Различные ситуации попадания товаров на территорию России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать действующую систему налогообложения импорта товаров в Российской Федерации с точки зрения реализации регулирующей и фискальной функций основных налоговых инструментов и посмотреть, какие на сегодняшний день есть перспективы для ее дальнейшего развития.

Содержание

Стр.
Введение 3
1. Таможенные пошлины и сборы и их роль в формировании доходной части бюджета РФ 5
2. Налоги в новом таможенном союзе 9
3. Новые правила исчисления и уплаты НДС при внешнеторговых операциях 17
4. Различные ситуации попадания товаров на территорию России 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая налог на импорт.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     При ввозе товаров из Белоруссии или  Казахстана налог уплачивается налоговой  инспекции по месту постановки на учет российской компании. Это правило  было введено в протокол по аналогии с правилами, которые действовали по Соглашению с Республикой Беларусь от 15 сентября 2004 года. В принципе, Трехстороннее соглашение и писалось на основе того документа. Но есть существенные отличия.

     Во-первых, предусмотрен другой порядок определения налоговой базы. Раньше, по старому Соглашению с белорусскими поставщиками, налоговая база при ввозе определялась как стоимость товаров с учетом расходов на их транспортировку, страховку, тару, если она не подлежала возврату. На практике выходило, что и компаниям, и налоговым инспекциям было достаточно проблематично определять, какая именно сумма относится к транспортировке, страховке и другим затратам [16].

     Трехстороннее соглашение эти проблемы устранило, упростив определение налоговой  базы при ввозе товаров. Она определяется как стоимость товаров на основании цены сделки, которая подлежит уплате поставщику.

     Если  компания пользуется услугами сторонней  организации по транспортировке, не уплачивая ничего дополнительно  казахстанскому или белорусскому поставщику, то налоговая база – это только цена сделки по оплате товара.

     Второе  важное изменение заключается в  том, что Трехстороннее соглашение распространяется на все товары, вне  зависимости от того, происходят они  с территории РФ или любой другой страны. Нужно только чтобы они были выпущены в свободное обращение на территории одной из трех стран Таможенного союза. В старом российско-белорусском соглашении необходимо было, чтобы товары происходили с территории одной из двух стран.

     Представим некоторые таможенные процедуры, при которых НДС уплачивается.

     Основная, самая частая процедура – это  выпуск для внутреннего потребления. Ее регламентирует глава 30 Таможенного  кодекса Таможенного союза. Между  собой принято называть эту процедуру «импорт». Товары, которые помещаются под процедуру, ввозятся на территорию РФ с полной уплатой НДС. Подразумевается, что эти товары не будут вывозиться из России. То есть будут использоваться на территории страны. Очень редко в таких ситуациях налогоплательщик уплачивает НДС самостоятельно, обычно в процедуре участвуют таможенные брокеры. Либо, если говорить о приобретении через комиссионера, при ввозе товаров из стран дальнего зарубежья возможна оплата налога комиссионером по поручению комитента. При ввозе товаров из стран Таможенного союза такой возможности нет. Очень важно запомнить это различие.

     При соблюдении ряда условий в дальнейшем НДС можно принять к вычету. Условия перечислены в статьях 171 и 172 НК РФ. Думаю, их все должны знать. Но на всякий случай перечислю. Конечно, должны быть все первичные документы. Товар должен быть ввезен налогоплательщиком НДС, использоваться для облагаемых операций и принят к учету. Нужно обратить внимание: здесь не играет роли момент перехода права собственности от иностранного продавца к российскому покупателю. Принятие товара на учет в данном случае – это его оприходование.

     В последнее время можно нередко услышать от налогоплательщиков о том, что наша таможенная служба применяет корректировки таможенной стоимости. Сразу при прохождении таможенного оформления товара спорить с сотрудниками ФТС практически бесполезно. Разницу по подкорректированной стоимости надо заплатить, а уже потом, при желании, обращаться в суд. Конечно, если для компании это принципиальный вопрос и она категорически не согласна с произведенными корректировками.

     Суды  нередко встают на сторону компаний. Можно даже сказать, что для налогоплательщиков судебная практика по корректировке  таможенной стоимости складывается демократично.

     Компания, решившаяся на судебное разбирательство, имеет право принять к вычету сумму налога с учетом корректировки. Если суд принимает сторону налогоплательщика, придется пересчитать и подкорректировать налоговый вычет. В этом случае надо вернуться в тот налоговый период, когда налог принимался к вычету, подать за тот период «уточненку» и уменьшить вычет. К сожалению, другого способа нет [14].

     Глава 35 ТК ТС описывает процедуру переработки  вне таможенной территории. Под нее  помещаются товары, которые ранее  вывозились с территории РФ для переработки в прямом смысле слова, а также для ремонта, монтажа или демонтажа. Таможенный кодекс Таможенного союза приравнивает эти процессы к переработке, к примеру, давальческого сырья.

     При ввозе товаров в процедуре  переработки вне таможенной территории применятся полное или частичное освобождение от НДС. Полное может быть применено только в случае, если переработка носила безвозмездный характер. Объясню на примере. Предположим, оборудование, которое российская компания закупила у иностранного производителя, сломалось. По гарантии его может починить зарубежный контрагент. И наш налогоплательщик отправляет оборудование в другую страну, чтобы его там отремонтировали. В этом случае происходит полное освобождение от НДС.

     Частичное освобождение от налога при этой процедуре означает, что НДС уплачивается не со всей стоимости товара, ввезенного в Россию, а только со стоимости переработки. То есть с той суммы, которую компания перечислила иностранному партнеру. К вычету налог принимается в общеустановленном порядке.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Различные ситуации попадания товаров на территорию России

     Особое внимание необходимо обратить на статью 2 протокола о порядке взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в Таможенном союзе. В подпунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5 фактически перечислены пять случаев попадания товаров на территорию России. Рассмотрим каждый из этих подпунктов.

     Самый простой из этих подпунктов – 1.1. Он говорит о том, что, если товар  поставляется по договору, заключенному между двумя налогоплательщиками  государств Таможенного союза, НДС уплачивается на территории того, куда он ввозится. Здесь вот какой нюанс. Чтобы были соблюдены требования протокола, товар должен следовать с территории одного государства Таможенного союза на территорию другого государства – члена этого же союза.

     В целом при применении протокола  надо помнить, что в цепочке могут  быть задействованы и участники  из других иностранных государств. Не важно, как заключен договор. Важно, что товар идет «из – в», не пересекая внешний контур Таможенного союза.

     В пунктах 1.2 и 1.3 рассматриваются более  сложные ситуации. Когда, к примеру, товар с территории Казахстана попадает в Россию, но в договоре участвует  в качестве комиссионера, покупателя или продавца белорусская компания. Когда создавался протокол для Таможенного союза, предполагали, что таких ситуаций будет немного. Оказалось, что это не так. Поэтому расскажу, как в таких случаях правильно поступать с НДС.

     Рассмотрим  пример более конкретно. Белорусская  компания заключает с резидентом Республики Казахстан договор на приобретение у него зерна. Далее белорусская сторона поручает казахстанской компании произвести отгрузку зерна в РФ, где есть конечный российский покупатель. Получается, что в сделке участвуют три стороны из разных государств Таможенного союза, но товар движется только между двумя странами. В этом случае НДС уплачивается в государстве, куда пришел товар, его собственником. В нашем случае это Россия. Если иное не предусмотрено законодательством. Эта оговорка очень важна. С Россией все просто. У нас иное не предусмотрено. А вот если компания торгует с партнерами из стран Таможенного союза, при ввозе товаров в Белоруссию или Казахстан, если в договоре участвуют посредники, налог уплачивают именно они. Это особенность законодательства двух республик [9] .

     В описанном примере нулевую ставку будет подтверждать компания из Казахстана.

     Пункт 1.4 протокола сложен для понимания  и нечасто встречается на практике. Это ситуация, когда компания страны Таможенного союза приобретает  товары, ранее импортированные на ее территорию резидентом другого члена Трехстороннего соглашения. Например, крупные торговые дома Белоруссии реализуют свои товары через склады, расположенные на территории РФ. То есть сначала товар свозится в концентрационные склады к нам, а уже потом оттуда продается по России. НДС в таких случаях платит компания, на территорию страны которой импортированы товары и которая их приобрела.

     Пункт 1.5 говорит о ситуациях, когда  договор заключен между компанией  государства Таможенного союза  и контрагентом из страны, которая в него не входит. Но при этом товары импортируются из другой страны, которая входит в Трехстороннее соглашение. Предположим, иностранная компания приобрела товар в Казахстане и поручила отвезти его в Россию. НДС должен заплатить российский покупатель. Получается, что здесь российская компания выступает не налоговым агентом, как это было бы, если бы товар принадлежал предприятию из стран дальнего зарубежья. Иностранная компания представляет российскому контрагенту информационное сообщение, на основании которого он заполняет декларацию, заявление о ввозе товаров и платит НДС.

     Налог нужно заплатить не позднее 20-го числа месяца, который следует  за месяцем принятия товара на учет. Либо же, если говорить о лизинге, –  месяца, в котором наступил срок платежа по договору, предусматривающему переход права собственности на товары.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В вопросах   импорта в Российской  Федерации,  как  и  во  всей  экономике  страны, происходят  глубокие  изменения. От государства в данной  ситуации  требуется создание  таких условий функционирования,  которые бы  способствовали  реализации  целей внешнеэкономической политики  страны. Немаловажную  роль  здесь должна  сыграть грамотно  построенная система налогообложения  импорта  товаров.

     Основным   инструментом  налогообложения   импорта  товаров  в  Российской  Федерации  является  таможенная  пошлина,  которая,  по  сути,   представляет собой  косвенный  налог,  взимаемый  государством  с  товаров,  провозимых  через  национальную  таможенную  границу.   Основное  значение,  возложенное  государством  на  этот  налог,  -  регулирование  ввоза  товаров,  в  том  числе  для  защиты  внутреннего  рынка  Российской  Федерации. В  Российской  Федерации таможенные  пошлины  уплачиваются  в  соответствии  с  установленными  ставками,  тарифными  льготами и  преференциями,  изменяемыми  и  отменяемыми  в  соответствии  с  Законом  “О  таможенном  тарифе”.  В  данном  законе  сформулированы  основные  принципы  таможенно-тарифного  регулирования  в  Российской  Федерации.  Закон  прелполагает  дифференциацию  ставок  импортных  таможенных  пошлин  в  зависимости  от  страны  происхождения  товаров,  степени  обработки  изделий.  Кроме  того,  разрешается   введение  специальных,  антидемпинговых  и  компенсационных  пошлин  для  защиты  национальных  экономических  интересов.

     Характерной  чертой   российской  системы  налогообложения  импорта  товаров  является  существование  “внешних”  налогов,    начисляемых  и  взимаемых  при ввозе   товаров.  К  таким  налогам  относятся   акцизы  и  налог  на  добавленную  стоимость.  Данные  косвенные   налоги,  наряду  с  фискальной, призваны  выполнять  и  протекционистские  задачи,  например    ставки  акцизов  по  подакцизным  товарам,  ввозимым  на  территорию  РФ,  должны  устанавливаться  с  учетом  обеспечения  защиты  отечественных  производителя  и  потребителя  и  сохранения  конкурентоспособности  отечественных  товаров.  То  же  самое  можно  сказать  и  о  налоге  на  добавленную  стоимость.

     На  сегодняшний  день  перспективы  налогообложения  импорта  товаров   определяются  главным  образом  динамикой  импортных  таможенных  пошлин,  поскольку  они   являются  более  гибким  инструментом,  нежели  налог  на  добавленную  стоимость  и  акцизы,   и   по  своему  экономическому  назначению  призваны  выполнять  роль  регулятора  внешней  торговли. 

     Динамика  уровня  таможенных  пошлин  свидетельствует  о  том,  что их  ставки  не  только  не  уменьшились,  но  и  значительно  возросли.  Можно  сказать,  на  сегодняшний  день  таможенный  тариф  преследует  главным  образом  фискальные  цели. Однако  существуют  пределы,  которые  не  позволят  бесконечно  использовать  этот  источник  поступления  денег  в  бюджет.  Самый  главный  предел  -  это  низкий  платежеспособный  спрос   населения,  которое  просто  перестанет  покупать  импортные  товары  по  высоким  ценам.  Кроме  того,  ситуация  сложилась  таким  образом,  что  практически  ничем  не  ограниченный  ввоз  иностранных товаров в  течение  нескольких  лет  буквально  поставил  на  колени  наши  отечественные  предприятия.  В  этих  условиях  увеличение  ставок  пошлин  не  даст  ничего,  кроме  роста  цен,  так  как  из-за  низких  издержек  производства  импортные  товары  все  равно  останутся  более   конкурентоспособными,  нежели  отечественные.

     От  государства  на  сегодняшний  день  требуется  принятие  кардинальных  мер:   если оно  действительно  хочет  изменить  ситуацию,  в  которой  импорт  грозит  подорвать  отечественную  промышленность,  то  следует  использовать  меры  нетарифного  вмешательства  ( например,  количественные  ограничения  на  ввоз  определенных  товаров,  аналоги  которых  производятся  в  Российской  Федерации ). 

Информация о работе Различные ситуации попадания товаров на территорию России