Научные положения,
сформулированные в диссертационной
работе, позволяют на более высоком
научно-методическом уровне решать задачи
повышения эффективности функционирования
рынка зерна на основе приоритетного
развития зерновой отрасли, государственного
регулирования зернового рынка,
развития зернового экспортного
потенциала.
Материалы диссертации
были использованы при разработке нормативных
правовых актов Костанайской областной
территориальной инспекцией Министерства
сельского хозяйства Республики
Казахстан, Департаментом сельского
хозяйства Костанайской области. Они
послужили также основой для
докладов и сообщений, сделанных
автором на международных, всероссийских
и региональных научных и научно-практических
конференциях и совещаниях.
По результатам
исследования опубликовано 40 научных
работ общим объемом авторского
текста 34,8 п.л., в том числе 11 работ
в журналах, рекомендуемых ВАК
Министерства образования и науки
Российской Федерации, а также 2 статьи
в журналах, рекомендованных Комитетом
по контролю в сфере образования
и науки Министерства образования
и науки Республики Казахстан.
Заключение:
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Зерновой рынок
- это система экономических отношений
между его субъектами, которыми
являются сельскохозяйственные
товаропроизводители, предприятия
и организации по его заготовке,
хранению, промышленной переработке,
а также разного рода структуры,
обслуживающие движение зерна
и продуктов его переработки
по всей цепи от производителей
к потребителям.
Рынку зерна
присущ ряд основных признаков: предложение
зерна в основных зернопроизводящих
регионах страны находится под прямым
воздействием такого слабоуправляемого
фактора, как погодные условия, что
обусловливает резкие колебания
объемов его производства по годам
и определяет необходимость создания
запасов зерна в целях стабильного
спроса; несоответствие между производством
и потреблением зерна по регионам
страны, локальный характер производства
отдельных видов зерна, обусловливающий
объективную необходимость его
перевозок на сравнительно большие
расстояния; зерно относится к
продукции, пригодной к сравнительно
длительному хранению и хорошо транспортабельно;
существенные региональные различия в
издержках на производство 1 т зерна
являются основой его конкуренции
на межрегиональном зерновом рынке.
2. В современных
условиях хозяйствования представляется
следующая классификация принципов
государственного регулирования
рынка зерна: приоритетность государственного
регулирования зернового рынка"
по отношению к другим рынкам,
что вытекает из важной роли
зерна в формировании продовольственных
ресурсов, его стратегической, экономической,
социальной и политической значимости;
протекционистский характер регулирования
деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей, основанный
на признании государством их
экономической слабости в системе
агробизнеса и необходимости
их постоянной экономической
поддержки; упреждающий и системный
подход (а не чрезвычайный и
спонтанный характер) к регулированию,
основанный на маркетинговых
исследованиях рынка зерна и
прогнозе его развития, позволяющий
предвидеть и предотвратить развитие
негативных процессов и их
отрицательные последствия; самостоятельность
регулирования рынка зерна в
системе воздействия государства
на агропродовольственный рынок
в целом с выделением на
нем сегментов отдельных видов
зерна: пшеницы, кукурузы, риса
и др.; в качестве самостоятельного
объекта регулирования со своими
специфическими особенностями следует
рассматривать рынок сортовых
семян зерновых культур; сочетание
республиканского и региональных
подходов к регулированию зернового
рынка, основанное на рациональном
соотношении и суборди-нированности
принятия решений по выбору
направлений и методов воздействия;
использование прямого и косвенного
подходов к регулированию, при
котором оно может быть направлено
не только непосредственно на
конкретный рынок того или
иного вида зерна, но и на
рынок сопряженных продуктов,
например, рынок комбикормов, рынок
семян масличных культур и
др.
3. Основными
функциями государственного регулирования
зернового рынка на республиканском
уровне являются определение
и реализация общих принципов
проводимой зерновой политики, исходя
из задач обеспечения продовольственной
безопасности страны, создания для
этого необходимого ресурсного
производственного потенциала, гарантии
соответствующей финансовой поддержки
товаропроизводителей. Республиканскому
уровню в связи с этим должна
принадлежать определяющая роль
в ценовой, финансово-кредитной,
налоговой, внешнеторговой и антимонопольной
политике.
Государственное
регулирование агропромышленного
комплекса, согласно Закона Республики
Казахстан «О государственном регулировании
развития агропромышленного комплекса
и сельских территорий», принятом в
2005 г. направлено на обеспечение продовольственной
безопасности, устойчивости рынков продукции
агропромышленного комплекса, формирование
эффективной системы предпринимательства,
поддержку конкурентных преимуществ
отечественной продукции, а также
повышение уровня жизни сельского
населения через создание условий
для развития растениеводства, животноводства,
рыбного хозяйства, переработки
сельскохозяйственного сырья и
пищевой промышленности, обеспечения
ветеринарно-санитарной и фи-тосанитарной
безопасности.
4. В соответствии
с интересами страны предстоит
осуществлять экспорт зерна в
основном пшеницы и ячменя, сочетая
его с импортом риса и зернобобовых.
При этом приоритетным направлением
во внешнеэкономической деятельности
Казахстана на зерновом рынке
является переход к формированию
новых взаимовыгодных экономических
отношений со странами СНГ
на базе создания свободного
экономического пространства и
развития общего зернового рынка
Содружества. В этих целях на
основе Соглашения об общем
аграрном рынке государств-участников
СНГ предстоит в ближайшие
годы разработать и принять
в рамках межгосударственной
программы по развитию общего
зернового рынка ряд нормативных
правовых документов: по согласованной
аграрной и зерновой политике,
ценовому регулированию на общем
зерновом рынке, формированию
специальных финансовых фондов,
обеспечивающих его устойчивое
функционирование.
С учетом различного
уровня развития производства зерна
в государствах Содружества, целесообразно
сочетание поддержки производителей
определенных видов зерна за счет
общих фондов и средств отдельных
стран СНГ. Такое сочетание финансирования
из двух источников прежде всего может
применяться в отношении таких
видов зерна, которые производятся
в отдельных странах, а вывозятся
во все остальные. Это - производимые
в России и Казахстане твердая
пшеница, в Средней Азии - рис, на
Украине и в Молдове - кукуруза,
на Украине - зернобобовые.
5. Для поддержания
относительно стабильного состояния
зернового рынка региональным
органам власти следует использовать
резервный фонд в двух направлениях:
в урожайные годы пополнять
резерв, скупая зерно на рынке,
тем самым предотвращая резкое
падение цен на него; в годы,
когда зерновой рынок не в
достаточной мере насыщен и
цены на зерно растут, зерно
из резерва должно поставляться
на рынок.
При определении
размера резервного фонда зерна
необходимо учитывать возможности
развития зернового хозяйства, вероятностные
закономерности в колебаниях урожайности
зерновых культур, которые в значительной
степени определяют объём резервного
фонда зерна.
Резервный фонд
будет гарантировать зерновую независимость
региона, обеспечивая удовлетворенный
региональный спрос на зерно и
продукты его переработки. Расчет цен,
по которым необходимо закупать зерно
в региональный резервный фонд, предлагается
осуществлять с помощью экономико-математической
модели. Использование данной модели
с прогнозными значениями производства
зерна, потребностями в нем на
фуражные и продовольственные цели,
расходов населения на покупку хлеба
и хлебобулочных изделий позволяет
определить равновесное значение цен
на зерно, обеспечивающих его производителям
заданный уровень рентабельности ведения
зерновой отрасли.
6. Костанайская
область является крупнейшим
зернопроизводящим регионом республики,
расположенным в Северном Казахстане.
На её долю приходится 22,3% пашни,
22,2% посевных площадей сельскохозяйственных
культур, в том числе 24,4% посевов
зерновых культур.
В 2008 г. область
произвела от общереспубликанского
объема свыше 30% зерна. В расчете
на душу населения производство зерна
составило 5371 кг при 987 кг в среднем
по республике и 4117 кг по северному
региону.
По размеру
душевого производства зерна область
уступала только СевероКазахстанской
области (6883 кг), но превосходила её по
объёму производства зерна. Кроме того,
область занимает 36% объема экспорта
зерна.
Производство
зерна в 2005-2009 гг. по сравнению с 1996-2000
гг. оно возросло на 2056,3 тыс. т, или
на 75,6%. В 2009 г. валовой сбор зерна
составил 4913,0 тыс. т. По сравнению с
2000 г. зерна намолочено больше на 1983,6
тыс. т, или на 67,7%. Увеличение производства
произошло из-за роста урожайности
зерновых культур на 6,7% и расширения
их посевов на 58,3%.
Структура производства
зерна на 92,4% представлена пшеницей
(против 69,3% в 1986-1990 гг.), на 5,5% ячменем (21,3%),
на 1,2% овсом (3,0%). На долю этих трех видов
зерна пришлось 99% общего объема его
производства против 93,6% в дореформенный
период. В области самой высокоурожайной
зерновой культурой является рожь.
7. Главная идея
концепции заключается в приоритетной
поддержке зерновой отрасли и
решающей роли государства в
развитии рынка зерна, направленной
на: увеличение за счет мобилизации
потенциала отечественного производства
его товарных ресурсов до уровня,
обеспечивающего надежное удовлетворение
потребностей страны в продовольственном,
фуражном и семенном зерне,
и его рациональное использование;
создание необходимых для гарантии
продовольственной безопасности
страны переходящих запасов и
резервных зерновых фондов; формирование
экспортных ресурсов зерна и
обеспечение его конкурентоспособности
на внутреннем и внешнем зерновых
рынках при минимизации издержек
обращения. Это требует решения
следующих основных задач: формирования
устойчивого спроса и соответствующего
ему предложения по объему, ассортименту
и качеству зерна; обеспечения
свободного перемещения товаропотоков
зерна и продуктов его переработки
по территории страны и государств
Содружества; формирования рыночных
цен на зерно в условиях
конкурентной среды; гарантии
сбыта товарного зерна на основе
государственной поддержки, обеспечивающей
необходимый уровень доходов
сельскохозяйственных товаропроизводителей
и других хозяйствующих субъектов
зернового рынка.
8. Главная задача
зернового рынка Казахстана заключается
в бесперебойном снабжении всех
регионов зерном, мукой, крупой, а
населения хлебом и хлебными
продуктами в широком ассортименте.
Для этого необходимо: наличие
адекватной условиям рыночных
отношений страны стабильной
законодательной базы, определяющей
комплексную систему государственных
экономических, организационных
и административных мер; организованное
и беспрепятственное перемещение
зерна от его производителей
к конечным потребителям; развитые
межотраслевые экономические отношения,
межрегиональные и межгосударственные
зерновые связи; обеспечение с
помощью государственной поддержки
необходимых условий для формирования
рыночной цены на зерно, окупающей
затраты основной части его
товаропроизводителей; наличие развитой
инфраструктуры зернового рынка;
наличие постоянно действующих
разного рода государственных
целевых программ по развитию
зернового рынка и отдельных
его сегментов; развитый механизм
страхования экономических рисков
при производстве и сбыте зерна.
9. Решение задач
развития отечественного зернового
рынка на основе обеспечения
эффективного государственного
регулирования связано с осуществлением
ряда мер по основным приоритетным
направлениям. Так, в области нормативного
правового обеспечения функционирования
зернового рынка необходимо в
первоочередном порядке разработать
и принять республиканскую целевую
программу восстановления и развития
зернового производства, которая
должна предусматривать долгосрочное
комплексное регулирование рыночных
процессов в производстве и
сбыте зерна. Предметом правового
обеспечения зернового рынка
должны стать меры по увеличению
товарных ресурсов зерна, развитию
рыночной инфраструктуры. Необходимо
всесторонне обосновать государственное
регулирование рынка земли, включая
предотвращение ее изъятия из
сельскохозяйственного производства,
хищнического и бесхозяйственного
использования.
10. Введение в
Казахстане института зерновых
расписок, в отличие от предыдущих
форм учета хранящегося зерна,
позволяет оптимизировать процессы
передачи прав собственности
на зерно, в том числе не
требуя обязательного присутствия
сторон на ХПП. Однако развитие
информационных технологий позволяет
улучшить существующий процесс
обращения зерновых расписок
и создать уже электронную
систему регистрации и контроля
за движением зерновых расписок
в режиме реального времени.
Создание и функционирование
данной системы позволит участникам
зернового рынка: во-первых, сократить
сроки, упростить процедуры при
подтверждении и перерегистрации
прав собственности на зерно;
во-вторых, организовать оперативный
учёт зерна с разделением по
областям, районам, элеваторам, хлебоприёмным
предприятиям, а также объёмам
зерна, находящегося на хранении
в разрезе отдельных видов;
в-третьих, осуществление постоянного
контроля за движением зерновых
расписок с целью создания
максимального уровня защиты
их держателей.