Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших условий формирования социально-ориентированной рыночной экономики является преобразование отношений собственности посредством разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Цель работы: рассмотрение сущности разгосударствления и приватизации собственности, причин вызвавших реформирование собственности, а также выявление особенностей и подведение итогов разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация……............................................................................................................4
1.1. Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием
1.2 Сущность и формы приватизации
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах………………………………………………………………13
2.1 Опыт приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах
2.2. Приватизация во Франции
2.3. Приватизация в Германии
2.4. Приватизация в Испании
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь..................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Разгосударствление и приватизация.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

 В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не  стала единовременным актом, связанным  исключительно с приходом к  власти правоцентристского правительства.  Она приобрела характер долговременного  стратегического курса, которого  придерживались все правительства  Франции, в открытой форме или  де-факто, независимо от их  политической ориентации.

 У этой приватизации  существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает  «ухода» государства из экономики,  хотя формально приводит к  сокращению размеров государственной  собственности. При проведении  приватизации правительства разной  политической ориентации всегда  старались сохранить в своих  руках (или даже увеличить)  рычаги контроля и управления  экономическими процессами. Это  очень важно для соблюдения  законов ее проведения, так как  соблазн расхищения государственной  собственности во время приватизации  особенно велик. Все мероприятия  по приватизации тщательно и  порой долго готовились, просчитывались  различные варианты и возможности,  а в послеприватизационный период  государство продолжало наблюдать  за деятельностью переданных  в частные руки предприятий  с тем, чтобы не допустить  их перепродажи. Государством  принимались меры, ограничивающие  сосредоточение капитала приватизируемых  компаний в одних руках, а  также ограничивающие участие  в их капитале иностранных  инвесторов.

 Политика приватизации  имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют  приведенные факты, она способствовала  повышению эффективности и нередко  приводила к обострению социальных  конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности  хозяйственного механизма, которую  пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую  от масштабов государственной  собственности, степени административного  вмешательства и регулирования. 

 За пять лет было  приватизировано 29 промышленных  фирм и банков. Приватизация во  Франции охватила, прежде всего,  конкурентные, высокорентабельные  отрасли. Работникам приватизируемых  предприятий досталось по льготной  цене лишь 10 % капитала.

 Приватизация во Франции  имела четко выраженный фискальный  характер. Государство продавало  свою собственность по значительно  более высоким ценам по сравнению  с компенсационными платежами  при национализации. В итоге государство  выручили 71 миллиардов франков, значительная  часть этой суммы пошла на  погашение государственного долга.  Французская приватизация привела  к росту численности акционеров  – к концу 80-х годов она  достигла 6 миллионов, т.е. собственником  акций стал каждый шестой житель  страны старше 18 лет. 

2.3. Приватизация в Германии 

 Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в  восточных землях в нескольких  формах. Это и создание новых  фирм, и реприватизация, и организация  совместных предприятий при участии  западного капитала и бывших  народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

 Сразу же после объединения  Германии было подано около  6000 заявок о выкупе предприятий  их бывшими владельцами. При  полном выкупе хозяйства предприятия  имели возможность получить кредит  у Немецкого кредитного банка  под залоговую стоимость земельного  участка. Кредиты на модернизацию  можно было получить по линии  «Программы возрождения Европы»

 Хозяйство ГДР структурно  было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь  входило около 8000 предприятий.  После объединения Германии все  они были переданы под управление  ведомства по реорганизации и  приватизации, называемого Попечительским  или Опекунским советом. Но  не все предприятия могли быть  приватизированы. Поэтому параллельно  с приватизацией были и другие  подходы поиска эффективного  управления.

 Первым путем был  роспуск комбината: входящие в  него предприятия получали полную  самостоятельность, выбирали директоров  и действовали на свой страх  и риск. Второй путь – превращение  комбината в штаб – квартиру  с координационными и поддерживающими  функциями, которые предприятию  выгодно делегировать такого  рода центру. Третий путь –  это создание холдингов вместо  прежних производственных объединений. 

 В марте 1990 года в  ГДР был издан закон об учреждении  и деятельности частных предприятий  и об участии в капитале, где  определялись условия приватизации.

 После того как обозначились  временные рубежи объединения,  понадобилось примерно 4 месяца, чтобы  завершить формирование правовой  базы для приватизации восточногерманских  предприятий. Договор о создании  валютного, экономического и социального  союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский  совет по управлению государственным  имуществом. К нему переходил  государственный долг ГДР в  том объеме, в каком он мог  быть погашен будущими доходами  от реализации государственного  имущества. Оставшаяся задолженность  распределялась между новыми  восточными землями. 

 При анализе деятельности  предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными,  а производительность труда в  ГДР составляла менее 30 % от  западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда  попечительское ведомство завершило  свою деятельность, удалось приватизировать  или вернуть прежним владельцам  около 20000 предприятий, преимущественно  производственных. При этом в  договорном порядке были получены  гарантии создания 1,5 миллиона рабочих  мест и выделения инвестиций  на сумму 210 миллиардов марок.  Как показывает текущая проверка  выполнения гарантий, данных предприятиями,  в среднем было создано больше  рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

 После Попечительского  совета были созданы другие  организации, которые занимаются  приватизацией оставшихся в руках  государства производственных предприятий  и контролируют выполнение договоров,  заключенных с инвесторами. 

2.4. Приватизация в Испании 

 

 В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

 К государственному  сектору экономики относились  также сеть лучших гостиниц, ведущие  туристические агентства и даже  гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

 И весь этот гигантский  сектор национальной экономики,  включавший в себя более половины  всех предприятий Испании, управлялся  из одного центра – так называемого  Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное  министерство. Впрочем, такая структура  экономики, созданная во времена  диктатуры генерала Франко, вполне  соответствовала тогдашнему авторитарному  режиму. Франко пришел к власти  в Испании в 1939 году в результате  военного мятежа и трехлетней  гражданской войны. Но лишь  в 50-е годы его правительство  обратилось к национальной экономике,  пришедшей к тому времени в  полный упадок. Частный капитал  был весьма слабым, в стране  преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял  ни частной инициативе своих  сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на  свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия  национализировались одно за  другим. Легкой промышленностью  и сельским хозяйством генерал  Франко практически не занимался.  И сельское хозяйство Испании  оставалось традиционным: на юге  преобладало крупное частное  землевладение, на севере –  мелкое.

 Диктаторский режим  прекратился после смерти Франко  в 1975 году, затем наступил «переходный  период», когда были заложены  основы демократически преобразований. Приватизацию государственной собственности  в Испании начала Социалистическая  Рабочая Партия, стоящая на позициях  социал-демократии и близкая по  идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти  почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая  партия начала приватизацию, поскольку  даже ее лидеры убедились, что  альтернативы не существует.

 Сменившая социалистов  в 1996 году и находящаяся по  сей день у власти в Испании  правоцентристская Народная Партия  продолжила приватизацию. Продажа  государственных предприятий –  один из основных пунктов экономической  программы нынешнего председателя  правительства Испании Хосе-Мария  Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

 Разногласий по поводу  приватизации промышленных предприятий  в испанском обществе практически  не было. Против этого не возражали  даже коммунисты – третья по  влиянию политическая партия  в Испании. Все ведущие политические  силы страны, представленные в  национальном парламенте, сходились  в том, что роль государства  в экономике должна быть ограниченной.

 Это не значит, впрочем,  что разногласий по поводу  приватизации не существует вовсе.  Но они затрагивают в основном  социальную сферу – здравоохранение  и образование. Здесь также  давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

 Что касается общественного  транспорта, то после многочисленных  парламентских дебатов, в Испании  началась приватизация национальной  авиакомпании «Иберия». Автобусные  междугородние перевозки уже  приватизированы. Практически все  отрасли топливно-энергетического  комплекса и телефонная связь  также приватизированы.Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум».

 Что касается других  крупных монополий, то, скажем, приватизация  национальной телефонной компании  «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

 С другой стороны,  в собственности государства  по-прежнему остаются самые крупные  в стране угольные шахты «УНОСА»,  в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна  – шахты убыточны, а просто  закрыть их государство не  может. Без работы сразу скажутся  сотни людей. Поэтому испанское  правительство считает пока более  целесообразным предоставление  дотаций этим шахтам, так как  не в состоянии решить проблему  переквалификации и трудоустройства  шахтеров в этом угольном регионе. 

 Как же осуществляется  контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании. Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

3. Особенности разгосударствления  и приватизации в Республике  Беларусь.

 Разгосударствление и  приватизация государственной собственности  является одним из важнейших  направлений перехода экономики  Республики Беларусь к рыночным  отношениям. Переход к рыночным  отношениям и эффективное функционирование  рыночного механизма самоуправления  возможны только при условии,  когда основная часть товаропроизводителей-предприятий  будет обладать свободой хозяйственной  деятельности и предпринимательства.  Когда они будут иметь право  для использования принадлежащего  им арендного или переданного  в пользование имущества, самостоятельно  определять производственную программу,  выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов,  решать другие вопросы, связанные  с хозяйственной деятельностью  и развитием производства. Именно  в условиях рыночной экономики  и действуют положения, обеспечивающие  формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь