Пути выхода малых предприятий на внешние рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть пути выхода малых предприятий на внешние рынки.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы выхода малых предприятий на внешние рынки;
2. Рассмотреть пути выхода ИТ-компаний Челябинской области на внешние рынки;
3. Определить государственные меры необходимые для выхода российских ИТ-компаний на внешние рынки.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы выхода малых предприятий на внешние рынки 5
1.1. Пути выхода малых предприятий на внешние рынки 5
1.2. Стратегия экспорта выхода на внешний рынок 10
1.3. Совместная предпринимательская деятельность 11
1.4. Стратегия прямого инвестирования выхода на внешний рынок 14
Глава 2. Выход малых предприятий Челябиской области на мировой рынок (на примере рынка информационных технологий) 15
2.1. Анализ мирового рынка информационных технологий 15
2.2. Внешнеэкономическая деятельность компаний Челябинской области в области информационных технологий 17
2.3. Меры государственной поддержки российских ИТ компаний, необходимые для продвижения российских ИТ-товаров и услуг на международные рынки 21
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

20 ВЭД.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Ускорение темпов развития сектора ИКТ требует  скорейшего внесения изменений в  российское законодательство, направленных на снижение административных барьеров в области рынка ИКТ, обеспечивающих широкое использование механизмов электронной подписи, и ряда других.

     В этой связи, необходимо оперативное  принятие и реализация Концепции  развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере, призванной обеспечить:

     - установление принципов и механизмов  правового регулирования в области  применения ИКТ;

     - определение приоритетных и перспективных  направлений совершенствования законодательства, включая внесение изменений в действующее законодательство в соответствии с единым планом.

     Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности  российского сектора ИКТ, создание предпосылок для обеспечения  высоких темпов его активного, в  том числе – экспортно-орентированного развития, требует реализации комплекса взаимоувязанных мер, направленных на формирование эффективной системы подготовки кадров для ИКТ-отрасли и стимулирование создания и развития новых инновационных фирм в этой сфере.

     Основными направлениями деятельности государства в области продвижения товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки должны стать:

     - организационное содействие максимально полному информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского сектора ИКТ, реализация мероприятий по формированию позитивного имиджа российского бизнеса;

     - софинансирование маркетинговых расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ;

     - содействие повышению квалификации российских ИТ- специалистов в области деятельности на внешних рынках.

     Ключевыми мероприятиями в области содействия информированию потенциальных зарубежных контрагентов о возможностях российского  сектора ИКТ, формированию позитивного  имиджа российского бизнеса должны стать:

     - оказание официальной поддержки зарубежным мероприятиям с участием представителей российского ИТ-бизнеса;

     - организация конференций и семинаров по перспективам развития российского ИКТ-сектора;

     - информационное содействие продвижению на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора.

     Значимым  инструментом продвижения на внешние  рынки товаров и услуг в  сфере ИКТ является организация  серии конференций, семинаров и  рабочих совещаний, направленных на привлечение внимания наиболее важных целевых групп: крупных потенциальных контрагентов российских ИТ-компаний, а также организаций оказывающих влияние на принятие решений – международных консалтинговых компаний, авторитетных СМИ и др.

     Проведение  подобных мероприятий предполагается финансировать за счет средств бизнеса, при этом федеральные органы исполнительной власти должны оказывать им максимально эффективную политическую поддержку.

     Информационное  содействие продвижению на мировые  рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора предполагает активное использование таких инструментов, как публичные выступления представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ориентированные на зарубежную аудиторию российские средства массовой информации и информационные агентства, (в том числе – финансируемые из средств федерального бюджета); интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти и торгпредств.

     Важным  направлением работы является повышение  эффективности взаимодействия российских компаний с зарубежными средствами массовой информации и информационными агентствами, требующее координации усилий бизнеса.

     Важнейшим направлением государственной поддержки  продвижения товаров и услуг  сектора ИКТ на внешние рынки  должно стать софинансирование маркетинговых  расходов предприятий – экспортеров товаров и услуг в сфере ИКТ [11].

     Условия софинансирования, подразумевающие  привязку выделяемых средств к объему подтвержденного экспорта (и уплату всех начисленных налогов), должны обеспечить действенные стимулы к отказу от сокрытия российскими фирмами  сектора ИКТ доходов с целью минимизации налогообложения.

     Распространенная  практика уклонения от налогообложения  российскими предприятиями ИКТ-сектора, отчасти объяснимая высоким по сравнению  мировой практикой уровнем номинальной  налоговой нагрузки (при отсутствии отраслевых налоговых льгот, устанавливаемых на уровне федерального бюджета, в том числе – в рамках свободных экономических зон) приводит не только к недополучению налоговых доходов бюджетами всех уровней, но и выступает сдерживающим фактором в привлечении ими кредитов и инвестиций, вследствие непрозрачности отчетности.

     Таким образом, введение практики софинансирования маркетинговых расходов, связанных  с выходом на внешние рынки:

     1. Обеспечит эффективные предпосылки  для расширения объема экспортных  поставок предприятий сектора. Может рассматриваться предпочтительная альтернатива прямому финансированию маркетинговых расходов предприятий из федерального бюджета, вследствие большей гибкости и эффективности расходов частного сектора.

     2. Создаст стимулы для сокращения масштабов уклонения предприятий сектора ИКТ от налогообложения, что, устраняя препятствия к обеспечению финансовой прозрачности предприятий, повысит их инвестиционную привлекательность. Может рассматриваться как предпочтительная альтернатива предоставлению предприятиям ИКТ-сектора налоговых льгот, вследствие принципиально большей прозрачности механизмов софинансирования по сравнению с налоговыми льготами, предоставляемыми по отраслевому принципу [12].

     Условием  эффективности механизма целевых  субвенций в рамках программы софинансирования маркетинговых расходов должно стать:

     - ограничение размера целевых субвенций в пределах 50% от объема маркетинговых расходов предприятий сектора с последующим поэтапным снижением величины софинансирования;

     - ограничение перечня софинансируемых маркетинговых расходов с целью недопущения использования механизма софинансирования непрофильными организациями;

     - ограничение максимального объема возможного софинансирования в денежном выражении;

     - ограничение минимального уровня маркетинговых расходов, начиная с которого будет применяться механизм софинансирования;

     - ограничение величины софинансирования определенным процентом от годового объема экспорта, с которого полностью должны быть уплачены налоги (возможно также дополнительное ограничение объема софинансирования определенным процентом от годовых платежей ИКТ-предприятия по единому социальному налогу) [12].

     С апробацией на предприятиях ИКТ сектора, механизм софинансирования государством маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки, может быть распространен на иные предприятия наукоемкого сектора экономики, предприятия сектора интеллектуальных услуг и др.

      Заключение

     Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления.

     Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов.

     Всего 14 процентов объёма рынка ИТ идет на экспорт. Для сравнения, в других странах, динамично развивающихся в области ИТ, на экспорт приходится в среднем от 70 (Израиль) до 80 (Индия) процентов.

     Основные  проблемы становления рынка информационных технологий в России:

     - общеэкономические причины: нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения;

     - неразвитость законодательной базы для ИТ в целом и для отдельных приложений;

     - разрешительная процедура получения сертификатов и лицензий  (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромное количество документов при таможенном оформлении;

     - специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки;

     - общий нестабильный бизнес-климат в России;

     - недостаток кадров для отрасли ИТ.

     Реализация  мероприятий государственной поддержки  развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

     - совершенствование законодательства;

     - развитие внутреннего рынка;

     - развитие экспорта;

     - институциональное развитие.

     Меры, направленные на совершенствование  системы образования, помогут решить проблему с кадрами в долгосрочном плане, так же программа стимулирования притока квалифицированных кадров из ближнего зарубежья поможет снять проблему в ближайшие несколько лет.

     Формирование  специализированной законодательной базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли ИТ.

     Для повышения прозрачности экспорта и  импорта продуктов и услуг ИТ необходима адаптация таможенного регулирования: устранение проблем, мешающих добросовестным предприятиям отрасли.

     Необходимо  в первую очередь упростить таможенные процедуры для экспорта продукции  ИТ, в том числе, путем утверждения  исчерпывающего списка документов, предоставляемых на таможню.

     Целесообразна полная отмена таможенных пошлин на ввоз компьютерной техники и комплектующих.

     Важной  мерой по повышению прозрачности отрасли ИТ является упрощение процедуры  временного ввоза, в том числе для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим компаниям, разрабатывающим встроенное программное обеспечение. Позиции России в его разработке сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта этого вида ИТ услуг.

     Устранение  проблем в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта и импорта, поможет ликвидировать схемы  оптимизации налогообложения предприятиями отрасли, повысить прозрачность их деятельности и собираемость налогов.

     Поддержка государством развития внутреннего  рынка информационных технологий в  России включает проведение мероприятий  по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.

     Наиболее  важными направлениями по стимулированию российского экспорта ИТ являются продвижение  отечественной отрасли ИТ, принятие программы действий по усилению защиты интеллектуальной собственности, а также поддержка сертификации компаний-экспортеров по международным стандартам (ISO 9100 и CMMi).

Информация о работе Пути выхода малых предприятий на внешние рынки