Пути предотвращения банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования. В реальной экономике неопределённость становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и высокая прибыль более удачливых предприятий образуется за счет убытков менее удачливых.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретический аспект регулирования банкротства
1.1 Понятие и сущность банкротства
1.2 Законодательное обеспечение института банкротства в РК
Глава 2 Оценка вероятности банкротства ТОО «СКАД»
2.1 Методика определения вероятности банкротства предприятия
2.2 Определение вероятности банкротства предприятия
Глава 3 Основные направления предотвращения банкротства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КР Пути предотвращения банкротства пп.docкурсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

До внесения изменений и дополнений в Закон РК «О банкротстве» от 11 июля 2002 года ведение урегулирования конкурсного производства осуществлялось судом (утверждение состава комитета кредиторов, реестра требований кредиторов, плана продажи, продление срока конкурсного производства и т.д.). Таким образом, суд зачастую занимались государственным урегулированием конкурсного производства, что несвойственно принципу судебной власти. В связи с этим 11 июля 2001 года были внесен существенные изменения Закон РК «О банкротстве», тем самым суд освобожден от ежедневного контроля над ходом конкурсного производства. Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан, Положение о котором утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2001 года N 1508, является уполномоченным государственным органом в области контроля за проведением процедур банкротства. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, предусмотренных ст. 10-1 Закона РК «О банкротстве»:

- выдает лицензии на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства в соответствии с законодательством о лицензировании;

- дает согласие на применение к должнику процедур реабилитации;

- назначает реабилитационного и конкурсного управляющих;

- осуществляет контроль в процедурах банкротства и внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника за деятельностью реабилитационного и конкурсного управляющих, за исключением председателей ликвидационных комиссий ликвидируемых банков и страховых (перестраховочных) организаций;

- формирует состав комитета кредиторов и созывает первое его заседание во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

- рассматривает соглашение, заключаемое комитетом кредиторов с реабилитационным и конкурсным управляющими, на соответствие законодательству Республики Казахстан;

- рассматривает отчеты реабилитационного управляющего о ходе проведения реабилитационной процедуры (истребует информацию о совершенных сделках);

- дает заключение по результатам проведения процедур реабилитации;

- утверждает состав комитета кредиторов при конкурсном производстве;

- утверждает реестр требований кредиторов;

- рассматривает разногласия между кредиторами и реабилитационным (конкурсным) управляющим о включении в реестр требований кредиторов;

- вправе истребовать у участника санации подтверждающие документы;

- продлевает сроки конкурсного производства;

- рассматривает план продажи конкурсной массы;

- принимает решение об отстранении реабилитационного и конкурсного управляющих в случаях нарушения ими требований законодательства при проведении процедур банкротства;

- осуществляет контроль за соблюдением гласности, конкурентности при реализации конкурсной массы должника на конкурсных торгах;

- выявляет признаки ложного и преднамеренного банкротства;

- рассматривает жалобы на действия реабилитационного и конкурсного управляющих;

- принимает меры по выявлению сделок, совершенных при обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона «О банкротстве».

Процедура банкротства включает в себя - реабилитационную процедуру и конкурсное производство. Реабилитационная процедура - судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно -хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово - экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации. Реабилитационные процедуры могут быть применены судом только в отношении коммерческих организаций при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника.

Ходатайство о применении реабилитационной процедуры с приложением определенных пунктом 3 статьи 43 Закона РК «О банкротстве» документов должник направляет уполномоченному органу.

В ходатайстве должны содержаться обоснование целесообразности применения в отношении должника указанной процедуры и предложение по составу кредиторов. К ходатайству прилагаются: финансовая отчетность должника за 2 последних года, письменное согласие залоговых кредиторов на проведение реабилитационных процедур, представляющих более 50% от общей суммы обеспеченных залогом требований, а также конкурсных кредиторов, на долю которых приходится более 50% от общей суммы требований этих кредиторов, план реабилитации.

Финансовая отчетность за последние два года, включает в себя: документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации; налоговая отчетность - документ налогового учета и отчетности организации; материал внутреннего аудита (ревизии) и вневедомственных проверок (аудиторские заключения) и др.; документ финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, подтверждающие возможность восстановления предприятием своей платежеспособности.

В случаях, если предприятие является субъектом естественной монополии или субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющим важное стратегическое значение для экономики Республики, способное оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, то план реабилитации до согласования в уполномоченном органе должен быть согласован с соответствующим отраслевым территориальным органом Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. По градообразующим предприятиям план реабилитации дополнительно согласовывается с соответствующим Акимом области (города республиканского значения, столицы).

План реабилитации несостоятельного должника направлен на восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности организации с целью предотвращения ее возможной ликвидации.

Если план реабилитации одобрен комитетом кредиторов и уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия решения комитетом кредиторов, установленного Законом, согласие комитета кредиторов и уполномоченного органа на заявление должника о проведении реабилитации направляется должником суд. После проверки и рассмотрения всех документов и если интересы кредиторов, не согласившихся с планом реабилитации должника, не будут ущемлены, соответствующий суд выносит определение об утверждении плана реабилитации и применении в отношении должника реабилитационной процедуры в срок не позднее пяти дней с момента получения от комитета кредиторов и уполномоченного органа согласия на проведение реабилитационной процедуры.

В соответствии с Законом РК «О банкротстве» реабилитационная процедура на предприятии осуществляется реабилитационным управляющим. Реабилитационный управляющий выступает в качестве единственного уполномоченного органа управления имуществом и делами несостоятельного должника, на котором введена процедура реабилитации. Реабилитационный управляющий вправе совершать любые, не противоречащие законодательству, действия, направленные на достижение цели реабилитации.

По Мангистауской области с момента введения Закона РК «О банкротстве» реабилитационная процедура применена в отношении 12 несостоятельных предприятий: ОАО «МКДСМ», РГП «МАЭК», ОАО «Бастау», ОАО «ЗКИМУ», ОАО «Мангистау жолдары», ОАО «АТК Арна», ОАО «Денсаулык», КТ СК «Каламкасстройсервис», ОАО «Жолаушы», ЗАО «Актаугаз», ОАО «ОБК», ТОО «Союз»[[1], c. 61]. Из, указанных предприятий только ОАО «МКДСМ» вышло с реабилитационной процедуры, восстановив свою платежеспособность и на сегодняшний день имеет заказы и оказывает услуги не только по области, но и по республике. На сегодняшний день реабилитационной процедуре находится только ОАО «ОБК», а остальные 10 предприятий не достигли цели реабилитации и в последующее по заявлению реабилитационных управляющих реабилитационная процедура на них была прекращена и открыто конкурсное производство.

Каждая из указанных предприятий имеет свою специфику работы, свои особенности, поэтому причинами невыполнения реабилитационной процедуры очень разнообразны. В основном это было связано с отсутствием объема работ, так как при участии предприятий находящихся на реабилитации (ОАО «Жолаушы», ОАО «Бастау», ОАО «ЗКИМУ») в тендерах на оказание услуг, работ предпочтение платежеспособным предприятиям. У некоторых предприятий это связано с родом своей деятельности, то есть с оказанием сезонных работ, как например, ОАО «Денсаулык» (организация отдыха детей), ОАО «ОБК» (обеспечение теплом, котельные работы). У некоторых это связано с невозможностью взыскания дебиторской задолженности, как например, ТОО «Союз» большая часть дебиторов которого являются ПКСК города Актау, которые почти 50% в период проведения на ТОО «Союз» были признаны банкротами и возбуждено конкурсное производство.

Конкурсное производство осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота свободным от долгов.

Срок проведения конкурсного производства не может превышать шести месяцев. По заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов этот срок может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 3 месяца. На практике применения Закона РК «О банкротстве» встречаются много пробелов, в том это касается момента исчисления начала конкурсного производства. То есть считать начало конкурсного производства с момента принятия судом решения о признании должника банкротом либо с момента вступления решения в законную силу.

Нормы законодательства о банкротстве определяют круг лиц, в отношении которых могут применяться процедуры банкротства либо внесудебные процедуры ликвидации.

Ими являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ст. 21, 52 ГК РК). Как следует из статьи 52 ГК РК и статьи 2 Закона «О банкротстве», субъектами банкротства признаются как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица независимо от формы собственности. Однако необходимо иметь в виду, что правовое положение некоммерческих юридических лиц по законодательству о банкротстве имеет важное отличие: по отношению к ним не применяются реабилитационные процедуры, что является следствием их специальной правоспособности (см. ст. 42 Закона «О банкротстве»)[[2], c. 102].

Кроме того, поскольку согласно пункту 1 статьи 44 ГК РК учреждение и казенное предприятие отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении деньгами, а при их недостаточности ответственность по обязательствам этих лиц несет собственник соответствующего имущества, данные категории юридических лиц не являются субъектами банкротства.

Статьей 2 Закона «О банкротстве» также установлено, что специальным законодательством могут быть предусмотрены особенности применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных предприятий, предприятий с непрерывным циклом производства, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и некоторых других юридических лиц.

Банкротство индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в виде личного либо совместного предпринимательства (крестьянское хозяйство, простое товарищество и т.д.), регулируется статьей 21 ГК РК, Законом «Об индивидуальном предпринимательстве», Законом «О крестьянском хозяйстве» от 31 марта 1998 г. На сегодняшний день уже определены особенности банкротства банков, негосударственных накопительных пенсионных фондов, сельскохозяйственных организаций (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств) и индивидуальных предпринимателей.

Конечно же, такой подход, учитывающий специфику деятельности указанных субъектов (привлечение денежных вкладов, сезонный характер работ, объем производства, оказываемых услуг и выполняемых работ и т.п.), является вполне оправданным решением. Однако специальное законодательство должно содержать нормы, которые устанавливают лишь особенности осуществления процедур банкротств, но не отменять или изменять основных концептуальных положений законодательства о банкротстве[[3], c. 36]. Многочисленные исключения из общих правил могут послужить не улучшению законодательства, а нарушению единства его положений и принципов.

Положениями о ликвидации банков и накопительных пенсионных фондов предусмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов, значительно отличающаяся от общего порядка. Остаются по-прежнему не решенными многие другие проблемы, например, гарантии интересов кредиторов (вкладчиков, страхователей по договорам со страховыми организациями, залоговых кредиторов).

В отношении банкротства индивидуальных предпринимателей неясны вопросы разграничения их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и просто физических лиц, что имеет важное значение для определения несостоятельности.

Законодательство о банкротстве на сегодняшний день также не обеспечивает в полной мере защиты интересов индивидуальных предпринимателей при обращении взыскания на имущество по долгам перед кредиторами. В частности, порядок обращения взыскания, установленный в ГПК РК, в большинстве случаев лишит их после завершения процедур банкротства каких-либо средств и возможности начать свое дело вновь. В этой части следует пересмотреть перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, в целях сохранения у граждан необходимых средств для возобновления предпринимательской деятельности[[4], c. 26].

Здесь мы лишь оговоримся, что идея «свежего старта» должника является одной из основных целей американского Bankruptsy Code[[5], c. 1].

Все эти и прочие проблемы законодательства и практики его применения свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования института банкротства в Казахстане.

 


Глава 2 Оценка вероятности банкротства ТОО «СКАД»

 

2.1 Методика определения вероятности банкротства предприятия

 

Оценку вероятности банкротства можно провести с помощью финансового анализа, так как именно он позволяет выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» экономики субъекта-должника и что нужно делать, чтобы от нее «излечиться». Именно он располагает широким арсеналом средств по прогнозированию банкротства хозяйствующего субъекта и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу его из кризисной ситуации.

Информация о работе Пути предотвращения банкротства предприятия