Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных причин такого положения является то, что ни один комитет Государственной Думы, ни одно министерство или ведомство, ни один НИИ в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности, не смотря на то, что Россия несколько лет строит рыночные отношения.

Содержание

1. Введение 3
2. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория 4
3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товара 5
4. Оценка конкурентоспособности товаров 8
5. Пути и методы повышения конкурентоспособности товаров 15
6. Заключение 19
7. Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 183.79 Кб (Скачать)

и способы  решения этой задачи сегодня существуют. Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с

международными  требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет

значительно больше возможностей для  привлечения требуемого капитала. Способность менеджмента привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества предприятия. То есть проблема финансирования также является, в первую очередь, проблемой качества

управления предприятием. Следует  учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время

государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заёмной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов или среди определённых инвесторов (Такие гарантии предлагала Италия в случае продажи контрольного пакета ФИАТа компании ДжМ). То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.

6. Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее. Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности – важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их

доходов и  настоятельности соответствующей  потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.

Так или  иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка конкурентоспособности  товаров

 

 

Разработка  путей повышения конкурентоспособности  товара напрямую зависит от его правильной и своевременной  оценки. По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение

качества  продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.

 

К основным факторам этой оценки следует отнести:

    1. Экономический потенциал и темпы роста экономики;
    2. Уровень развития науки и техники;
    3. Участие в международном разделении труда;
    4. Динамичность и емкость внутреннего рынка;
    5. Социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;
    6. Гибкость финансовой системы;
    7. Государственное регулирование экономики;
    8. Обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.

 

Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран.

 

Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются:

  • оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса;
  • высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса;
  • точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда;
  • умение избегать острой и бессмысленной конкуренции;
  • мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая схема  конкурентоспособности представлена на рис.1

 

Рис. 1. Схема обеспечения конкурентоспособности.

Также для оценки конкурентоспособности  товаров можно использовать аналитические  и графические методы оценки.

К аналитическим  методам можно отнести:

  1. Модель Розенберга;
  2. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
  3. Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
  4. Модель с идеальной точкой;
  5. Методика Гребнева.

 

Графические методы оценки конкурентоспособности  включают:

  1. Матрица БКГ;
  2. Модель «Привлекательность рынка -- преимущества в конкуренции»;
  3. Построение карт стратегических групп;
  4. Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой:

Аj = j Iij ,

где Аj -- субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj -- важность мотива для потребителя;

Iij -- субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки  зрения работы с товаром использование  модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто  бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками. Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

 

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

Qi = ,

где Qi -- показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi -- величина i-го параметра товара;

Pi0 -- величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

К = ,

где n -- число оцениваемых параметров;

бi -- вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными  продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 -- превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.

При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы  он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования  и предназначались для одной  группы потребителей.

 

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента -- идеальная величина характеристики товара:

Qj = k |Bjk - Ik|r ,

где Qj -- оценка потребителями марки j;

Wk -- важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk -- оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik -- идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r -- параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше. Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте. Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

 

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности -- это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i- оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

B0i- =

,  

где М0 -- объем продаж данного товара за определенный период;

М1 -- объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

 

Алгоритм  расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие этапы:

 

  1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества.
  2. Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества).
  3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.
  4. Формирование модели эталона, т. е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.
  5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов.
  6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара и товара конкурентов по формулам:

К =

,

 

К =

,

где n-- количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;

n-- количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.

7. Расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара.

 

8. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности своего товара по формуле:

  

                                             

9.Если товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных  параметров качества на соответствие  интернациональным или национальным  стандартам предполагаемого импортера.  Если хотя бы один из нормативных  параметров не соответствует  установленному стандарту, необходимо  такое несоответствие устранить.

,

где Пк -- произведение всех показателей:

Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,

Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.

Считается, что если коэффициент конкурентоспособности  меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный  товар, и необходимо изменить его  технические и экономические  характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным  в успехе на рынке. Однако если это  превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления  действия фирмы на рынке.

 

В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рис.2)

 
Матрица Бостонской консалтинговой группы

 

Рис. 2. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Преимущество  метода заключается в том, что  при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатками  метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и  осложнение выработки управленческих решений.

Информация о работе Пути и методы повышения конкурентоспособности товара