Разработка бизнес-плана торгового предприятия и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является освещение, анализ и выделение наиболее важных аспектов разработки бизнес-плана торгового предприятия

Задачами исследования являются:

Определить конкретные направления деятельности торгового предприятия, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели торгового предприятия, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться торговым предприятием потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Оценить соответствие персонала торгового предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Определить состав маркетинговых мероприятий торгового предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
Оценить материальное и финансовое положение торгового предприятия, соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
Предусмотреть трудности и “подводные камни”, которые могут помешать выполнению бизнес-плана

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес – плана торгового предприятия 5

Экономическая сущность разработки бизнес - плана
торгового предприятия 5

Методика оценки разработки бизнес - плана
торгового предприятия 9

Глава 2. Рекомендации по совершенствованию по разработки

бизнес-плана торгового предприятия 16

Глава 3. Проблемы разработки бизнес - плана торгового

предприятия и пути решения 22

Заключение 25

Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Разработка бизнес-плана торгового предприятия.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Разные  виды бизнеса обычно требуют отражения  в бизнес-планах совершенно (или  в значительной степени) неодинаковой информации в различных формах. Сравните, например, разработку и постановку на производство новой модели самолета и организацию небольшой частной парикмахерской. В обоих случаях специалисты, взявшиеся за осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Какие конкретные формы в бизнес-планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Кто это должен определить?

     Конечно же, сам коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволяет судить о выгодности для банка подключиться к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска.

     Что же не хватает в структурах зарубежных бизнес-планов? Для данной проблемы это очень важный и сложный  вопрос. Для современных российских условий принципиальное значение имеет ответ на вопрос, насколько принятые на Западе типовые структуры бизнес-планов подходят для составления бизнес-планов в России? Анализ значительного количества зарубежных методик разработки бизнес-планов позволяет представить типичную для них структуру, содержащую следующие разделы:

     1. Изложение целей деятельности

     2. Краткое описание бизнеса

     3. Анализ рынка

     4. Продукция (услуги)

     5. Организация производства

     6. Инвестиционный климат и риски

     7. Конкуренция

     8. Реализация продукции

     9. Управление и кадры

     10. Финансирование

     11. Приложения

     Насколько же эта структура подходит для  составления российских бизнес-планов? Так, сегодня в России можно наблюдать  попытки создания новых компаний по производству легковых автомобилей. Как правило, их инициаторы пытаются привлечь солидный иностранный капитал, без которого трудно обойтись. На первый взгляд кажется, что составить по западным стандартам интересный для инвесторов бизнес-план производства и реализации хороших автомобилей не сложно. Но это только на первый взгляд.

     Когда зарубежные бизнесмены передадут такой бизнес-план своим экспертам, то первым будет вопрос о потребительских свойствах будущих автомобилей. А наше понимание качества и отношение к нему им хорошо известны. Они знают, что у нас привыкли <качество продукции> как полную совокупность всех потребительских свойств изделия подменять <техническим уровнем>, отражающим всего несколько параметров. В результате огромному количеству отечественной продукции, не соответствовавшей мировым стандартам качества, присваивался «Знак качества».

     Поэтому в российском бизнес-плане его  разработчики обязательно должны показать, что они понимают существующую у  нас проблему качества и знают, как  ее можно решить в данном инвестиционном проекте. Именно в этом состоит одно из принципиальных отличий российского бизнес-плана от западного.

     Второй серьезный вопрос - себестоимость. Эксперты знают, что анализировать действительную себестоимость продукции, работая ранее в экономике с придуманной системой цен, плохо оплачиваемым трудом и варварским отношением к ресурсам, у нас не привыкли. И уж тем более не умеют практически заниматься управлением себестоимостью с целью доведения ее до необходимого уровня. Недаром методы функционально-стоимостного анализа (ФСА) так и не нашли массового применения в отечественном производстве. На Западе же практическое управление себестоимостью - дело абсолютно естественное. Поэтому другим принципиальным отличием российского бизнес-плана от западного является то, что его разработчики должны показать, что они знают, как справиться с управлением себестоимостью при реализации данного проекта и в состоянии обеспечить ее необходимый уровень.

     Наконец, третий вопрос (если ответы на два предыдущих - положительные) - о способности россиян, предлагающих участие в проекте, реализовать его на практике. Здесь имеют значение, во-первых, личные качества и опыт руководителей производств, берущихся за реализацию проекта; во-вторых, глубина и ясность видения ими будущего дела в деталях.

     В западной деловой среде все рассмотренные  аспекты принято безоговорочно соблюдать, как само собой разумеющееся. Поэтому обычно они не освещаются в специальных разделах. В России же соответствующие разделы необходимо внести в бизнес-планы, поскольку инвестору нужна полная ясность по всем трем аспектам.

       Все таки существует рекомендуемая структура Российского бизнес плана,таким образом, западные методики разработки бизнес-планов не могут применяться один к одному для российских условий ввиду существенно иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными разделами, в которых авторы должны показать:

     1. адекватное понимание проблемы качества и возможность (способность) ее решения;

     2. способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность за счет грамотного управления себестоимостью;

     3. ясное видение перспектив развития бизнеса и способность доводить начатое дело до конца.

     В результате адаптированный к российским условиям бизнес-план приобретает следующую  структуру:

     1. Цели деятельности

     2. Краткое описание бизнеса

     3. Анализ рынка

     4. Продукция (услуги)

     5. Организация производства

     6. Инвестиционный климат и риски

     7. Достижение необходимого качества

     8. Обеспечение конкурентоспособности

     9. Реализация продукции

     10. Управление и кадры

     11. Финансирование

     12. Эффективность бизнеса и возможные  перспективы

     13. Приложения

     Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за счет включения  разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное  рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.

     Разработчикам следует включать в разделы своих  бизнес-планов все, что считают нужным и полезным, имея в виду, что строгого государственного стандарта ни на форму  бизнес-плана, ни на содержание его  разделов в России, вероятно, не будет никогда. Да это, видимо, и не нужно. Развиваются бизнес, его технологии и организация, развивается и методология планирования реализации проектов. Следовательно, понятие «качественный бизнес-план» всегда будет относиться к какому-то конкретному моменту времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы разработки бизнес - плана торгового предприятия и пути решения 

     Одной из главных проблем при разработке бизнес-плана оказывается неадекватная оценка предпринимателем возможности  выделения ему кредитных ресурсов банком. Еще одной проблемой является недостаточное изучение спроса на продукцию, которую предприниматель планирует продавать в данном регионе. Должен быть проведен надлежащий объем качественных и количественных маркетинговых исследований в целях определения основных сегментов рынка, а также, должно быть достигнуто понимание направления движения этих сегментов. Соразмерно результатам измерения спроса на продукцию в бизнес-план должна быть корректно занесена мощность будущего предприятия. Сегодня достаточно часто встречаются примеры строительства исполинских по размеру предприятий в регионах, спрос внутри которых составляет лишь 10% от проектной мощности предприятия. Остальной объем выпускаемой предприятием продукции приходится экспортировать в соседние регионы, увеличивая при этом расходы на транспорт и логистику, что постепенно снижает рентабельность бизнеса. Серьезной проблемой при составлении бизнес-плана является неадекватная оценка предпринимателем кредитной нагрузки на будущий бизнес. В начале процесса разработки прогнозной финансовой документации инициатор проекта, как правило, даже не представляет, что рентабельность его бизнеса может и не позволить расплачиваться с обязательствами по выплате процентов и тела кредита. Это становится очевидным в ходе расчета финансовой модели. Поэтому едва ли Вам стоит слепо соглашаться на предоставление Вашему бизнесу кредита, без проведения оценки финансовой состоятельности инвестиционного проекта с учетом наложения банковских платежей. Важной составляющей является команда, которая сначала будет запускать проект, а в последствии будет им управлять. Это должен быть не просто перечень должностей и окладов, указываемый в разделе заработной платы бизнес-плана, а список конкретных людей, которые являются специалистами в своей области, и которые уже дали свое согласие на участие в рассматриваемом проекте. Важным аспектом при составлении бизнес-плана является подход к формированию выручки. Весь бизнес необходимо разделить на доходные статьи и корректно с помощью правильных формул описать, как каждая доходная статья формирует выручку, и какой частью выручки на каждом этапе жизни проекта эта доходная статья является. Корректное описание и обоснование выручки упрощает презентационный материал, который инициатор проекта впоследствии должен будет предоставить потенциальному инвестору на рассмотрение. В бизнес-планах очень часто предприниматели допускают ошибку, позиционируя переменные издержки в качестве постоянных. При росте или уменьшении объема производства ряд издержек ведет себя неоднозначно, а это значит, что при разработке бизнес-плана, потребуется описать изменение издержек (как правило, прямых) специальными формулами, в которых будет описана взаимосвязь роста или снижения той или иной издержки от изменения того или иного параметра. Очень часто в бизнес-плане бизнесменами не учитываются местные налоги, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, затраты времени, которые необходимо понести для того, чтобы приступить к строитльно-монтажным работам. Также далеко не редкостью является отсутствие проведения предпринимателем анализа чувствительности бизнес-плана на предмет устойчивости его сценариев при изменении ключевых факторов проекта. Отсутствие анализа чувствительности делает проект статическим и не дает инвестору информацию о том, что произойдет с ключевыми показателями финансовой эффективности бизнес-плана, произойди во внешней или внутренней среде компании различного рода перемены, как в лучшую, так и в худшую сторону. Помимо простых показателей эффективности в рамках бизнес-плана должны быть рассчитаны также и дисконтированные показатели финансовой эффективности, которые отразят финансовый эффект, продуцируемый проектом с учетом проявления рисков проекта на стадии предынвестирования, инвестирования, запуска и операционной деятельности. Важным моментом, который часто упускается при построении финансовой модели будущего предприятия, является правильный учет инфляционной составляющей, поскольку очень часто темп роста определенных издержек достаточно высок или подчиняется определенной сложной формуле, которую крайне необходимо учесть в расчете, особенно если горизонт расчета проекта достаточно высок и превышает 3-5 лет. В итоге, отметим главное заблуждение, с которым сталкиваются предприниматели при подготовке финансовой документации на кредитный комитет в банк: наличие грамотно составленного бизнес плана еще не гарантирует получение кредитных средств. Это является хоть и важным, но не единственным критерием, которым руководствуются члены кредитного комитета при рассмотрении Вашей заявки во время заседания. Не менее важным является состояние Вашей текущей бухгалтерской отчетности, наличие залогового окружения, поручительство, аффилированность и другие факторы, которые складываясь вместе, приводят к положительному решению относительно кредитования вашего инвестиционного проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Бизнес-план – это документ, который описывает  все основные аспекты будущего коммерческого  дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес – плана являются:

  • приватизация объектов государственной и муниципальной собственности
  • осуществление инвестиционных проектов
  • реализация отдельных коммерческих операций
  • эмиссия ценных бумаг
  • определение перспектив развития фирмы
  • проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство)
  • финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса

       Бизнес – план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия.

  1. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес-план – лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием.
  2. На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес – плана начнёт восприниматься как нечто абсурдное и вызове настороженное со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес – плана обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
  3. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.
  4. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца .
  5. Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.
  6. Бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу.
  7. Придаёт бизнесу целенаправленность, т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.
  8. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям.
  9. В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.

     Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять  разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

     Бизнес-план помогает решить 4 основные задачи:

  1. Изучить ёмкость рынка
  2. Оценить затраты
  3. Обнаружить «подводные камни»
  4. Определить финансово-экономические показатели

       Также о бизнес-плане можно сказать, что это постоянно действующий документ, в который вносят изменения и дополнения.  

Список  используемой литературы 

1. Анализ  финансовых показателей деятельности  предприятий // под ред. проф. Бакунина  Л.С. – СПб.: Книжник. 2005

2. Артеменко  В.Г., Беллендер М.В. Финансовый  анализ. – М.: ДИС, 2007

3. Бабич  А.М.. Павлова Л.П. Корпоративные  финансы: Учебник для вузов.  – М.: Финансы. ЮНИТИ. 2005

4. Балабанов  И.Т. Основы финансового менеджмента:  Учеб. Пособие. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006

5. Бланк  И. А. Финансовый менеджмент: Учебный  курс.- К.: Ника-Центр, Эльга – 2005

6. Большаков  С.В. Финансы предприятий: Теория  и практика: Учебник для вузов.  – М.: Книжный мир, 2006

7. Парушина Н. В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Бухгалтерский учёт. – 2006. - № 3.- с. 72 – 78

8. Кривоносов Л.В. Использование денежных средств предприятий. – М.: Инфра-М. 2006

9. Лапина В.П. Мартынов А.Ю. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия: практическое пособие. – СПб.: Финансист. 2005

10. Потапов А.Л. Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы// Финансовый менеджмент. – 2006. -№1. –с. 35-43

11. Методика разработки финансового плана предприятия: практическое руководство. – М.: Менеджмент и маркетинг. 2006 

Информация о работе Разработка бизнес-плана торгового предприятия и пути решения