Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа
Одним из важнейших условий формирования социально-ориентированной рыночной экономики является преобразование отношений собственности посредством разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Цель работы: рассмотрение сущности разгосударствления и приватизации собственности, причин вызвавших реформирование собственности, а также выявление особенностей и подведение итогов разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………3
1.Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация……............................................................................................................4
1.1. Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием
1.2 Сущность и формы приватизации
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах………………………………………………………………13
2.1 Опыт приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах
2.2. Приватизация во Франции
2.3. Приватизация в Германии
2.4. Приватизация в Испании
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь..................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28
Приватизационная компания и явилась одним из условий формирования и установления рынка, т.е. перехода Беларуси к многоукладной экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности в сложившейся ситуации в Беларуси. Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т.д.
В ходе приватизации
и разгосударствления в
Таким образом, цель
приватизации и
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Беларуского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
- преодоление монополии
государства и создание
- преодоление
- стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:
- изменение роли государства,
ибо государство перестает
На основании всего
вышеизложенного можно сказать,
Приватизация в форме
продажи акций работникам
Формы приватизации. Одна
из наиболее распространенных
форм приватизации – публичная
продажа акций населению, при
которой государственное
Публичная продажа
акций ориентируется на
Приватизация не всегда
сопровождается продажей
Соглашение об аренде
и контракты на управление
зачастую являются временными
мерами для улучшения
2. Опыт разгосударствления
и приватизации в развитых
и постсоциалистических
2.1 Опыт приватизации и
разгосударствления в
Приватиза¬ция в постсоциалистических странах не была равномерным посту¬пательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечаю¬щей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предше¬ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и рес¬титуцию (возвращение бывшим владельцам собственности, нацио¬нализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с суще¬ственными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х го¬дов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская сис¬тема и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государст¬во не могло продать частным лицам или организациям. В это вре¬мя ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекатель¬ность для населения. Примечательно, что на референдуме, состояв¬шемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан выска¬зались в поддержку платной приватизации.
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной при¬ватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогич¬на схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в от¬личие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а пре¬вратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление привати¬зированными предприятиями.
Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Ру¬мынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государст¬во во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объек¬том злоупотреблений.
В середине 90-х годов
возникла новая волна интереса
к платной приватизации. На этот
раз она была связана с
Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». На¬конец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсо¬циалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).
Эта ситуация очень
напоминает бюджетный кризис
в России в 1997 г., что еще
раз свидетельствует об
В 1997—1998 гг. проблема
финансирования бюджета с наи¬
В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венг¬рии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, нацио¬нальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального ком¬плекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.
Для некоторых стран,
например для Болгарии, характерно
стремление продать
В процессе приватизации
государство поощряет
Приватизация и другие
институциональные
2.2. Приватизация во Франции
Госсектор Франции
формировался под воздействием
сменявших друг друга волн
национализации (1936, 1945, 1982-го годов)
и приватизации (конец 60-х и
первая половина 70-х годов, 1986-1988,
1993-1996 годов). Выбор правительствами
той или иной стратегии в
каждый конкретный
В 1982 году правительством
левых сил была проведена