Пути выхода малых предприятий на внешние рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть пути выхода малых предприятий на внешние рынки.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы выхода малых предприятий на внешние рынки;
2. Рассмотреть пути выхода ИТ-компаний Челябинской области на внешние рынки;
3. Определить государственные меры необходимые для выхода российских ИТ-компаний на внешние рынки.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы выхода малых предприятий на внешние рынки 5
1.1. Пути выхода малых предприятий на внешние рынки 5
1.2. Стратегия экспорта выхода на внешний рынок 10
1.3. Совместная предпринимательская деятельность 11
1.4. Стратегия прямого инвестирования выхода на внешний рынок 14
Глава 2. Выход малых предприятий Челябиской области на мировой рынок (на примере рынка информационных технологий) 15
2.1. Анализ мирового рынка информационных технологий 15
2.2. Внешнеэкономическая деятельность компаний Челябинской области в области информационных технологий 17
2.3. Меры государственной поддержки российских ИТ компаний, необходимые для продвижения российских ИТ-товаров и услуг на международные рынки 21
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

20 ВЭД.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с ведущими высокотехнологичными фирмами  США - IBM, Hewlett-Packard, Microsoft, Oracle, Apple, Dell, Intel, Cisco Systems, Японии - Sony, Canon,Toshiba, NEC - все активнее действуют новые глобальные лидеры из Тайваня - Hong Hai, Acer, Asus, Formosa, Китая - Huawei, Lenovo, Сингапура - Flextronics, Ю.Кореи - Samsung, LG Electronics, которые в течение последних 10-15 лет умело использовали возможности глобализации, добивались высокой доли глобального рынка важнейших и перспективных товаров, имели существенную рыночную капитализацию, получали значительные объем и норму прибыли [9, с. 24].

     Мировой финансово-экономический кризис достаточно больно ударил по большинству компаний сектора ИТ. Согласно данным исследовательской компании IDC, продажи персональных компьютеров упали в I квартале 2010 г. на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В условиях кризиса ни одна из компаний не застрахована от убытков, поэтому единственным важным фактором является количество свободных денежных средств. Среди всех компаний, работающих на рынке информационных технологий, наиболее устойчивой к рецессии является IBM, обладающая наличными средствами более 12,7 млрд долларов. Пример IBM показывает, что правильно выбранная долгосрочная конкурентная стратегия приносит свои плоды даже в сложных условиях. За последние годы IBM переориентировалась на выпуск программного обеспечения и предоставление услуг, включая различные услуги по аутсорсингу, резко сократив объемы деятельности товарных подразделений.

     Среди других финансово благополучных  компаний, обладающих каждая более 5 млрд долларов свободных средств, крупнейший в мире производитель компьютеров, блейд-серверов и принтеров Hewlett-Packard, а также Google, Dell, EMC, Oracle и Intel [3].

     В условиях кризиса улучшаются перспективы  фирм, которые смогут воспользоваться  участием в крупнейших государственных  инфраструктурных проектах, в частности таких компаний, как Cisco Systems, Dell, Hewlett-Packard, IBM, Qwest Communications, Siemens AG, United Technologies.

     К сожалению, эти перемены значат для  российских компаний усиление разрыва  с ведущими мировыми компаниями сектора ИТ и фактически углубление отставания. Российские компании, крупнейшими из которых в сфере микроэлектроники являются «Ситроникс» и «Ангстрем», в сфере ПО - 1С, IBS, Лаборатория Касперского, CBOSS, Cognitive Technologies, EPAM Systems отстают от лидеров отрасли по объемам продаж в десятки раз, а по капитализации - в сотни [9, с. 28].

    1. Внешнеэкономическая деятельность компаний Челябинской области в области информационных технологий

     Южный Урал является одним из самых промышленно  развитых регионов России. Для того чтобы экономика стабильно развивалась, компаниям необходима качественная опора в виде современных ИТ-решений. За последний год челябинский ИТ-рынок вырос на 23%, а его годовой объем превысил 16 млн. долл. [13].

     С точки зрения потенциала роста рынка  информационных технологий, Челябинская область – наиболее благоприятный регион. Большое количество промышленных компаний обрабатывающего сектора, активный рост частных организаций и поддержка со стороны местных властей - все это положительно сказывается на перспективах развития ИТ-решений.

     За  январь - сентябрь 2009 г. внешнеторговый оборот области увеличился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 9,3 млрд долл. Из них экспорт - свыше 6,3 млрд., импорт - около 3 млрд.долл. В общем объеме внешней торговли Челябинской области преобладает экспорт товаров. В товарной структуре экспорта приоритетным остается экспорт черных и цветных металлов, продукции машиностроения, нефтехимического комплекса, товаров народного потребления. Основными статьями импорта являются концентраты, продукция машиностроения, топливно-энергетического и нефтехимического комплекса, черные и цветные металлы, а также продукты питания.

     Такие крупные предприятия региона, как  Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, ЧЭМК, ЧТПЗ, Кыштымский медеэлектролитный  завод, Челябинский цинковый и Ашинский металлургический заводы, филиал ОАО «ОГК-2» Троицкая ГРЭС, ТД «Урал-Трейд», Карабашмедь и ряд других, в течение последних трех лет особенно остро ощущают необходимость внедрения новых ИТ-решений. Многие из них реализуют программы по модернизации автоматизированных систем управления.

     В отличие от крупных заводов малые  и средние клиенты не интересуются ERP-системами. В этом сегменте пользуются спросом такие продукты, как локальные  вычислительные сети, подключенные к  Интернету, CRM и узко специализированное ПО для автоматизации документооборота и бухгалтерии.

     Тем не менее, в сложившейся ситуации будут себя чувствовать комфортно  только те предприятия, которые смогут на равных конкурировать с наиболее прогрессивными зарубежными игроками. А это возможно только с применением новых информационных технологий. Таким образом, интерес к услугам по постановке и автоматизации систем производственного планирования, автоматизации управления техническим обслуживанием и ремонтами, внедрению ERP-систем будет только возрастать.

     Если  оценивать рост ИТ-рынка Южного Урала  по отраслям, то наиболее высокие показатели характерны для предприятий связи  и транспорта - 22%. (Здесь и далее  данные интернет-издания MobiChel.Ru.) Одну из лидирующих позиций занимают государственные структуры. В энергетике, металлургии и топливной промышленности спрос снижается, что визвано нестабильной ситуацией на мировых рынках. Предприятия сегодня не готовы вкладывать средства в информационные технологии [13].

     Как и в других регионах Российской Федерации, в Челябинской области большую роль в ИТ-сфере продолжает играть государство. В ближайшее время ситуация сохранится, что связано с реализацией долгосрочных национальных проектов. Здесь можно отметить ускоренное развитие социального сектора - программы в области образования, здравоохранения и др. Под это направление выделяются значительные средства из бюджета, и встает вопрос повышения эффективности контроля и управления, в том числе на прикладном уровне.

     Главная проблема, по мнению отраслевых аналитиков, заключается в отсутствии качественного предложения - рынок не обладает адекватным производственным потенциалом. На протяжении последних трех лет компании изо всех сил наращивали рынок сугубо за счет дистрибуции и поставок оборудования и программного обеспечения в рамках интеграционных проектов [10, с. 12].

     Темпы роста челябинского рынка информационных технологий на протяжении последних  трех лет практически не изменились. В целом челябинский ИТ-рынок  складывается из нескольких направлений, в числе которых: производство конечного оборудования, разработка программного обеспечения, услуги в области информационных технологий и телекоммуникаций, дистрибуция и поставка оборудования и ПО и др.

     Более половины рынка - 57% - приходится именно на дистрибуцию, поставку оборудования и программного обеспечения (ИТ-ритейл). По сути, это торговля готовыми продуктами и решениями сторонних компаний.

     На  долю системных интеграторов и компаний, предоставляющих ИТ-услуги, приходится чуть менее четверти рынка - 24,3%. Производство программного обеспечения занимает 9,8%. Среди остальных сегментов стоит выделить телекоммуникационные услуги - 3,3%, производство оборудования - 2,2%, остальное - 3,4% [13].

     Наиболее  крупным участником челябинского рынка  ИТ-услуг является группа компаний «Астра СТ». На рынке она работает с 1995 г., персонал насчитывает порядка 170 человек. Оборот компании в 2008 г. составил 230 млн. руб. По оценкам интернет-издания MobiChel.Ru, «Астра СТ» занимает долю в 53,6%. Среди основных клиентов предприятия - крупные государственные организации, в частности, производственное объединение «Маяк», занимающееся переработкой ядерных отходов, ГУВД, ИФНС по Челябинской области, ГУ ЦБ РФ Тюменской и Челябинской областей, ГЛУПУЗ «Областная детская больница».

     В структуре доходов «Астры СТ» за прошлый год доля услуг составила 86%. Компания занимается разработкой, внедрением и сопровождением телекоммуникационных систем, центров обработки данных (ЦОД), систем по сбору и обработке персональных данных, медицинских аналитических систем, защищенных локальных вычислительных систем для работы с конфиденциальной информацией и информацией, составляющей государственную тайну.

     Группа  компаний «АСК» реализует на территории Челябинской области проекты по разработке проектов автоматизированных система контроля и управления технологическими процессами. Клиентами предприятия являются ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Челябэнерго», «Челябинские тепловые сети», Челябинский филиал электросвязи компании «Уралсвязьинформ» и др. Доля ГК «АСK» оценивается на уровне 11,4% [7, с. 17].

     В первую «шестерку» по выручке также входят НПФ «ДатаКрат-Е» - 11,3% (региональный системный интегратор в области автоматической идентификации и автоматизации торговли) и «СКБ Контур» - 6,4% (разработка тиражных компьютерных систем, технологий для автоматизации бухгалтерского учета и управления предприятиями всех типов, а также комплексная поставка техники для предприятий и частных лиц).

     Доля  «ИТ Дистрибуции» оценивается примерно в 6,1%. Компания занимается продажами и внедрением программных решений около полутора лет. Она была создана на базе ООО «Студия Интернет Технологий», специализирующегося на разработке программных комплексов. В ее клиентской базе значатся ЗАО «Росинвест», ООО «Рифарм», ООО «Евростандарт». Кроме того, «ИТ Дистрибуция» работает над реализацией инновационных проектов по заказу Министерства экономического развития. Постепенно компания двигается в сторону все более сложных проектов и увеличения их интеллектуальной составляющей.

     Еще одним участником рынка является «ИТ Энигма» с долей в 2,9%. Компания занимается вопросами организации программно-аппаратных систем защиты информации.

     Остальные игроки занимают примерно 8,5% рынка. Совокупный объем ИТ-рынка Челябинской области  оценивается примерно в 520 млн руб. (около 17,5 млн долл.). Наиболее массовый по количеству игроков сектор рынка - ИТ-ритейл. В этой нише работает 40-50 небольших компаний. Можно сделать вывод, что 2009 год можно считать успешным для челябинского ИТ-рынка. Но с учетом последних событий многие игроки будут пересматривать свою деятельность, инвесторы начнут более внимательно изучать как финансовое положение наиболее заметных участников рынка, так и их потребности [8].

    1. Меры  государственной  поддержки российских ИТ компаний, необходимые для продвижения российских ИТ-товаров и услуг на международные рынки

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – один из наиболее успешных, быстрорастущих секторов российского  высокотехнологического экспорта, имеющего хорошие перспективы быстрого дальнейшего развития.

     Наряду  с такими инструментами государственной  поддержки развития сектора ИКТ  как совершенствование правового  регулирования и снижение административных барьеров, развитие системы профильного  профессионального образования, финансирование фундаментальных исследований, создание эффективной инновационной инфраструктуры, важным направлением является продвижение товаров и услуг в сфере ИКТ на мировые рынки [11].

     В течение 2006-2007 гг. значительная работа по продвижению российского ИКТ-сектора на зарубежные рынки осуществлялась профильными ассоциациями: АП КИТ, Руссофт, «Форт Росс» и др. Таким образом, созданы важные предпосылки для обеспечения эффективности деятельности государства в области содействия экспорту ИКТ, условием которого является активное взаимодействие с представителями частного бизнеса.

     Вместе  с тем до настоящего времени фактически отсутствовали эффективные механизмы  координации деятельности различных  органов исполнительной власти (Минэкономразвития  России, Минсвязи России, МИД России, Минпромнауки России) в продвижении на внешние рынки товаров и услуг предприятий гражданского наукоемкого сектора (в том числе сектора ИКТ).

     Продвижение российских товаров и услуг на внешние рынки должно рассматриваться  в качестве составной части государственной стратегии развития сектора ИКТ. Отсутствие к настоящему времени утвержденной стратегии развития сектора увеличивает риски сохранения институциональных барьеров на пути развития сектора, без устранения которых меры по продвижению на внешние рынки товаров и услуг сектора будут малорезультативными.

     В этой связи необходима разработка единой стратегии государственной политики развития сектора ИКТ, ключевыми  элементами которой должны стать:

     - концепция развития законодательства по применению ИКТ в социально-экономической сфере;

     - программа развития профессионального образования, фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры в сфере ИКТ.

Информация о работе Пути выхода малых предприятий на внешние рынки