Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства в СПК «Калиновский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать стадии зернового производства и на его основе выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на эффективность и конкурентоспособность производства зерна. Проанализировав их сформулировать способы повышения эффективности и конкурентоспособности производства зерна в СПК «Калиновский», Киквидзенского района, Волгоградской области.

Основные задачи исследования:

- иметь представление о хозяйственной деятельности предприятия;

- изучить теоретические основы эффективности и конкурентоспособности

- оценить эффективность и конкурентоспособность предприятия;

- овладеть навыками выбора оптимальной структуры производства и рационального сочетания ресурсов.

Основные методы исследования:

- сравнительный анализ, состоит в сопоставлении экономических показателей с целью выявления наилучших результатов;

- графический метод;

- табличный метод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..

1.Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности……………………………………………………….
1.Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы, их определяющие………………..
2.Проблемы формирования конкурентоспособного производства зерновых культур……………………………………...………………..
2.Экономическая эффективность и конкурентные позиции зернового производства………………………………………………………………….
1.Организационно-экономические параметры предприятия………….
2.Оценка финансового состояния предприятия………………………..
3.Оценка эффективности и конкурентоспособности зернового производства……………………………………………………………….
3.Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности производства зерновых культур………………………………………………...
1.Снижение ресурсоемкости зернового производства……………………..
2.Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности производства зерновых культур…………..
3.Перспективная экономическая эффективность производства и реализации зерновых культур…………………………………………
4.Оценка конкурентной среды……………………………………………....
Выводы и предложения……………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая моя по эк предприятию.docx

— 188.24 Кб (Скачать)

2. Инвестиции  в освоение эффективных технологий  и средств производства.

IV. Производственные — являются основополагающими, их исходное состояние свидетельствует о целесообразности и эффективности всякого аграрного производства. При этом по своей значимости их необходимо рассматривать следующим образом:

1.Интенсификация  производства.

2. Ресурсосбережение  и оптимизация производства по  критерию «результат затраты».

3. Производство  продукции высокого качества.

V. Научного, профессионального и информационного обеспечения — призваны гарантировать более эффективное ведение производства в соответствии с научными рекомендациями при внедрении передового опыта, принятии правильных и своевременно хозяйственных решений в силу наличия и целенаправленного использования информации о ситуации в производстве, сфере сбыта, торговли, потребления.

Последовательный  учет и системное использование  определяющих факторов эффективности  функционирования предприятий АПК  позволяют успешно преодолевать возникающие экономические сложности, находить приоритетные направления  позитивного развития, быстро формировать  конкурентоспособное производство.

Эффективность производства неразрывно связана с  конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность – экономическая категория, характеризуемая  совокупностью интегральных и дифференциальных свойств различных объектов экономической  деятельности предприятия.

Различают конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность  продукции. При этом первое понятие  считается более широким, исходя из того, что конкурентоспособное  предприятие в состоянии не только противостоять аналогичным товаропроизводителям с позиции их финансово-экономических показателей и имиджа, но и выпускать продукцию, которая по своим качественным характеристикам и ценам имеет превосходство над продукцией других производителей.

Понятие «конкурентоспособность»  имеет различные интерпретации  в зависимости от того, какому экономическому объекту оно применяется. Характеристика, оценочные категории и показатели, а также факторы динамики конкурентоспособности  на уровне предприятия, отрасли, отдельного региона и национального хозяйства  в целом имеют свою специфику.

Конкурентоспособность национальной экономики.

Понятие конкурентоспособности  на макроуровне, т.е. на уровне государства или в региональном масштабе, отражает основные позиции национальной экономики в системе международных отношений и проявляется в способности укреплять позиции. Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах как на внутреннем, так и внешних рынке.

Конкурентоспособность отрасли.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у  нее конкурентных преимуществ, позволяющих, во-первых, производить (с издержками не больше интернациональных) продукцию  высокого качества, удовлетворяющую  требованиями конкретных групп показателей (потребителей) относительно потребительской  ценности товаров, их рыночной новизны  и стоимости (цены), и, во-вторых, поставлять ее на конкурентный рынок в оптимальные  сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность  продукции.

В большей степени  понятие конкурентоспособности поддается осмыслению на уровне предприятия. Классическое определение конкурентоспособность предприятия (фирмы, компании) заключается в его способности осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкретного рынка. Обеспечивается она умелым использованием предприятием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств эффективной деятельности.

Конкурентоспособность может быть применима к любому объекту как его свойство, характеризующее  степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. По другому определению  конкурентоспособность это способность  объекта выдерживать конкуренцию  в сравнении с аналогичными объектами  в условиях конкретного рынка.

Конкурентоспособность товаров определяется в сравнении  с товарами той же группы качества и соответственно цены.

В зависимости  от уровня качества, товары могут быть очень высокого качества, соответствующего лучшим мировым стандартам, и качества, соответствующего ГОСТам, техническим условиям, правилам и т.д. Конкурентоспособность объекта определяется по результатам маркетинговых исследований, сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что он в данное время является лучшим мировым образом.

Конкурентоспособность продукции, а также предприятия - производителя продукции соотносятся  между собой как часть и  целое, так и возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит  от конкурентоспособности товара и  совокупности экономических методов деятельности предприятия (фирмы), оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Речь идет о  том, что конкуренция как явление  выступает основной движущей силой  товарного хозяйства, а сам товар  становится орудием конкурентной борьбы. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность качественных и стоимостных его характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных оценок которого определяется его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность товара – синтетический показатель, отражающий итог многих слагаемых: эффективность работы конструкторского бюро, производственной деятельности предприятия и работы организаций по реализации товаров на рынках страны. Но конкретным товаром на рынке считается не только продукция – носитель.

Высокого качества и достигнутого технического уровня. Конкурентоспособность учитывает  также умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени, т.е. организационные  аспекты в сфере реализации, а  главное – максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей, основанный на глубоких маркетинговых исследованиях.

Конкурентоспособность продукции – это совокупный показатель качества продукции, которая по своим  количественно-качественным параметрам соответствует потребностям покупателей, пользуется превалирующим спросом  по сравнению с аналогичной продукцией других производителей в рыночной среде.

Уровень конкурентоспособности  продукции подразделяется на нормальный, средний и низкий.

Нормальный уровень  предполагает, что по всем внешним  – органолептическим, физико-биологическим, экологическим и другим параметрам продукции имеет наивысшие показатели, пользуется спросом покупателей  и может быть продана на рынке по максимальной цене.

Средний уровень  конкурентоспособности продукции  означает, что отдельные показатели не соответствуют ее лучшим образцам.

Низкий уровень  конкурентоспособности имеет продукция, которая не может быть отнесена к  первым двум.

Для глубокого  понимания процессов конкуренции  необходимо иметь четкое представление  об основных факторах, влияющих на конкурентоспособность. Первостепенное значение имеет учет в практической деятельности основных факторов, определяющих конкурентоспособность  товаров. Анализ положения дел в  реальной действительности позволяет  сделать вывод: конкурентоспособность  товаров представляет собой комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, которые определяют успех этого товара на внутреннем и внешних рынках. Для оценки указанных характеристик проводят сравнение выпускаемого товара с товарами-аналогами.

Среди множества  факторов, определяющих конкурентоспособность  товара, важное значение имеют расходы на производство, производительность и интенсивность труда которые оказывают влияние на цену и качество изделий. По сравнению с индустриально развитыми странами в российской экономике - более высокие удельные (на единицу продукции) затраты на производство. В нашей стране промышленное производство более материально -, трудо- и энергоемкое. Значительная доля в удельных расходах приходится на заработную плату. Это обусловлено не уровнем оплаты (он в нашей стране ниже во много раз, чем в США и других индустриально развитых странах), а низкой эффективностью использования рабочей силы.

Руководители  хозяйствующих субъектов должны учитывать в своей политике тот  факт, что производительность труда  остается одним из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке. Спад во всех отраслях российской экономики связан с резким снижением в период реформ индекса интенсивности труда (в легкой промышленности – на 90%, промышленности строительных материалов – на 73%, пищевой на 62% и т.д.). Интенсивность труда во многом зависит от таких показателей, как продолжительность рабочей недели и рабочего года.

   1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства на современном этапе.

Для выпуска  конкурентоспособной продукции  и повышения эффективности производства предприятию необходима адекватная инвестиционная политика, направленная на совершенствование товара и технологических  процессов.

 Соперничество  за покупателя вынуждает производителей  применять самые современные  методы менеджмента и экономического  прогнозирования управленческого  решения, к которым относятся  научные подходы к менеджменту,  системный анализ, моделирование,  прогнозирование, оптимизация и  др.

Одним из ключевых моментов стратегии является выпуск конкурентоспособной продукции. Под ней понимаются товары или услуги, отвечающие требованиям потребителей, пользующиеся спросом у покупателей и обеспечивающие предприятию нормальный уровень прибыли. Конкурентоспособность продукции тесно связана с конкурентоспособностью предприятия, которая наращивает результаты своей рыночной деятельности при помощи таких средств, как:

- использование  новейших достижений научно –  исследовательских работ, открытий  и изобретений для производства  и реализации высокоэффективных  наукоемких изделий, технологий  и услуг;

- тщательное  и всестороннее изучение состояния  и перспектив развития общехозяйственной  и товарной конъюнктуры рынка;

- ориентация  производства и реализация продуктов  на самые последние и перспективные  требования рынка;

- обеспечение  полного, всестороннего удовлетворения  потребностей общества для повышения  качества его жизни.      

      Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может иногда иметь и средний уровень качества среди аналогичных товаров на данном рынке. В последней ситуации конкурентоспособность товара достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе и стимулированию продаж и зависит от следующих факторов: ценообразование, послепродажного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д. [3,c 49]

        Факторы конкурентоспособности продукции классифицируются:

 по возможности  влияния субъекта управления  на объект – внешние и внутренние;

  • по стоимостной характеристике – ценовые, неценовые;
  • по структуре – продуктовые, технологические и организационные.

   На  современном этапе развития зернового  производства повышение конкурентоспособности  предполагает целенаправленное воздействие, в первую очередь, на внутренние факторы, предопределяющие ее уровень, с учетом влияния внешней среды. Последняя в значительной степени определяется конъюнктурой рынка. В этой связи с ростом производственных затрат на 1 га за счет совершенствования технологии возделывания зерновых культур и организации производства уменьшается величина прироста урожайности, это приводит к снижению отдачи от вложенных средств, следствием чего является рост себестоимости. Следовательно, в условиях экономической нестабильности товаропроизводитель должен знать границы эффективного производства.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства в СПК «Калиновский»