая была утверждена постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
№ 681 от 30.05.2006 г.
Главная цель Программы заключается в
развитии и поддержке личных подсобных
хозяйств граждан, повышении занятости
и доходов граждан, осуществляющих производство
сельскохозяйственной продукции, улучшении
демографической структуры населения
страны.
Источниками централизованной материальной
и финансовой поддержки Программы выступают
средства республиканского и местных
бюджетов, республиканского фонда поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки.
Вместе с тем, оценка финансовой и материальной
поддержки личных подсобных хозяйств
граждан свидетельствует, что в первые
годы реализации Программы государственные
ресурсы осваиваются не полностью (табл.
4). На финансирование мероприятий Программы
в 2006 г. было направлено 13,5 млрд руб., а
в 2007 г. — 46,1 млрд руб., что составило соответственно
24,1 и 57,4 % от суммы предусмотренных средств.[3]
Реализация
комплекса мероприятий при
Анализ
выполнения мероприятий, предусмотренных
Программой, показывает, что недостаточная
работа в сфере оказания услуг
гражданам, ведущим личное подсобное
хозяйство, проводится по реализации семенного
материала картофеля и овощных
культур. Нерешенной проблемой остается
организация коммунально-
В сфере производства сельскохозяйственной
продукции индивидуального сектора аграрной
экономики в 2006—2007 гг. были достигнуты
и перевыполнены прогнозируемые показатели
только по производству картофеля — на
1,4 %, овощей — на 16,1, плодов и ягод — на
91,8, сбору меда — на 43,7 %. По всем остальным
видам продукции показатели остались
недовыполненными.[6]
Еще более проблемным вопросом в ходе
выполнения Программы осталась заготовка
сельскохозяйственной продукции, произведенной
в индивидуальных хозяйствах населения.
Потребительский характер производства
и возможности выбора более выгодных каналов
сбыта сельскохозяйственной продукции
не обеспечивает выполнение параметров,
предусмотренных Программой. Уровень
закупок (товарности) сельскохозяйственной
продукции в индивидуальных хозяйствах
населения остается очень низким: в 2007
г. он составил по картофелю 0,9 %, овощам
— 1,7, плодам и ягодам — 32,6, молоку — 37,3
%. Закупки скота и птицы организациями
в общей структуре реализации составили
соответственно 6 %, а на 100 голов среднегодового
поголовья коров сельскохозяйственными
организациями закуплено у населения
37,4 головы молодняка крупного рогатого
скота. [6]
В данных условиях возникает объективная
необходимость выработки новых подходов
и научно обоснованных направлений по
дальнейшему развитию этой категории
хозяйств, суть которых состоит в следующем.
В современных условиях хозяйствования
возникла объективная необходимость совершенствования
действующего законодательства, разработки
и принятия единого законодательного
акта, определяющего правовые аспекты
деятельности различных форм хозяйств
населения, занятых производством сельскохозяйственной
продукции.
Действующий Закон Республики Беларусь
№ 149-З от 11 ноября 2002 г. «О личных подсобных
хозяйствах граждан» имеет определенные,
не в полной мере отвечающие правовым
нормам, рычаги регулирования деятельности
всех категорий хозяйств населения, проживающего
не только в сельской местности, а и в малых
городах, районных и областных центрах
республики. Основным документом правового
обеспечения деятельности индивидуальных
товарно-потребительских хозяйств населения
должен стать Закон Республики Беларусь
«О личных хозяйствах граждан»,[16] который
будет обеспечивать правовое регулирование
более широких групп хозяйств населения,
осуществляющих производство сельскохозяйственной
продукции: личные хозяйства сельского
населения, домашние хозяйства городских
жителей, садово-огороднические кооперативы
и т. д. Причем в новой редакции Закона
важно определить категорию личного крестьянского
хозяйства как формы трудовой (непредпринимательской)
деятельности граждан, постоянно (или
преимущественно) проживающих в сельских
населенных пунктах и осуществляющих
производство сельскохозяйственной продукции
на земельных участках, предоставленных
им в соответствии с законодательством
об охране и использовании земель.[3]
На
мой взгляд, в законодательстве следует
исключить категорию «подсобное
хозяйство», которая появилась во
времена советской
Совершенствование правового законодательства
и закрепление юридических основ развития
кооперации в индивидуальных хозяйствах
позволят решить ряд проблем организационного
и экономического характера.
Устойчивое развитие индивидуальных хозяйств
населения связано с сохранением и развитием
крупных форм хозяйствования на селе,
укреплением их материально-технической
базы, кооперации и интеграции с мелкотоварными
формами сельскохозяйственного производства,
построением более эффективных экономических
отношений между ними, механизмов сочетания
их интересов. [13]
Обособление личного подсобного хозяйства
как самостоятельной формы хозяйственно-трудовой
деятельности и отсутствие соответствующей
законодательной базы, способствующей
развитию кооперации и интеграции мелкотоварных
хозяйств с крупнотоварными формами сельскохозяйственного
производства, усложняют систему взаимоотношений
и ограничивают возможность организации
их развития и осуществления производственной,
заготовительной и сбытовой деятельности.
К примеру, в настоящее время во многих
сельских населенных пунктах заготовки
молока для перерабатывающих предприятий
молочной промышленности осуществляют
сельские (поселковые) исполнительные
комитеты, т. е. занимаются хозяйственной
деятельностью, что не совсем соответствует
их функциям согласно действующему законодательству
Республики Беларусь о местном управлении
и самоуправлении. В этой связи одним из
вариантов объединения интересов и кооперации
мелкотоварных крестьянских подворий
может стать создание в пределах административных
единиц первичного уровня (сельских советов,
агрогородков), сельских населенных пунктов
специализированных и многофункциональных
потребительских кооперативов, основной
целью деятельности которых является
развитие и поддержка личных подсобных
хозяйств граждан.
В республике существует объективная
необходимость трансформации устойчивых
и адаптированных к условиям рынка передовых
потребительски-товарных индивидуальных
хозяйств сельского населения в товарные
фермерские хозяйства и иные формы хозяйствования.
Такой подход будет способствовать притоку
инвестиций в сельскохозяйственное производство,
наращиванию объемов производства товарной
продукции. Для этих целей необходимо
ускорить процесс вовлечения в хозяйственный
оборот неиспользуемого движимого и недвижимого
имущества и принять соответствующие
нормативные акты о вовлечении в хозяйственный
оборот неиспользуемого имущества сельскохозяйственных
производственных кооперативов, в которых
имеется достаточно неиспользуемых основных
средств.
В современных условиях индивидуальные
хозяйства населения являются главными
производителями картофеля, плодов и овощей,
что заслуживает особого внимания в развитии
соответствующих отраслей. В данном направлении
важно акцентировать внимание на осуществлении
сортосмены и сортообновления, реализации
населению через торговые, заготовительные
и иные организации семенного и посадочного
материала высоких репродукций, минеральных
удобрений, средств защиты растений и
иных необходимых ресурсов. Важным подходом
в реализации этого направления является
проведение в районных центрах и агрогородках
сезонных (осенне-весенних) выставок и
ярмарок с участием лиц-производителей
и распространителей семенного и посадочного
материала, торговых организаций и иных
заинтересованных.
Развитие личных хозяйств, повышение уровня
механизации и сокращение трудоемкости
производства сельскохозяйственной продукции
напрямую зависят от оказания помощи сельским
жителям в обработке земельных участков,
заготовке кормов и осуществлении иных
работ, связанных с ведением личных подсобных
хозяйств. Причем повышение уровня сельскохозяйственного
обслуживания населения можно осуществить
за счет создания условий физическим лицам,
имеющим в собственности (пользовании,
аренде) технические средства. В данном
случае важно ввести мотивирующий механизм
налогообложения физических лиц, оказывающих
данные услуги населению, на уровне базовой
величины в год.
В современных условиях существует объективная
необходимость активизации торгово-заготовительной
деятельности в сельской местности. С
этой целью в сельских населенных пунктах,
с одной стороны, предстоит обеспечить
организацию заготовок излишков продукции,
а с другой — реализацию населению товаров
(прежде всего комбикормов) путем заключения
договоров комиссии заготовительным,
перерабатывающим и иным организациям
с гражданами, проживающими в сельской
местности, фермерскими хозяйствами и
иными заинтересованными. Такой подход
позволит увеличить заготовки и снизить
темп падения уровня производства в индивидуальных
хозяйствах населения. [14]
В перспективе развитие личных хозяйств
сельского населения должно быть взаимосвязано
с развитием сельских территорий и повышением
уровня доходов сельского населения не
только за счет деятельности, связанной
с производством сельскохозяйственной
продукции, но и за счет развития несельскохозяйственной
деятельности, новых нетрадиционных направлений
(агроэкотуризм, ремесло и т. д.), любительских
и экзотических отраслей (цветоводство,
выращивание декоративных растений). Это
позволит повысить социальный и культурно-эстетический
уровень белорусского села, осуществить
постепенное перераспределение производства
сельскохозяйственной продукции в товарно-ориентированные
формы хозяйствования.
Информация о работе Развитие форм собственности в сельском хозяйстве Республики Беларусь