Пути решения проблемы скрытой безработицы в РБ

Автор: 1*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является раскрытие сущности и основных тенденций в динамике скрытой безработицы, последствий и значения для отечественной экономики.
Достижение названной цели предполагает решение следующих задач:
– выявить виды и причины безработицы;
– проанализировать общее состояние безработицы в РБ;
– уточнить сущность и критерии скрытой безработицы;
– показать общие причины существования и специфические особенности скрытой безработицы в переходной экономике;
– проанализировать структуру, динамику и масштабы скрытой безработицы в Республике Беларусь;
– исследовать методологические проблемы количественной оценки размеров скрытой безработицы;
– показать социальные и экономические решения скрытой безработицы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1Сущность безработицы ………………….………………………............4
1.1 Понятие безработицы в макроэкономике…………………………..4
1.2 Виды безработицы …………………………………….......................6
1.3 Причины возникновения безработицы…………………….............10
Глава 2 Характеристика скрытой безработицы в РБ………...……………….13
2.1 Состояние безработицы в РБ…...………………………...……….13
2.2 Скрытая безработица…..……………………………………....…...16
Глава 3 Пути решения проблемы скрытой безработицы в РБ………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников...….…………………………………….27

Работа содержит 1 файл

скрытая безработица.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

    Что же касается скрытой безработицы, она  как  токовая,  статистически  не  учитывается, поэтому это явление как бы не видимо и проявляет себя  только  на фоне спада производства.

    Данные Национального статистического комитета по скрытой безработице на конец апреля 2009 показывают значительные её изменения в сторону увеличения. Около 200 тысяч человек были переведены на работу с неполной рабочей неделей или просто отправлены по инициативе нанимателя в отпуска.

    Наибольшее число работников, переведенных на неполную рабочую неделю, приходится на промышленные предприятия.

    У большинства предприятий нет  инновационных технологий, отсутствуют  инвесторы, готовые поднять уровень  производства. Поэтому, уровень скрытой безработицы в промышленности и увеличивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3

Пути  решения проблемы скрытой безработицы в РБ 

    Одной из функций государства при возрастании  безработицы становится регулирование  занятости, устранение негативных последствий  безработицы.

    Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.

    Регулирующие  воздействия государства на занятость  можно разделить на два типа - активное и пассивное.

    Политика  пассивного регулирования занятости  ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:

– социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;

– социальная помощь - применяется к оставшимся безработными длительный период в виде материальной помощи.

    Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом. [7, с. 9-13]

    Задача  государственной политики занятости  заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной  занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести  безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.

    При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую  силу и метод сокращения предложения рабочей силы.

    Повышение спроса на рабочую силу достигается  с помощью мер экономического характера.

    Экономическими  мерами выступают:

– большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);

– установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;

– государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;

– установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);

– обучение и переквалификация.

    На  рынке труда различают еще  и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных затрат). [1, с.123-125]

    Скрытая безработица и занятость в  неформальном секторе являются формами адаптации населения к условиям переходного периода при отсутствии действенных рыночных инфраструктур и развитой системы регулирующих механизмов. Эффективное экономическое развитие невозможно без легализации скрытых форм безработицы. Однако сегодня это упирается в крайне ограниченные возможности госбюджета, за счет которого пришлось бы обеспечить социальную защиту еще примерно 300 тыс. человек. Требуется поэтапная легализация и интеграция неформального сектора в национальную экономику Беларуси на основе скоординированной деятельности государства, работодателей и профсоюзов путем разработки специальных программ регулирования его развития.

    Как показало исследование, наиболее широкое  развитие в Республике Беларусь получила вынужденная неполная занятость, нарастание которой обусловлено рядом факторов. Во-первых, кредитно-финансовой поддержкой государством отдельных убыточных отраслей и производств, сдерживанием процедуры банкротства и несостоятельности предприятий. Во-вторых, убежденностью руководителей предприятий, что спрос на их продукцию вскоре возрастет и рабочая сила будет востребована. Большинство работников не увольнялось в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также в связи с опасениями, что в условиях кризиса экономики не удастся найти более высокооплачиваемую работу. В-третьих, низкая доля оплаты труда в издержках производства делала малозначащей экономию на рабочей силе. В-четвертых, многие предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, были неспособны выполнить требования, предусмотренные законодательством в области социальных гарантий при сокращении штатов, поскольку необходимые выплаты часто превосходили их финансовые возможности. В-пятых, некоторые предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам зарплату, поддерживая тем самым занятость. [16, с.15]

    Сдерживание высвобождения излишних работников позволяет, с одной стороны, сохранить  предприятиям кадровый потенциал и  предотвратить опасность возникновения массовой и длительной безработицы, усиления социальной напряженности в обществе; с другой стороны, сохранение неполной занятости на предприятиях сопровождается крайне низкой производительностью труда, уменьшением заработной платы персонала предприятий и ухудшением использования рабочей силы. Все это тормозит структурные преобразования в экономике.

    Разработке  решений этих проблем должно быть уделено должное внимание со стороны  правительства, что  приведёт к сокращению скрытой безработицы

    Также одним из способов решения проблемы скрытой безработицы является увеличение пособия по безработице. Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому размер пособия будет определять в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума.

       Одновременно требуется создание системы  государственного  содействия  добровольному выводу  работников  из  убыточных  организаций и перевода  их в другие организации с предварительной профессиональной переподготовкой. [12, с.13-19]

    Вывод: Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

    Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать  такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.

    Регулирующие  воздействия государства на занятость можно разделить на два типа: активное и пассивное. Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д.

    Одним из способов решения проблемы скрытой безработицы является увеличение пособия по безработице. Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому размер пособия будет определять в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума.

       Одновременно требуется создание системы  государственного  содействия  добровольному выводу  работников  из  убыточных  организаций и перевода  их в другие организации с предварительной профессиональной переподготовкой.

    Альтернативный вариант предполагает постепенное возрастание объемов производства,  чтобы  таким   путем   ликвидировать   излишек   численности работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В работе наиболее полно раскрыто понятие и сущность безработицы в макроэкономике.

    Безработица является таким социально-экономическим явлением, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». Все население страны делится на экономически активное и неактивное население.

      Выяснено, что к безработным относят таких граждан, которые в трудоспособном возрасте, не имеющих работы, не занимающихся предпринимательской деятельностью, не обучающихся в дневных учебных заведениях, не проходящих военной службы и зарегистрированных в государственной службе занятости.

      Уделино большое внимание анализу типов безработицы, критериям их разграничения а также причинам их возникновения. Рассмотрено, что основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая. Также к видам безработицы можно отнести региональную, вынужденную,добровольную, застойную, текучую, сезонную, маргинальную, технологическую.

      Но более детально в работе рассмотрена и проанализированна именно скрытая безработица.

    В работе было раскрыто содержание скрытой безработицы. Определено, что под скрытой безработицей понимается такая категория работников, которая стала излишней в связи со спадом производства и структурными изменениями в нем, но продолжает формально числиться занятой.

    Уточнены различные формы скрытой безработицы. Наиболее полно скрытая безработица проявляется в следующих формах: избыточная численность работников на предприятиях и организациях, получающих полную зарплату; оформление административных отпусков без сохранения или с частичным сохранением содержания; перевод работников на условия неполного рабочего времени; невыплаты или задержки выплат заработной платы.

    По  официальным данным, в экономике  нашей страны работают 4,5 млн. человек. Безработными зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 % от всего занятого населения. По сравнению с ноябрем 2009 года уровень безработицы в 2010 году в Беларуси снизился на 0,1 %.

    Цифры довольно оптимистичные, но не убедительны.

    Из-за относительно небольшого размера пособия  уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.

    Что же касается скрытой безработицы, она как токовая,  статистически не  учитывается, поэтому это явление как бы не видимо и проявляет себя  только  на фоне спада производства.

    Данные Национального статистического комитета по скрытой безработице на конец апреля 2009 показывают значительные её изменения в сторону увеличения. Около 200 тысяч человек были переведены на работу с неполной рабочей неделей или просто отправлены по инициативе нанимателя в отпуска. 
   
Наибольшее число работников, переведенных на неполную рабочую неделю, приходится на промышленные предприятия.

Информация о работе Пути решения проблемы скрытой безработицы в РБ