В отличие от национализации
1982 года приватизация 1986 года не
стала единовременным актом, связанным
исключительно с приходом к
власти правоцентристского правительства.
Она приобрела характер долговременного
стратегического курса, которого
придерживались все правительства
Франции, в открытой форме или
де-факто, независимо от их
политической ориентации.
У этой приватизации
существует внутренняя противоречивость:
приватизация вовсе не означает
«ухода» государства из экономики,
хотя формально приводит к
сокращению размеров государственной
собственности. При проведении
приватизации правительства разной
политической ориентации всегда
старались сохранить в своих
руках (или даже увеличить)
рычаги контроля и управления
экономическими процессами. Это
очень важно для соблюдения
законов ее проведения, так как
соблазн расхищения государственной
собственности во время приватизации
особенно велик. Все мероприятия
по приватизации тщательно и
порой долго готовились, просчитывались
различные варианты и возможности,
а в послеприватизационный период
государство продолжало наблюдать
за деятельностью переданных
в частные руки предприятий
с тем, чтобы не допустить
их перепродажи. Государством
принимались меры, ограничивающие
сосредоточение капитала приватизируемых
компаний в одних руках, а
также ограничивающие участие
в их капитале иностранных
инвесторов.
Политика приватизации
имела свои плюсы и минусы.
Далеко не всегда, как свидетельствуют
приведенные факты, она способствовала
повышению эффективности и нередко
приводила к обострению социальных
конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности
хозяйственного механизма, которую
пытались решать через приватизацию,
отнюдь не зависит напрямую
от масштабов государственной
собственности, степени административного
вмешательства и регулирования.
За пять лет было
приватизировано 29 промышленных
фирм и банков. Приватизация во
Франции охватила, прежде всего,
конкурентные, высокорентабельные
отрасли. Работникам приватизируемых
предприятий досталось по льготной
цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции
имела четко выраженный фискальный
характер. Государство продавало
свою собственность по значительно
более высоким ценам по сравнению
с компенсационными платежами
при национализации. В итоге государство
выручили 71 миллиардов франков, значительная
часть этой суммы пошла на
погашение государственного долга.
Французская приватизация привела
к росту численности акционеров
– к концу 80-х годов она
достигла 6 миллионов, т.е. собственником
акций стал каждый шестой житель
страны старше 18 лет.
2.3. Приватизация в Германии
Возрождение предпринимательства
в первый период времени после
Второй мировой войны шло в
восточных землях в нескольких
формах. Это и создание новых
фирм, и реприватизация, и организация
совместных предприятий при участии
западного капитала и бывших
народных предприятий. Своего рода
переходной мерой является децентрализация
управления в рамках бывших комбинатов,
в результате чего прежние государственные
предприятия начинают действовать как
свободные производители в рыночной среде.
Сразу же после объединения
Германии было подано около
6000 заявок о выкупе предприятий
их бывшими владельцами. При
полном выкупе хозяйства предприятия
имели возможность получить кредит
у Немецкого кредитного банка
под залоговую стоимость земельного
участка. Кредиты на модернизацию
можно было получить по линии
«Программы возрождения Европы».
Хозяйство ГДР структурно
было организовано в 250 комбинатов,
в которых в свою очередь
входило около 8000 предприятий.
После объединения Германии все
они были переданы под управление
ведомства по реорганизации и
приватизации, называемого Попечительским
или Опекунским советом. Но
не все предприятия могли быть
приватизированы. Поэтому параллельно
с приватизацией были и другие
подходы поиска эффективного
управления.
Первым путем был
роспуск комбината: входящие в
него предприятия получали полную
самостоятельность, выбирали директоров
и действовали на свой страх
и риск. Второй путь – превращение
комбината в штаб – квартиру
с координационными и поддерживающими
функциями, которые предприятию
выгодно делегировать такого
рода центру. Третий путь –
это создание холдингов вместо
прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в
ГДР был издан закон об учреждении
и деятельности частных предприятий
и об участии в капитале, где
определялись условия приватизации.
После того как обозначились
временные рубежи объединения,
понадобилось примерно 4 месяца, чтобы
завершить формирование правовой
базы для приватизации восточногерманских
предприятий. Договор о создании
валютного, экономического и социального
союза между ФРГ и ГДР от
18 мая 1990 года учреждал Опекунский
совет по управлению государственным
имуществом. К нему переходил
государственный долг ГДР в
том объеме, в каком он мог
быть погашен будущими доходами
от реализации государственного
имущества. Оставшаяся задолженность
распределялась между новыми
восточными землями.
При анализе деятельности
предприятий выяснилось, что лишь
8 % рабочих мест являются рентабельными,
а производительность труда в
ГДР составляла менее 30 % от
западногерманского уровня. Тем
не менее, к концу 1994 года, когда
попечительское ведомство завершило
свою деятельность, удалось приватизировать
или вернуть прежним владельцам
около 20000 предприятий, преимущественно
производственных. При этом в
договорном порядке были получены
гарантии создания 1,5 миллиона рабочих
мест и выделения инвестиций
на сумму 210 миллиардов марок.
Как показывает текущая проверка
выполнения гарантий, данных предприятиями,
в среднем было создано больше
рабочих мест и вложено инвестиций,
чем это предусматривалось договорами.
После Попечительского
совета были созданы другие
организации, которые занимаются
приватизацией оставшихся в руках
государства производственных предприятий
и контролируют выполнение договоров,
заключенных с инвесторами.
2.4. Приватизация в Испании
В Испании государственный
сектор экономики за последние 15-20 лет
значительно сократился. Если в середине
70-х годов его доля в общем объеме валового
внутреннего продукта страны составляла
более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас
– чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных
предприятий осуществляется уже почти
20 лет.К государственному сектору экономики
еще совсем недавно относилось большинство
промышленных предприятий Испании. Вся
электроэнергия в стране производилась
на государственных электростанциях компании
«ЭНДЕСА». Государственными были – весь
используемый в стране газ, 65 % угля и почти
90% стали. Полностью в руках государства
находилась телефонная связь.
К государственному
сектору экономики относились
также сеть лучших гостиниц, ведущие
туристические агентства и даже
гольф-клубы. Разумеется, весь общественный
транспорт в стране, кроме такси, был государственным.
И весь этот гигантский
сектор национальной экономики,
включавший в себя более половины
всех предприятий Испании, управлялся
из одного центра – так называемого
Национального Института промышленности.
По сути, это было одно грандиозное
министерство. Впрочем, такая структура
экономики, созданная во времена
диктатуры генерала Франко, вполне
соответствовала тогдашнему авторитарному
режиму. Франко пришел к власти
в Испании в 1939 году в результате
военного мятежа и трехлетней
гражданской войны. Но лишь
в 50-е годы его правительство
обратилось к национальной экономике,
пришедшей к тому времени в
полный упадок. Частный капитал
был весьма слабым, в стране
преобладало мелкое производство.
Но диктатор особо и не доверял
ни частной инициативе своих
сограждан, ни иностранному капиталу,
и делал главную ставку на
свое государство. В те годы,
ведущие промышленные предприятия
национализировались одно за
другим. Легкой промышленностью
и сельским хозяйством генерал
Франко практически не занимался.
И сельское хозяйство Испании
оставалось традиционным: на юге
преобладало крупное частное
землевладение, на севере –
мелкое.
Диктаторский режим
прекратился после смерти Франко
в 1975 году, затем наступил «переходный
период», когда были заложены
основы демократически преобразований.
Приватизацию государственной собственности
в Испании начала Социалистическая
Рабочая Партия, стоящая на позициях
социал-демократии и близкая по
идеологии, например, немецким социал-демократам.
Эта партия находилась у власти
почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы.
Примечательно, что именно левая
партия начала приватизацию, поскольку
даже ее лидеры убедились, что
альтернативы не существует.
Сменившая социалистов
в 1996 году и находящаяся по
сей день у власти в Испании
правоцентристская Народная Партия
продолжила приватизацию. Продажа
государственных предприятий –
один из основных пунктов экономической
программы нынешнего председателя
правительства Испании Хосе-Мария
Аснара. По своим взглядам он близок немецким
христианским демократам.
Разногласий по поводу
приватизации промышленных предприятий
в испанском обществе практически
не было. Против этого не возражали
даже коммунисты – третья по
влиянию политическая партия
в Испании. Все ведущие политические
силы страны, представленные в
национальном парламенте, сходились
в том, что роль государства
в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем,
что разногласий по поводу
приватизации не существует вовсе.
Но они затрагивают в основном
социальную сферу – здравоохранение
и образование. Здесь также
давно присутствует частный сектор:
многочисленные частные школы и университеты,
развитая сеть частных клиник и консультаций.
Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему
сохраняет за собой государство. Частный
сектор пока не в состоянии решить всех
существующих в социальной сфере проблем.
Ведь он всегда ориентирован на получение
прибыли, а медицинское обслуживание,
также как и общественный транспорт, должны
быть общедоступны. В Испании и национальная
железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока
остается в полной собственности государства,
как и городской транспорт – автобусы
и метро.
Что касается общественного
транспорта, то после многочисленных
парламентских дебатов, в Испании
началась приватизация национальной
авиакомпании «Иберия». Автобусные
междугородние перевозки уже
приватизированы. Практически все
отрасли топливно-энергетического
комплекса и телефонная связь
также приватизированы.Например, бывший
монополист, государственная нефтегазовая
международная «Бритиш Петролеум».
Что касается других
крупных монополий, то, скажем, приватизация
национальной телефонной компании
«Телефоника» была полностью завершена
еще в 1996 году. Полностью приватизирована
и другая крупнейшая государственная
монополия – национальная энергетическая
компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны,
в собственности государства
по-прежнему остаются самые крупные
в стране угольные шахты «УНОСА»,
в провинции Астурия, на севере.
Их приватизация пока нереальна
– шахты убыточны, а просто
закрыть их государство не
может. Без работы сразу скажутся
сотни людей. Поэтому испанское
правительство считает пока более
целесообразным предоставление
дотаций этим шахтам, так как
не в состоянии решить проблему
переквалификации и трудоустройства
шахтеров в этом угольном регионе.
Как же осуществляется
контроль за предприятиями стратегических
отраслей? Как правило, государство владеет
в этих компаниях так называемой «золотой
акцией», дающей право блокировать любое
нежелательное, с точки зрения правительства,
решение акционеров. Кроме того, ни испанская,
ни зарубежная компания, не может купить
сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия,
относящегося к числу стратегических,
без специального разрешения правительства
Испании. Существует специальная, подотчетная
парламенту, государственная Комиссия
по приватизации, которая контролирует
весь процесс продажи государственных
предприятий. В среднем крупнейшие предприятия
в Испании продаются в течение 5-8 лет.
3. Особенности разгосударствления
и приватизации в Республике
Беларусь.
Разгосударствление и
приватизация государственной собственности
является одним из важнейших
направлений перехода экономики
Республики Беларусь к рыночным
отношениям. Переход к рыночным
отношениям и эффективное функционирование
рыночного механизма самоуправления
возможны только при условии,
когда основная часть товаропроизводителей-предприятий
будет обладать свободой хозяйственной
деятельности и предпринимательства.
Когда они будут иметь право
для использования принадлежащего
им арендного или переданного
в пользование имущества, самостоятельно
определять производственную программу,
выбирать поставщиков и потребителей,
назначать цены, распоряжаться прибылью,
остающейся после уплаты налогов,
решать другие вопросы, связанные
с хозяйственной деятельностью
и развитием производства. Именно
в условиях рыночной экономики
и действуют положения, обеспечивающие
формирование возможностей для свободного
выбора форм собственности и хозяйствования
путём разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление экономики в нашей
республике - это процесс формирования
многоукладной, смешанной экономики, децентрализация
управления, освобождение государства
от функций прямого хозяйственного управления.