Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить структуру совокупного спроса и совокупного предложения и раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия, проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан на современном этапе.
В связи с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие макроэкономического равновесия;
раскрыть характеристику макроэкономического равновесия в классической и кейнсианской моделях;
проанализировать проблемы привлечения инвестиций в реальные сектора экономики и пути разрешения этих проблем на современном этапе развития экономики Казахстана.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Проблема макроэкономического равновесия 5

1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия
1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
5
9
1.3 Международный опыт применения теории макроэкономического равновесия
14
Глава 2 Инвестиции, их уровень в экономике Республики Казахстан за 2010 год
17
2.1 Инвестиционная политика в Казахстане
2.2 Инвестиции как фактор стабилизации экономики Республики Казахстан
2.3 Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана
17
22
25
Глава 3 Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан
27
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Создание привлекательных условий для прямых инвестиций в экономику Казахстана
27
28
Заключение 32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Привлечению иностранных инвесторов способствуют такие факторы, как: богатейшие природные ресурсы Казахстана, аграрный и промышленный потенциал, стратегическое месторасположение, внутриполитическая стабильность, а также такие экономические факторы, как стабилизация инфляционных процессов, улучшение финансового положения предприятий, снижения ставки рефинансирования и другие.

     Таким образом, формирование и укрепление благоприятного инвестиционного климата, активное международное сотрудничество в энергетической сфере казахстанской  экономики и эффективная деятельность Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, в совокупности, являются основными мероприятиями в общей стратегии по выработке мер инвестиционного доверия между Казахстаном и мировым экономическим сообществом.

     Система государственных финансовых институтов развития будет способствовать реализации новой инвестиционной политике.

     Их  цель – это ресурсное решение  проблем, которые сегодня считаются  «неподъемными» для частного предпринимателя  в силу многочисленных сдерживающих факторов, в том числе высоких  рисков на начальных стадиях проектов.

     В целях решения системных экономических  проблем Правительство, согласно поручению  Главы государства, разработало  проект Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на период 2003–2015 годы.

     Реализация  предлагаемых механизмов государственной политики в части развития несырьевого сектора, и в особенности высокотехнологичных и наукоемких производств, во многом зависит от применения новых подходов в государственной инвестиционной политике.

     В рамках реализации обозначенных целей и задач, Президент страны в своем ежегодном Послании народу Казахстана предложил создать и укрепить ряд государственных финансовых институтов развития, которые должны от лица государства принять непосредственное участие в реализации стратегии.

     «Пионером» в этом является Банк Развития Казахстана. Основной функцией Банка развития в системе государственных институтов развития является поддержка производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности через предоставление долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных. А также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.

     Создаются новые финансовые институты, с наделением их различными инструментами, которые  будут адаптированы под каждую стадию инвестиционного проекта: от зарождения инвестиционной идеи до внедрения и дальнейшего развития производства.

     Так, Казахстанский инвестиционный фонд создан с целью разделения рисков с частными инвесторами в тех  проектах, которые перспективны с точки зрения увеличения добавленной стоимости продукции, но недостаточно капитализированы и требуют привлечения дополнительных финансовых и иных необходимых ресурсов.

     Казахстанский инвестиционный фонд использует в качестве основного инструмента - участие в уставном капитале инвестируемых компаний с целью привлечения частных инвесторов в несырьевой сектор экономики. Он также способствует расширению производственных связей казахстанских компаний через участие в уставном капитале технологически связанных с ними предприятий за рубежом.

     Казахстанский инвестиционный фонд работает в полной кооперации с Банком развития –  эти два института взаимно  дополняют друг друга и устанавливают  максимально эффективную систему  обмена информации об инвестируемых предприятиях и потенциальных заемщиках.

     В перспективе Казахстанский инвестиционный фонд и Банк развития должны расширять  направления своих финансовых потоков  за пределы Казахстана, в проекты, которые прямо влияют на экономику  страны. Такая экспансия решает как минимум две задачи:

  • сохранение времени и людских ресурсов для подбора технологии;
  • преобразование конкурирующих мощностей в партнерские компании.

     Привлекательными  в этом аспекте выглядят Россия, Украина, Белоруссия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Иран. Крупные промышленные компании из Казахстана должны использовать финансовые ресурсы Банка развития и Инвестиционного фонда для эффективного расширения своих производственных цепочек на внешних рынках. 

     2.3 Иностранные инвестиции  на предприятиях  Казахстана 

     Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.

     Привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов призваны обеспечить решение следующего круга задач:

  • реструктуризацию национальной экономики;
  • ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов;
  • усиление экспортного потенциала страны;
  • развитие   импортозамещающих   производств;
  • формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды;
  • создание рыночной инфраструктуры;
  • привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.

     Основной  формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается создание совместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП) в соответствии с таблицей 4.  

Таблица 4

Количество  действующих предприятий с участием иностранного капитала

Отрасли 2010 год
Всего 8 565
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 56
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 132
Обрабатывающая  промышленность 558
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное  кондиционирование 18
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов 24
Строительство 1 150
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей  и мотоциклов 4 232
Транспорт и складирование 366
Услуги  по проживанию и питанию 166
Информация  и связь 176
Финансовая  и страховая деятельность 143
Операции  с недвижимым имуществом 249
Профессиональная, научная и техническая деятельность 864
Деятельность  в области административного  и вспомогательного обслуживания 180
Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение -
Образование 60
Здравоохранение и социальные услуги 50
Искусство, развлечения и отдых 32
Предоставление  прочих видов услуг 107
Деятельность  домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления -
Деятельность  экстерриториальных организаций и  органов 2

     Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике 

     С каждым годом в Казахстане увеличивается  число предприятий с участием иностранного капитала.

     По  таблице 4 видно, что наибольшее количество действующих предприятий с участием иностранного капитала создано в  оптовой и розничной торговле; ремонте автомобилей и мотоциклов.

     Наибольший  интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов.

     Иностранные  инвестиции в расширении цепочки  добавленных стоимостей на базе существующих производств и действующих технологий могут привести лишь к сдерживанию разрыва между экономикой Казахстана и развитыми странами, ежегодно увеличивающими объем инвестиций в высокотехнологичные производства.

     Инвестиционная  политика государства должна усилить  влияние на инновационную составляющую производственно-технологического цикла и создать условия для прорыва казахстанских предприятий на мировых рынках высокотехнологичных продуктов.

     Инновационные и высокотехнологичные идеи в  Казахстане существуют, но адекватная система их отбора и взращивания до «качественного» инвестиционного проекта практически отсутствует.

     Во  всех странах, добившихся значительных экономических успехов за счет развития высокотехнологичных производств, именно государство создало благоприятную  среду для венчурных инвесторов и фондов, являющихся наиболее эффективными инструментами по приданию научным исследованиям и инновациям коммерческого эффекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3    Пути совершенствования  инвестиционной политики  Республики 

           Казахстан 

     3.1 Проблемы привлечения  иностранных инвестиций 

     Проблемами  привлечения иностранных инвестиций могут быть, прежде всего, такие факторы, как:

  • низкая емкость внутреннего рынка;
  • отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики  влекут значительные расходы на транспортировку товаров;
  • относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;
  • отсутствие централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, а также недостаточно эффективные меры государственной поддержки инвестиций;
  • недостаточное число свободных экономических зон в стране;
  • неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;
  • отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении экологических норм;
  • неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.

     Мировой опыт и практика деятельности институтов развития в Казахстане показывают, что критически важным для их эффективной деятельности являются транспарентность, профессиональный менеджмент и исключение единообразия точек зрения в принятии инвестиционных решений. Одним из возможных механизмов будет являться внедрение института независимых директоров в управлении государственных институтов.

     Все государственные институты развития должны быть нацелены на партнерство  с частным сектором.

     Смысл предлагаемого подхода заключается  в том, чтобы институты развития работали в конкурентной рыночной среде и при этом внедряли основные направления государственной инвестиционной политики на микроуровне при эффективной поддержке государственных органов на макроуровне.

    Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.

    Привлечение и эффективное использование  внешних инвестиционных ресурсов призваны обеспечить решение следующего круга задач:

Информация о работе Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан