Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить структуру совокупного спроса и совокупного предложения и раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия, проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан на современном этапе.
В связи с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие макроэкономического равновесия;
раскрыть характеристику макроэкономического равновесия в классической и кейнсианской моделях;
проанализировать проблемы привлечения инвестиций в реальные сектора экономики и пути разрешения этих проблем на современном этапе развития экономики Казахстана.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Проблема макроэкономического равновесия 5

1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия
1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
5
9
1.3 Международный опыт применения теории макроэкономического равновесия
14
Глава 2 Инвестиции, их уровень в экономике Республики Казахстан за 2010 год
17
2.1 Инвестиционная политика в Казахстане
2.2 Инвестиции как фактор стабилизации экономики Республики Казахстан
2.3 Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана
17
22
25
Глава 3 Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан
27
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Создание привлекательных условий для прямых инвестиций в экономику Казахстана
27
28
Заключение 32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Одним из центральных понятий общего экономического равновесия является взаимная связь между планируемыми экономическими агентами, населением и государством расходами и национальным продуктом. При этом в статье расходов обычно выделяют личное потребление, инвестиционные и государственные расходы. Увеличение каждой из отмечаемых составляющих повышает общие планируемые затраты в целом.

     Величина  получаемого каждым экономическим  агентом дохода далеко не всегда равна  величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов  расходуются сбережения Предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать, как потребление, так и свои сбережения.

     По  Кейнсу все расходы общества состоят  из 4 однотипных компонентов: личное потребление, инвестиционное потребление, государственные  расходы, чистый экспорт.

     При анализе личного потребления  важно исследовать роль объективных  и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (MPC): 

                                                ,                                                             (1) 

     где,   

     С – спрос на потребительские товары и услуги;

     Y – доход.

     Согласно  «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению  находится между нулем и единицей, а предельная склонность к сбережению (МРS) равна отношению изменения величины сбережений к изменению доходов:  

                                                ,                                                             (2) 

     где,   

     S – сбережения.

     Когда общий доход возрастает, часть  прироста будет направлена на потребление, а другая часть - на сбережение: 

                                                 ,                                                               (3) 

     Предельная  склонность к потреблению (МРС) отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом.

     При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, с точки зрения соответствия состоянию общего экономического равновесия, будет ситуация, когда все сбережения полностью аккумулируются и мобилизуются существующими финансовыми институтами (институциональными инвесторами), а затем направляются на инвестиции. То есть ситуация, когда инвестиции (I) равны сбережению (S) в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов, что представлено на рисунке 3.Из представленных на рисунке 3 графиков сбережений и инвестиций фиксирующих связь указанных параметров с изменением национального дохода, хорошо видно, что чем выше спрос на инвестиции (I 1 по сравнению с I) и шире возможности институциональных инвесторов в обеспечении равенства I = S, тем выше совокупный спрос на национальный продукт, а следовательно, сильнее стимулы к росту национального дохода (продукта) в последующие воспроизводственные периоды. Точки E и E1 отражают состояния равновесия между этими (I и S) ключевыми параметрами и соответствующие им равновесные величины создаваемого и распределяемого национального дохода Q1,Q2.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Рисунок 3 - Общее экономическое  равновесие 

     В точках, лежащих на оси абсцисс  правее указанных равновесных значений этих параметров, будут иметь место  превышение предложения (сбережения) над спросом на инвестиции и дефляционный разрыв на инвестиционных рынках. В точках же, лежащих левее равновесных значений, спрос на инвестиции будет превышать предложение и образуется соответствующий инфляционный разрыв. И тот, и другой приводит в движение мотивационные механизмы, стимулирующие экономических агентов предпринимать действия, направленные на достижение равновесия между I и S.

     Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального  дохода общества, от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

     Разница между классической и кейнсианской моделью равновесия I и S заключаются в невозможности существования длительной безработицы в классической модели. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливает нарушенное равновесие.

     В кейнсианской модели, равенство I и S может осуществляться и при неполной занятости. Кейнс подверг сомнению существование гибкого ценового механизма: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены, а сокращают производство и увольняют рабочих.

     Равновесие  в масштабе общества на всех связанных  между собой рынках товаров и  услуг, то есть равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения - функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей.

     Таким образом, экономика в кейнсианской модели представляется как внутренне нестабильная система, поэтому для поддержания устойчивости ее развития необходимо активное государственное вмешательство, в первую очередь фискальными методами.

     Воздействовать  на совокупный и эффективный спрос  государство может используя инструменты и монетарной политики, однако, по мнению кейнсианцев, в этом случае эффективность такого воздействия значительно ниже.

     Кроме того, в условиях инвестиционной или  ликвидной ловушки изменения  параметров денежного рынка не оказывают  влияния на величину эффективного спроса (будет меняться только ставка процента) и любые изменения денежной массы вызовут лишь изменение уровня цен, как это имеет место в ситуации классической дихотомии.

     Совокупный  спрос при этом будет совершенно неэластичен по цене (кривая AD будет представлена вертикальной линией) и у предпринимателей не будет стимулов реагировать на рост цен увеличением предложения и занятости. 

     1.3 Международный опыт  применения теории  макроэкономического 

           равновесия 

     Способность рыночной экономики к саморегулированию обеспечивает нужный уровень производства и занятости автоматически (хотя иногда могут возникать нарушения в экономике, связанные с войнами, засухой, политическими переворотами). Поэтому полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшая экономическая политика государства – невмешательство в экономику. Эти взгляды господствовали в экономической науке вплоть до 30-х годов ХХ

     Экономические кризисы 1930-х годов опровергли классическую теорию макроэкономического равновесия. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс и его последователи доказали, что для монополистической экономики характерно неравновесие, она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования.

     Кейнс считал совокупный спрос изменчивым, а цены неэластичными (не имеющими тенденции к снижению при росте объема продаж), поэтому безработица может сохраняться в течение длительного времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса, который очень изменчив. Кейнс считал, что для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия спрос должен быть «эффективным». Государство, поддерживая частные инвестиции путем налоговой, кредитно-денежной политики и осуществляя государственные расходы, компенсирует недостаток «эффективного спроса» дополнительным государственным спросом и тем самым помогает экономике приблизиться к уровню полной занятости.

     Однако  следует иметь в виду, что несостоятельность  положений классической школы состояла не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что они разрабатывались в ХIX веке, и положения классической модели отражали экономическую ситуацию того времени, т.е. эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономике первой трети ХХ века, характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив собственную макроэкономическую модель.

     В середине 1970-х годов в западных странах произошло падение темпов роста промышленного производства. К такому феномену привели:

  • очередной кризис перепроизводства;
  • наступление (примерно через 50 лет после окончания Великой депрессии) «понижательной» волны большого цикла;
  • повышение цен на нефть странами-членами ОПЕК более чем в 4 раза, что способствовало высокой инфляции издержек при одновременном спаде производства, так называемой стагфляции (сочетание стагнации производства с инфляцией).

     Мощный  удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвратить спады производства.

     На  смену этой теории пришло неоконсервативное  направление, которое вновь выступило  за невмешательство государства  в хозяйственную деятельность фирм. Была разработана модель макроэкономического регулирования, основанная на возрождении рыночного саморегулирования и стимулировании частного предпринимательства.

     В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип «эффективного предложения» – поощрение частного бизнеса (в США такую политику назвали «рейганомика», в Англии – «тетчеризм»). Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и на трудовые доходы.

     Государство заметно уменьшило свое вмешательство  в хозяйственные дела, началась частичная  приватизация государственных предприятий  – продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры позволили существенно уменьшить дефицит государственного бюджета, сократить количество денег в обращении, при этом темпы инфляции упали в 3–4 раза, а темпы хозяйственного развития возросли.

     Но  и модель неоконсервативного регулирования  экономики не спасла Запад от спадов производства и инфляции. В 1979–1981 годах  разразился новый экономический  кризис. Начались поиски нового макроэкономического  регулятора.

     Смешанное управление. Критическое сопоставление государственного (кейнсианского) и рыночного (неоконсервативного) регуляторов убедительно доказало неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизмов. Тип смешанного управления национальным хозяйством предложил лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США). Этот макроэкономический регулятор имеет следующие специфические черты.

     Во-первых, он органически сочетает устойчивость государственного управления, необходимую  для удовлетворения общественных потребностей (социальной сферы, нерыночного сектора), и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется для удовлетворения быстро меняющихся личных запросов.

     Во-вторых, смешанное управление позволяет  оптимально сочетать макроэкономические цели:

  • эффективность хозяйствования;
  • социальную справедливость;
  • стабильность экономического роста.

     В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение  и тем самым преодолеть асимметричность  концепций эффективного спроса кейнсианства и  эффективного предложения неоконсерваторов.

Информация о работе Пути совершенствования инвестиционной политики Республики Казахстан